Произведение «Озеро Иссык» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Сборник: История и политика - статьи
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 1485 +3
Дата:

Озеро Иссык


Фотография 1959 года сделана с восточного берега озера в сторону Правого Лога


          Открыть страницу на своём сайте под названием «Озеро Иссык» и поделится своими воспоминаниями об этом уникальном озере в горах Северного Тянь-Шаня, меня побудили фотографии озера на сайте «Одноклассники» и обсуждение старых фотографий с видами озера. В своё время, я ещё мальчишкой, побывал несколько раз на популярном и излюбленном месте отдыха алмаатинцев в конце 1950-х годах, начале 1960-х озере Иссык. Последний раз посетил озеро за неделю до страшной катастрофы. А потом..., только лишь в 1966 году. В летние сезоны 1967-68 годов я работал инструктором по туризму на турбазе «Озеро Иссык». После катастрофы 1963 года, вся прилегающая территория, все строения популярного места отдыха на берегу озера Иссык, стали принадлежать турбазе «Озеро Иссык».


Турбаза "Озеро Иссык" до 1963 года. Посреди снимка ресторан на сто, а то и более посадочных мест. Прямо над рестораном столовая турбазы и палаточный городок. После 1963 года ресторан отошёл к турбазе и там разместили столовую. В бывшей столовой турбазы организовали клуб. Чуть позже вместо палаток появятся небольшие четырёхместные коттеджи


          Турбаза была спортивного типа и имела статус всесоюзного значения. Не отдыхать, а именно заниматься активным спортом, приезжали со всего Советского Союза. Оно и не удивительно, плановые маршруты турбазы были от первой и до пятой категории сложности. На турбазе проводились всесоюзные сборы руководителей горных, сложных путешествий. Участники этих сборов были старшие инструктора, начальники спасательных отрядов со всех турбаз СССР. По окончанию теоретической подготовки, участники сборов совершали путешествие по пятой категории сложности, по тем временам самой высшей категории сложности в спортивном туризме.

          В 1968 году мне тоже посчастливилось попасть на эти сборы и совершить поход по «пятёрке». И даже не просто в качестве участника сборов, а как второй инструктор от турбазы, в качестве руководителя. За два летних сезона обошёл окрестности озера Иссык вдоль и поперёк. Встречался со многими очевидцами той страшной катастрофы, которая произошла 7-го июля 1963 года. Очевидцы рассказывали без всяких прикрас о трагедии озера. В какой-то мере для меня стала ясна причина природного катаклизма и я, как инструктор, рассказывал туристам своих групп эту ужасную историю. Сейчас, по происшествии почти 60-ти лет, многое стало забываться. А ведь озеро Иссык по привлекательности было не хуже знаменитого озера Рица на Кавказе. Если бы не отдалённость от больших городов, транспортных коммуникаций, то ещё не известно, какое озеро было бы популярней по своей привлекательности. Видимо стоит подробно рассказать о катастрофе озера, о причинах и последствиях. Попробую восстановить историческую справедливость, используя официальные данные и публикации из материалов советских газет и журналов того времени.

Историческая справка


          Иссык — озеро в Иссыкском ущелье Заилийского Алатау, примерно в 70 км восточнее Алма-Аты. Высота над уровнем моря — 1756 метров. Как утверждают геологи, образовалось оно около 8—10 тысяч лет назад в результате грандиозного горного обвала, который создал естественную плотину высотой около 300 метров. Река продолжала прокладывать себе путь среди скал, и вскоре с низовой стороны возникло ещё одно озеро - Малое Иссыкское или Круглое. Из него воды реки бурным потоком устремлялись дальше в долину, падая каскадами, и постепенно замедляясь.



Здесь хорошо видно, как речка, вытекающая из большого озера, впадает в Малое, а уже из Малого озера речка Иссык каскадом водопадов спускалась в долину. Фотография сделана в 1928 году


          Изначально длина озера Иссыка составляла 1850 м, ширина 500 м, глубина 50—79 м. Оно всегда отличалось низкой температурой воды, которая никогда не превышала +7°С. Поэтому рыба в его водах никогда не водилась. Вода была зелено-голубая.



Падающая скала. Когда произошла катастрофа, упорно ходили слухи, что именно эта скала рухнула в озеро и из-за этого оно перестало существовать. Если бы даже это было так, имею ввиду, что скала рухнула в озеро, то она бы подняла волну не более пяти сантиметров! Ветер поднимал волны на озере гораздо выше. Слишком малы размеры скалы по сравнению с общей массой озера, чтобы вызвать такую катастрофу.


          Окрестности озера всегда были безлюдны. Оно лежало в стороне от караванных путей, и здесь не было никаких населённых пунктов. Сюда забредали только охотники в поисках дичи, которая в этих местах была непуганой. Всю территорию вокруг озера покрывали густые хвойные леса, в которых преобладала Тянь-Шанская ель. В них обитало множество медведей, барсов, кабанов, горных козлов и архаров. В 1857 году это место посетил и подробно описал знаменитый русский исследователь и путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шанский. До 1963 года озеро Иссык оставалось подлинной жемчужиной Казахстана. К озеру была проложена современная автомагистраль, которая на отдельных участках имела серпантины. На его северном берегу была построена база отдыха ВЦСПС. Рядом находилась турбаза, действовал автовокзал. Тысячи жителей и гостей столицы Казахстана приезжали сюда на отдых. Его изображение украшало открытки, почтовые марки и туристические брошюры.

          В 1939 году на берегу озера начала работать турбаза ВЦСПС. В 1959 году был открыт «Парк озера Иссык» с гостиницей, рестораном. Инфраструктура отдыха на озере Иссык получила наибольшее развитие после принятия весной 1958 года постановления Совета министров Казахской ССР «Об обеспечении культурного отдыха трудящихся на озере Иссык». К нему проложили хорошее шоссе по ущелью реки Иссык и построили автовокзал с большой автостоянкой. Из Алма-Аты можно было добраться на рейсовом автобусе почти до самого озера. В выходные автобусы отправлялись через каждые полчаса от автостанции возле Центрального колхозного рынка.

          На берегу озера Иссык построили двухэтажную гостиницу на сто мест, ресторан, павильон фотографии, баню, парикмахерскую, танцплощадку. К числу развлечений относилось катание на катерах, лодках, речном трамвайчике. Поскольку вода была холодной, купались немногие. В основном загорали на прибрежном песке, который встречался в отдельных местах (Малиновая бухта, дельта Верхнего Иссыка с южной стороны). За безопасностью на воде следили спасатели.


Ресторан парка «Озеро Иссык». После 1963 года это будет столовая турбазы, а в цокольном этаже будет находится пункт проката туристического снаряжения


          Кое-что из инфраструктуры полувековой давности сохранилось до наших дней, но находится в запустении. По пути к озеру до сих пор стоит беседка, которая в путеводителях тех лет обозначена как «Беседка воздуха». Сохранилось здание автостанции, а также металлическая обзорная башня рядом с ней. Большой портрет Ленина, нарисованный на обломке скалы, до сих пор «встречает» отдыхающих.



Беседка воздуха в наши дни


Автостанция и смотровая вышка, высотой около 40 метров




Этот портрет Ленина я ещё видел в 1963 году, за неделю до катастрофы. Сохранился до наших дней


          С 1959 года и до 7 июля 1963 года посещение озера Иссык входило в программу визита высоких гостей из Москвы и зарубежных стран, если их привозили в Алма-Ату. Рассказывают, что на речном трамвайчике по озеру любил кататься вьетнамский лидер Хо Ши Мин, впервые побывавший здесь в 1959 году. Привозили сюда и группу американских губернаторов. Любил бывать на Иссыке и глава Советского Союза Никита Хрущев. В 1963 году, 7 июля на озеро, в сопровождении Динмухамеда Кунаева, приехал Алексей Косыгин - тогда первый заместитель председателя Совета министров СССР. Кунаев в то время был в опале и занимал должность председателя Совета министров Казахской ССР.

          Об этой поездке Динмухамед Кунаев позже написал в своих мемуарах:

          «На озеро мы приехали в полдень. Косыгин озером и природой был восхищён. Мы собрались ехать на другой берег. Тут я вижу - что-то неладное: с гор с гулом несётся коричневый поток. Сомнений нет, это дело мне слишком знакомо. Сель! Поток уже обрушился в озеро. Вода помутнела и будто кипит. Удар селя поднял мощную волну, лодки отдыхающих стали переворачиваться. Сель ударил в пирс, я видел, как подбросило вверх человека, стоявшего на нем.

          - Пока мост на реке не сорвало, - говорю, - надо уезжать!

          Косыгин - ни с места. Происходящее как бы заворожило его. Я говорю, что дорога каждая секунда. К тому же надо организовать немедленные спасательные работы... Только миновали мы мост, и он рухнул за нами под напором грязи и камней».

          В начале 2000-х годов одна казахстанская газета опубликовала рассказ бывшего директора турбазы «Озеро Иссык» Ивана Аушева о том, что происходило на озере 7 июля 1963 года. Оказывается, перед приездом первого заместителя председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, секретарь Алма-Атинского обкома партии приказал выставить оцепление на правой стороне озера и никого из простых отдыхающих туда не пускать. В это место должны были привести Косыгина. Из-за этого многие выбрали для отдыха другие участки берега, подвергнувшиеся впоследствии удару селя. По словам Аушева, вину за гибель части людей решили повесить на него. Но разобрались и даже дали почётную грамоту за самоотверженные действия при спасении людей.

О СЕЛЕ НИЧЕГО НЕ ПИСАЛИ БОЛЬШЕ ДВУХ НЕДЕЛЬ!!!


          И так, сель обрушился в озеро Иссык в воскресенье, когда там была масса отдыхающих. В понедельник советские газеты не выходили. Во вторник, 9 июля 1963 года, многие казахстанские газеты написали, что на один из


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:18 06.08.2022 (1)
Залез в Иссык, Интересно. А я тебе вроде, свою фотку озера 64 или 65 года посылал. 
     21:13 06.08.2022
Да, какая-то была, где вы пытаетесь наладить переправу через речку. У меня все фото по Иссыку сохранены, думаю, что твои там тоже есть. Правда твоих было всего лишь две или три фотографии. Но мне регулярно присылают все те, кто когда-то бывал в то время и в тех местах. Конечно, я стараюсь эти фотографии обработать и вставить в соответствующие рассказы, очерки, заметки. В этом очерке просто постарался рассказать хронологию катастрофы, о которой в советские времена не очень то хотели публиковать. 
     20:20 10.01.2022 (1)
     20:35 10.01.2022
1
Спасибо за визит и оценку!
С теплом, Сергей
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама