В последние годы в России, несмотря на крайне неблагоприятные условия, наблюдается процесс духовного возрождения. Проявляется это по-разному, но результаты заметны даже в мелочах. Государство взяло курс на восстановление духовных основ русского общества, основательно подорванных за последние три десятилетия, и, пусть крайне медленно и тяжело, процесс этот идет. В частности, во многих СМИ прекратилась пропаганда “прозападных” ценностей и всеобщей конкуренции как нормы жизни, взят курс на патриотизм и “традиционные” ценности, которыми мы жили испокон веков. Правда, процесс “духовного растления” общества дал обильные всходы, но все не так уж безнадежно. Об этом ясно говорит все большая радикализация противников “духовных скреп”, понимающих, что их время уходит, и впереди их ждут большие неприятности. Страх, постоянно терзающий их, порождает все большую агрессивность к тем, кто не разделяет их взглядов. Вместо того чтобы вести со своими оппонентами честную дискуссию в уважительном тоне, они агрессивно их атакуют, всячески пытаясь провоцировать на грубость. При этом любые замечания со стороны оппонентов, даже выраженные в уважительной форме, им кажутся оскорбительными. Откуда же такая уверенность в собственном превосходстве? Почему они считают, что им позволительно то, что не позволительно другим?
Причин тут может быть несколько. Прежде всего это можно объяснить тем, что они, лишенные духовной опоры, начинают мыслить крайне поверхностно и шаблонно. Отказавшись от духовных ценностей, лежащих в основе русской культуры, они не приобрели ничего взамен и остались без “почвы под ногами”. А человек, лишенный духовных подпорок, начинает мыслить штампами. Все, что не вписывается в “схему”, выстроенную в его голове, он попросту игнорирует. Если же кто-то не дает ему такой возможности, он это уже воспринимает как угрозу и реагирует соответственно.
Для противников “духовных скреп” это наиболее характерно. Их раздражает как само это понятие, так и все, что с ним связано. То есть сами духовные основы российского общества. Все то, чем мы привыкли гордиться, и все, что дает людям духовную опору в жизни, действует на них, как красная тряпка на быка. А этого вокруг становится все больше, что ввергает этих людей в состояние постоянного стресса. И они, конечно, начинают искать плохое во всем хорошем, что было и есть в России (а найти его всегда можно, поскольку все имеет обратную сторону). Вся история России им уже кажется “черной дырой”, а все те идеалы, которыми Россия жила и живет, заведомо ложными. И любые упоминания о них в положительном ключе они воспринимают как личное оскорбление.
Свою позицию противники “традиционных ценностей” считают единственно правильной, и всех, кто осмеливается им возражать, стремятся “поставить на место”. Причем делают это крайне агрессивно, не стесняясь в выражениях. Но при этом требуют уважительного отношения к себе, видимо, считая, что у них есть особые права, которых нет у других. И когда, в конце концов, получают отпор, искренне не понимают, за что это их так! Ведь они не какое-нибудь “быдло”, с которым можно не церемониться, а приличные люди! А значит, и отношение к ним должно быть соответствующее, не такое, как к их оппонентам.
На самом деле под маской агрессивности у этих людей скрывается страх. Будущее их ужасает, ввергает в отчаяние. И для страха имеются все основания. Впереди их ждет неотвратимая расплата за все то зло, что они совершили за прошедшие годы. А зла очень много, и неизбежность предстоящей расплаты делает этих людей агрессивными ко всем, кто в последние годы воспрянул духом и увидел “свет в конце тоннеля”. У них этот свет вызывает ощущение надвигающейся катастрофы. И они в отчаянии все больше озлобляются и своей агрессивностью пытаются вывести людей из равновесия, хотя бы отчасти заставить их испытать то, что испытывают сами. Если же им это не удается, они озлобляются еще больше.
Кроме того, эти люди наотрез отказываются верить российской пропаганде, но при этом слепо верят западной. А поскольку та Россию называет главной угрозой для “цивилизованного мира”, то и они начинают относиться к ней так же. Русский народ для них становится враждебной силой, и все, кто ему сочувствует, вызывают у них неприязнь, порожденную страхом. Живущие сами в постоянном страхе, эти люди стараются поселить страх в российском обществе. Боясь сплоченности многонационального народа России, они всячески провоцируют вражду в российском обществе. Этому очень способствует эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничения, изолирующие людей друг от друга и порождающие взаимное недоверие, переходящее во враждебность.
Вообще, в последнее время в России наметились две тенденции: с одной стороны, восстановление духовной основы общества и объединение людей в единый народ, с другой - разделение людей, вызванное “пандемией” и связанными с ней ограничениями. Разумеется, противники “духовных скреп”, резко выступая против государственной политики, направленной на сплочение общества, в то же время поддерживают “коронавирусные” ограничения, поскольку они, как уже сказано, способствуют разобщению людей и дают возможность противникам традиционных ценностей хотя бы немного отсрочить свой окончательный крах в России. Впрочем, на их любимом Западе “коронавирусные” ограничения гораздо жестче, чем у нас, как и отношение к тем, кто выступает против власти. И можно представить, какую жесточайшую диктатуру установили бы в России противники “духовных скреп”, если бы получили власть. Об этом можно судить уже по тому, как общаются эти люди со своими оппонентами.
Западное общество, построенное на “рыночных отношениях” и всеобщей конкуренции, они считают единственно правильным, в то время как российское, основанное на солидарности и взаимопомощи, изначально порочным. Попытка переделать российское общество на западный лад, предпринятая в 1990-е годы и позже, с треском провалилась, и все, что им теперь остается - всячески препятствовать его оздоровлению, тенденции к которому наметились давно, а в последние годы данный процесс идет полным ходом. Правда, в последние два года эпидемия коронавируса и связанный с ней “режим ограничений” способствовали разобщению и усилению недоверия между людьми, в чем больше всего заинтересованы противники “духовных скреп”, но вечно это продолжаться не может. Рано или поздно “пандемия” закончится, и процесс “возвращения к истокам” вступит в завершающую фазу, чего “антискрепники” опасаются больше всего, и имеют для этого все основания. Действительно, общество, построенное на началах “соборности” и солидарности, категорически не приемлет всего, что вносит разлад между людьми, превращает их во врагов и конкурентов. Но принять такое общество как данность противники “духовных скреп” не могут, поскольку их шаблонное мышление категорически отвергает любой “особый путь” и национальную самобытность, любое отклонение от западных стандартов, в основе которых лежит протестантская этика, во многом прямо противоположная православной, лежащей в основе российского общества. Если в России, например, бескорыстие и нестяжательство считаются нормой, а стремление к обогащению - патологией, то на протестантском Западе обратная ситуация. Богатство там традиционно считается отметиной Бога, а стремление к материальному успеху - необходимым условием для интеграции в общество. Тех, кто не стремится к обогащению, там чаще всего воспринимают как неудачников, “лузеров”. Кроме того, русский человек органически неспособен к лицемерию, в то время как в основе современного западного общества лежит “политкорректность”, которую русская душа не принимает категорически. Нам противны “двойные стандарты”, являющиеся нормой для Запада и его сторонников в России. Принять все это как норму Россия не может, но и Запад тоже не может мириться с сильной самобытной цивилизацией, основанной на альтернативных западным ценностях, и потому делает все возможное, чтобы ослабить Россию и подорвать единство ее народа. И в этом очень ему способствует “пятая колонна” внутри России, пестрая по составу, но объединенная неприятием наших духовных ценностей.
Таким образом, надо понимать, что противники “духовных скреп” в России - это прежде всего несчастные люди, нуждающиеся в помощи, которые они категорически не хотят принимать от “скрепоносцев”, а больше им помочь некому: в их среде вообще нет той душевной теплоты, какая есть у сторонников традиционной этики. У них каждый за себя, как на Западе, а несчастных жалеть не принято. Вот они и страдают постоянно. А поскольку их страдания никто не разделяет, они становятся вдвойне мучительными и выливаются в агрессивное поведение. Это обстоятельство необходимо учитывать при общении с ними. И главное здесь - сохранять хладнокровие и не поддаваться на провокации. Это разозлит их еще больше, но не позволит им добиться своей цели. И, возможно, когда-нибудь, осознав бесперспективность своих усилий, эти люди, в конце концов, захотят простого человеческого тепла, которое им могут дать только их “идейные” противники. Хотя это и кажется маловероятным, но все же очень хочется в это верить. А если во что-то верить всей душой, рано или поздно это станет реальностью. Во всяком случае, основания для такой веры имеются. Да и время работает на нас. А значит, все еще впереди!
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Вы много рассказали о тех, кто против скреп. Написали красиво статью, но это ваше видение - сопротивляться не намерен, пущай так и останется.
Теперь напишу я - не правильно и не красиво: не понимаю, что есть скрепы. При этом люблю свою страну.
Думаю, что лучшая скрепа всех времен и народов - монета в кармане.
Делами праведными нужно скрепы крепить, а не словами! И кто это делает - тому поверят, за тем и пойдут. С того момента и будет монолитностью наливаться народ - любую скрепу можно прививать. Глядишь, и антискрепников поубавится.
С уважением Н.А.