Произведение «Сон одинокого робота...»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка рецензентов: 7
Баллы: 8
Читатели: 282 +1
Дата:
Предисловие:
Отрывок из повести "Если завтра не наступит сегодня в полночь". Позже опубликую полную версию.

Сон одинокого робота...

...Впереди показалось Убежище. Огромные гермоворота были открыты. Я остановился. Тьма смотрела на меня, словно из черной пустоты проёма выползала холодная смерть, и наползая на порог она медленно поглощала жизнь. Озноб прошел по коже. Стало жутко. Но любопытство пересилило страх. И ради интереса я решил заглянуть, заодно передохнуть и возможно пополнить запасы и провизию. В убежище царила жуткая тишина. Страх медленно словно спрут заползал в душу, заставляя механическое сердце содрогаться все чаще и чаще.  Включил фонарь, и он стрелою пронзил тьму и казалось пробудил ото сна тех, кто спал сном смерти. Тишиною окутан этот мир, и замер на часах судьбы отчаянный крик последнего выжившего человека. Он, как наследие будущему поколению, молит в слезах умерших солдат не стрелять.
Я спустился в грот, где был вход в жилые помещения. В углу стоял покрытый пылью генератор. Я запустил его. Он, пустив дым затарахтел, мирно гудя, наполнив тишину монотонным гулом мотора. Свет пронзил тьму. Две лампы сгорели и грот погрузился в полумрак.  Фонарь я не выключил, ибо в некоторых местах было темно. Оглядев грот и не найдя ничего интересного, кроме двух человеческих скелетов, я подошел к пульту управления дверью в убежище.
Все было покрыто пылью времени, здесь уже много лет никого не было и похоже я был единственным гостем на этот незваный вечер в память об усопших героях. Смахнув с приборной панели многолетнюю пыль, я опустил рычаг, который не сразу поддался, пришлось приложить немного усилие. рычаг опустился. Тишина. Все замерло на мгновение. Я ощутил приступ жуткого одиночества, она нахлынула волною, облив мою душу слезой отчаяния. Что-то заскрежетало в старом механизме и старая железная дверь около двух метров высотой, пришла в движение медленно открывая черную пасть проёма фойе. Неожиданно механизм заклинило и дверь остановилась на полпути, волне достаточный чтоб я мог пролезть.
Что меня ожидало там. Не знаю. Выживших нет. В этом я был уверен. Возможно упыри или призраки прошлого, что бродили по тёмным закоулкам и помещениям. Не погасив фонаря, я осторожно протиснулся в небольшую щель и оказался внутри. Тишина. Вниз уходила металлическая ступенчатая лестница. Тьма глядела на меня и манила в свои жадные объятия исследования. Медленно спускался я, вниз слушая звук своих шагов, топ –топ топ отбивая монотонный ритм они звучали мистически в этом давно умершем мире, где мертвецы пели симфонию смерти.
В свете фонаря мелькнула тень. Я замер, послышался шорох и урчания. Я был здесь не один. Я понял это когда вошел в жилые помещения. Таинственные жители царства тьмы и скорби притаились в полумраке заброшенных камней. Это был их мир, и я внезапно вторгся, пробудив ото сна
Голова моя словно мусорный бак забита осколками воспоминаний и пустыми надеждами. Черкну спичку и сжечь прошлое навсегда. Но оно преследует по пятам. Память бессмертна.
Кто-то незримый шепчет строки давно умершей любви. Тень мелькнула и исчезла. Может бред. Кто-то позвал по имени. Я обернулся. Предо мной Катрин в летнем платье. Она также красива и нежна. Знаю ты лишь плод моего больного воображения, рождённый фантазией страдальца, но прошу не исчезай. Я протянул руку чтоб провести рукой по ее волосам, но она растворилась в дымке тумана. Бред.
Царил полумрак. Слышу только звук своих шагов.  Как и следовало того ожидать в комнатах царил бардак и зловоние. Зловещая тишина и смерть навсегда замерли в металлических стенах убежища. Я не знаю, что здесь произошло, но возможно упыри — это всё что осталось от выживших людей успевшие укрыться от ядерной атаки. Но вероятно радиация просочилась сюда или они не успели закрыть проход и вот он результат тупой войны. Это место давит на душу и угнетает. Понимаю ничего стоящего здесь быть не может, поэтому тратить патроны на этих упырей не стоит. Надо возвращаться в пустошь.
Я покинул убежище.
Ржавые облака в отблесках заката низко плыли над головой, отражая в небе медное зарево уходящего дня. А что будет завтра? Что в будущем? Человек, наверное, единственное существо способное безжалостно уничтожать то что было построено с любовью и на века. Война смысл людей. Война и стремление к власти уничтожили некогда прекрасный мир. И теперь вместо вечно зеленых и чистых проспектов я вижу лишь упадок цивилизации. И призраки прошлого уныло бродят по тихим улочкам умирающего мира, где будущее уже предопределено.
И еще не успел истлеть пепел войны как новая угроза нависла над планетой. Машины нового поколения, Солдаты Полякова уничтожают старые модели роботов и репликантов. Поляков одержим, он словно Рик Декард (бегущий по лезвию), выслеживает и уничтожает машины старого поколения.
Он жаждет полного господства над миром. Зачем он это делает? Задаюсь я вопросом, возможно принцип что смерть слабого даст власть сильному. И тогда тирания и диктатура. И снова стадо будет покорно исполнять волю господина…
В этих словах нет смысла это лишь письма тем, кто ещё жив и познает истину ядерного безумия на осколках истории нового мира. Кто лучше помнит историю, лишь тот, кто видел все ужасы войны, и никакая фантазия не сравниться с реальностью. Явь страшнее сна. Сны. Нет. Тьма. Я один…
Мрачные разрушенные строения и заброшенные дома. Люди не видят снов, как-то сказал мне один человек. Одни кошмары. А что снилось мне? Не помню. И вижу ли я сны? Не знаю. Жизнь проходит мимо словно поезд времен. Он мчится в будущее и нет дороги назад. Ничего уже не вернешь, позади умершие надежды на светлое будущее, а впереди мечта. Мечта. Какое прекрасное слово я смакую его на губах. И глядя на обречённое человечество я молча смирился с тем что оно погибает в скорби и слезах.
Люди медленно истребляют себя. И не нужна была эта Великая Война. К чему эти слезы матерей и страдания, если кругом разруха. Смерть. Тишина. Безмолвие.
Мертвый город спал сном последнего жителя, и никого нет. Одинокие дома молча глядели мне вслед пустыми глазами смерти. И слеза стекая обратится в прах на кладбище вечного сна. Крик застыл в тишине. Смерть бродит по тихим улочкам.
Смерть шепчет в тишине уходящего дня. И молча я ухожу. Ухожу в никуда.
Ты шепни мне песнь одиночества ядерного безумия. Когда-то мир был прекрасен. Взрыв. Все погибло. Мечты истлели в пепле радиации. Медленно гниет человечество на остатке земли и потухает костёр бытия и некому подбросить дров. Все исчезли в скупой слезе смерти.
Жестокость. Боль. Скорбь. Что вы оставили будущему поколению? О чем им вспомнить? А может наша жизнь лишь сон. И когда смерть, мы очнёмся в кресле виртуального мира. И через некоторое время мы снова продолжим жить в мире компьютерного сна. И вот она вечность. Вечная жизнь цифрового плена… Жизнь лишь отрезок времени данный нам судьбой…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(Рецензия на произведение «Сон одинокого робота»

Автор Марат Хабибуллин)


Робот с чувствами человека…
В фантастической  литературе (и не только) робот, как правило, является всего только машиной. Это запрограммированное существо, напичканное электронными платами, датчиками и сенсорами, может быть как помощником, так и врагом. Чтобы вывести робота из действия, надо потрудиться над его электронной начинкой.  Лишённый подпитки в виде батареек или аккумуляторов, робот перестаёт двигаться. Движения – это то, чему робота «научили» создатели. Робот может передвигаться, выполнять поручения, а также быстро считать благодаря имеющимся у него программам,  и так далее. Эта электронная игрушка много, что умеет!
Кроме одного: робот не умеет мыслить и чувствовать.

Хотелось бы напомнить, что человека, который выполняет работу, практически не задумываясь над тем, как он это делает, часто называют «роботом». Действительно, тогда, когда движения отработаны до автоматизма, когда людям даже не надо задумываться о том, в какой последовательности выполнять действия, это и впрямь очень похоже на то, как действует запрограммированное существо, которое внешне может быть очень похожим на homo sapiens. И всё же сходство это ограничено.

В рассказе «Сон одинокого робота» автор меняет реальность и фантастику местами. Нетипично для фантастического жанра, но почему бы автору не внести в фантастический жанр что-то своё? Робот в его рассказе наделен органами чувств, но самое главное – электронное существо умеет думать, анализировать и просчитывать действия. Интересный ход. Возникает вопрос: зачем же автор решил приписать роботу такое количество возможностей, которое по своей природе может иметь только человек?
Сначала этот вопрос остаётся без ответа, но чем дальше читатель погружается в рассказ – тем яснее становится  замысел автора: если люди не будут беречь то, что им даровано свыше – их ожидает далеко не радужное будущее. И, чтобы обрисовать такую перспективу, автор прибегает к помощи начиненного электроникой железного агрегата. Робот в этом рассказе умеет не только думать. Он чувствует, сравнивает и сопоставляет. Одиночество, которое испытывает робот, когда понимает, что вокруг нет ни одного живого существа, охватывает его настолько сильно, что он, не может справиться с ним и на какое-то время впадает в отчаяние.
С первых строк автор даёт понять читателю, что его главный герой (робот) оказывается не просто в одиночестве – он оказывается один на один с тьмой, которую можно сравнить только с концом жизни. И, хотя сердце у железного человека механическое, он, как мы видим, ощущает страх. Передвигаясь по помещению, робот описывает то, что он чувствует. И одновременно с этим словно предупреждает людей, что может их ожидать, если не беречь то место, где они живут. Перспектива, если честно, не очень хорошая.

Далее главный герой говорит о том, что может ожидать человека, если будет пущено в ход ядерное оружие. Цветущий мир низвергнется в бездну мрака. Люди, которые когда-то населяли планету, превратятся в тени, потому что невозможно выжить в той войне, где не будет победителей.
Главный герой вспоминает о своей ушедшей любви. Вполне возможно, что ему удалось полюбить кого-нибудь, но вся беда в том, что любить уже некого. Любовь умирает вместе с жизнью. Давая существу, которое не может ни чувствовать, ни любить, возможность осознать всю трагедию происходящего, автор вкладывает в его мысли своеобразное предупреждение о том, что сон робота – не более, чем письма тем, кто познает истину ядерного безумия на осколках нового мира.

Применение ядерного оружия – действительно безумие. Вкладывая слова в размышления робота, автор пытается показать читателю, что если даже бестелесный робот понимает всю опасность ядерной войны -  человек, как существо более разумное,  должен это понять ещё быстрее. Увы, если тем, у кого в руках жизнь всей планеты, пока непонятен смысл этих слов, робот пытается донести их до сознания людей:
-    Человек, наверное, единственное существо способное безжалостно уничтожать то что было построено с любовью и на века, - с горечью говорит… ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ!

Неужели к этим словам надо добавлять ещё что-то?

Рассказ  написан хорошим, легко читаемым языком. Для автора характерен свой стиль, который виден почти в каждом произведении. Хотелось бы отметить, что предложение обычно строится так:  сначала стоит подлежащее, затем сказуемое. Автор очень часто ставит глагол (сказуемое) перед подлежащим. Упор делается на действие. Таким образом он сразу как бы цепляет внимание читающего.  Ещё больший эффект получается, если перед сказуемым ставится дополнение или обстоятельство.

Примеры:

Этот мир окутан тишиной – нейтральное восприятие.
Тишиной окутан этот мир. –  Более глубокое восприятие, благодаря дополнению,  поставленному в начало предложения.

Отчаянный крик замер на часах судьбы. – Нейтральное восприятие.
Замер на часах судьбы отчаянный крик. – Более глубокое восприятие за счёт расположенного в самом начале предложения сказуемого и следующего за ним обстоятельства.


Стилистические ошибки:

Мороз прошёл по коже – здесь лучше поставить глагол «пробежать».
Пройти можно по-разному, в т.ч. медленно, вразвалочку и  т.д.  Когда человек ощущает холодок, который по телу – этот холодок не может «идти», он буквально проскальзывает.

Черкну спичку и сжечь прошлое навсегда. – Предложение построено стилистически неверно. Сначала идёт глагол в будущем времени, затем следует неопределённая форма глагола. В данном случае лучше оба глагола употребить в будущем времени –  Чиркну спичку и сожгу прошлое навсегда. Или оставить оба глагола в неопределенной форме, применив при этом условное наклонение: Чиркнуть бы спичкой и сжечь прошлое навсегда.  Слово «чиркнуть» - пишется через «и» (грамматическая ошибка).

Сны. Нет. Тьма – После слова НЕТ более уместна запятая. (Противопоставление).

Смешение глагольных форм при описании:

Царил полумрак. Слышу только звук своих шагов.  –  Во избежание путаницы при прочтении, желательно оба глагола поставить в одно время, либо в настоящее, либо в будущее.

Несогласованность (или пропуск) слов в предложении.
И когда смерть, мы очнёмся в кресле виртуального мира. – Не совсем ясно, что хотел сказать автор.


Грамматические ошибки.

1. Вводные слова в тексте выделяются запятыми. И ради интереса, я решил заглянуть, заодно передохнуть и, возможно, заодно пополнить запасы и провизию.

Может, бред. – после слова так же  отсутствует запятая.

2. Неправильное согласование частей речи.

Неожиданно механизм заклинило и дверь остановилась на полпути, волне достаточный (достаточном!), чтоб я мог пролезть.

3. Неправильная расстановка знаков препинания.

Что меня ожидало там? – предложение является вопросительным, но вопросительный знак отсутствует.

Медленно спускался я, вниз слушая звук своих шагов. – В данном предложении нарушен смысл. Нельзя слушать вниз (вверх, в сторону  и т.д.). Запятая поставлена неверно, и  смысл сбивается.  Правильная постановка запятой – после слова вниз.

4. Отсутствие тире.

Война смысл людей. – После слова «война» должно стоять тире, как объяснение чем на самом деле для человечества является война.

И тогда тирания и диктатура. – Без тире, которое должно стоять после слова «тогда», данное предложение теряет смысл, становясь обычным набором несогласованных между собой слов.

Жизнь лишь отрезок времени данный нам судьбой… - Тире должно стоять после слова «жизнь»

5. Отсутствие восклицательного знака.

Какое прекрасное слово я смакую его на губах.  – Так же набор несогласованных между собой слов, который приводит к потере смысла.

Исправленный вариант:

Какое прекрасное слово! Я смакую его на губах.

Отсутствие запятой перед словом «что».

… я молча смирился с тем, что

К сожалению, большое количество как стилистических, так и грамматических ошибок не позволяет поставить высший балл. Тем не менее, хотелось бы отметить, что рассказ написан хорошо читаемым языком и затрагивает актуальные вопросы современности.

Вывод: произведение нуждается в небольшой доработке.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=122480

Оценка произведения: 7
Магдалина Гросс 26.03.2022
     13:24 11.02.2022 (1)
1
Поставила "Очень понравилось" не за сюжет. Не дай Бог сбудется такое. 
В данном случае оценка стоит за изложение. Вы, Марат, не изменяете себе, и Ваш стиль уже можно отличить, читая фантастические рассказы. 
     15:34 11.02.2022 (1)
1
Спасибо за отзыв. Да согласен этот стиль выработан годами творчества. Не могу изменить никак. 
     15:56 11.02.2022 (1)
1
Не надо ничего менять, Марат. У Вас хорошо получается. Вы излагаете мысли иногда детально, иногда очень общими фразами - это как раз то, что нужно. Если постоянно писать только "в общем и целом" - будет скучно для восприятия. Если всегда писать, опираясь на мелкие детали - получится растянуто. Продолжайте писать так, как считаете нужным, у Вас действительно неплохо получается. 
     12:12 12.02.2022
1
Спасибо Магдалина. Есть у меня еще пьесы и комедийные рассказы, но они все опубликованы на проза ру. 
     12:17 08.02.2022 (1)
3
Жуткая картина!
"Человек, наверное, единственное существо, способное безжалостно уничтожать то,
  что было построено с любовью и на века"...
     15:43 08.02.2022 (1)
1
Да согласен с вами, человек ведет войны веками и никогда наверное мир не наступит на Земле. И это отрывок только из повести, дальше уже мрачнее будет. 
     15:48 08.02.2022
1
 Куда уже мрачнее! Марат, не пугайте)))))
     17:07 07.02.2022 (1)
2
Жуткая картина будущего... мне всегда было интересно: почему-то писатели предпочитают ужасы в будущем представлять А хочется позитива..
     15:44 08.02.2022
2
Не знаю наверное так интереснее представлять картину возможного будущего. И не повторить ошибок героев романа. 
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама