(Рецензия на произведение «Сон одинокого робота»
Автор Марат Хабибуллин)
Робот с чувствами человека…
В фантастической литературе (и не только) робот, как правило, является всего только машиной. Это запрограммированное существо, напичканное электронными платами, датчиками и сенсорами, может быть как помощником, так и врагом. Чтобы вывести робота из действия, надо потрудиться над его электронной начинкой. Лишённый подпитки в виде батареек или аккумуляторов, робот перестаёт двигаться. Движения – это то, чему робота «научили» создатели. Робот может передвигаться, выполнять поручения, а также быстро считать благодаря имеющимся у него программам, и так далее. Эта электронная игрушка много, что умеет!
Кроме одного: робот не умеет мыслить и чувствовать.
Хотелось бы напомнить, что человека, который выполняет работу, практически не задумываясь над тем, как он это делает, часто называют «роботом». Действительно, тогда, когда движения отработаны до автоматизма, когда людям даже не надо задумываться о том, в какой последовательности выполнять действия, это и впрямь очень похоже на то, как действует запрограммированное существо, которое внешне может быть очень похожим на homo sapiens. И всё же сходство это ограничено.
В рассказе «Сон одинокого робота» автор меняет реальность и фантастику местами. Нетипично для фантастического жанра, но почему бы автору не внести в фантастический жанр что-то своё? Робот в его рассказе наделен органами чувств, но самое главное – электронное существо умеет думать, анализировать и просчитывать действия. Интересный ход. Возникает вопрос: зачем же автор решил приписать роботу такое количество возможностей, которое по своей природе может иметь только человек?
Сначала этот вопрос остаётся без ответа, но чем дальше читатель погружается в рассказ – тем яснее становится замысел автора: если люди не будут беречь то, что им даровано свыше – их ожидает далеко не радужное будущее. И, чтобы обрисовать такую перспективу, автор прибегает к помощи начиненного электроникой железного агрегата. Робот в этом рассказе умеет не только думать. Он чувствует, сравнивает и сопоставляет. Одиночество, которое испытывает робот, когда понимает, что вокруг нет ни одного живого существа, охватывает его настолько сильно, что он, не может справиться с ним и на какое-то время впадает в отчаяние.
С первых строк автор даёт понять читателю, что его главный герой (робот) оказывается не просто в одиночестве – он оказывается один на один с тьмой, которую можно сравнить только с концом жизни. И, хотя сердце у железного человека механическое, он, как мы видим, ощущает страх. Передвигаясь по помещению, робот описывает то, что он чувствует. И одновременно с этим словно предупреждает людей, что может их ожидать, если не беречь то место, где они живут. Перспектива, если честно, не очень хорошая.
Далее главный герой говорит о том, что может ожидать человека, если будет пущено в ход ядерное оружие. Цветущий мир низвергнется в бездну мрака. Люди, которые когда-то населяли планету, превратятся в тени, потому что невозможно выжить в той войне, где не будет победителей.
Главный герой вспоминает о своей ушедшей любви. Вполне возможно, что ему удалось полюбить кого-нибудь, но вся беда в том, что любить уже некого. Любовь умирает вместе с жизнью. Давая существу, которое не может ни чувствовать, ни любить, возможность осознать всю трагедию происходящего, автор вкладывает в его мысли своеобразное предупреждение о том, что сон робота – не более, чем письма тем, кто познает истину ядерного безумия на осколках нового мира.
Применение ядерного оружия – действительно безумие. Вкладывая слова в размышления робота, автор пытается показать читателю, что если даже бестелесный робот понимает всю опасность ядерной войны - человек, как существо более разумное, должен это понять ещё быстрее. Увы, если тем, у кого в руках жизнь всей планеты, пока непонятен смысл этих слов, робот пытается донести их до сознания людей:
- Человек, наверное, единственное существо способное безжалостно уничтожать то что было построено с любовью и на века, - с горечью говорит… ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ!
Неужели к этим словам надо добавлять ещё что-то?
Рассказ написан хорошим, легко читаемым языком. Для автора характерен свой стиль, который виден почти в каждом произведении. Хотелось бы отметить, что предложение обычно строится так: сначала стоит подлежащее, затем сказуемое. Автор очень часто ставит глагол (сказуемое) перед подлежащим. Упор делается на действие. Таким образом он сразу как бы цепляет внимание читающего. Ещё больший эффект получается, если перед сказуемым ставится дополнение или обстоятельство.
Примеры:
Этот мир окутан тишиной – нейтральное восприятие.
Тишиной окутан этот мир. – Более глубокое восприятие, благодаря дополнению, поставленному в начало предложения.
Отчаянный крик замер на часах судьбы. – Нейтральное восприятие.
Замер на часах судьбы отчаянный крик. – Более глубокое восприятие за счёт расположенного в самом начале предложения сказуемого и следующего за ним обстоятельства.
Стилистические ошибки:
Мороз прошёл по коже – здесь лучше поставить глагол «пробежать».
Пройти можно по-разному, в т.ч. медленно, вразвалочку и т.д. Когда человек ощущает холодок, который по телу – этот холодок не может «идти», он буквально проскальзывает.
Черкну спичку и сжечь прошлое навсегда. – Предложение построено стилистически неверно. Сначала идёт глагол в будущем времени, затем следует неопределённая форма глагола. В данном случае лучше оба глагола употребить в будущем времени – Чиркну спичку и сожгу прошлое навсегда. Или оставить оба глагола в неопределенной форме, применив при этом условное наклонение: Чиркнуть бы спичкой и сжечь прошлое навсегда. Слово «чиркнуть» - пишется через «и» (грамматическая ошибка).
Сны. Нет. Тьма – После слова НЕТ более уместна запятая. (Противопоставление).
Смешение глагольных форм при описании:
Царил полумрак. Слышу только звук своих шагов. – Во избежание путаницы при прочтении, желательно оба глагола поставить в одно время, либо в настоящее, либо в будущее.
Несогласованность (или пропуск) слов в предложении.
И когда смерть, мы очнёмся в кресле виртуального мира. – Не совсем ясно, что хотел сказать автор.
Грамматические ошибки.
1. Вводные слова в тексте выделяются запятыми. И ради интереса, я решил заглянуть, заодно передохнуть и, возможно, заодно пополнить запасы и провизию.
Может, бред. – после слова так же отсутствует запятая.
2. Неправильное согласование частей речи.
Неожиданно механизм заклинило и дверь остановилась на полпути, волне достаточный (достаточном!), чтоб я мог пролезть.
3. Неправильная расстановка знаков препинания.
Что меня ожидало там? – предложение является вопросительным, но вопросительный знак отсутствует.
Медленно спускался я, вниз слушая звук своих шагов. – В данном предложении нарушен смысл. Нельзя слушать вниз (вверх, в сторону и т.д.). Запятая поставлена неверно, и смысл сбивается. Правильная постановка запятой – после слова вниз.
4. Отсутствие тире.
Война смысл людей. – После слова «война» должно стоять тире, как объяснение чем на самом деле для человечества является война.
И тогда тирания и диктатура. – Без тире, которое должно стоять после слова «тогда», данное предложение теряет смысл, становясь обычным набором несогласованных между собой слов.
Жизнь лишь отрезок времени данный нам судьбой… - Тире должно стоять после слова «жизнь»
5. Отсутствие восклицательного знака.
Какое прекрасное слово я смакую его на губах. – Так же набор несогласованных между собой слов, который приводит к потере смысла.
Исправленный вариант:
Какое прекрасное слово! Я смакую его на губах.
Отсутствие запятой перед словом «что».
… я молча смирился с тем, что…
К сожалению, большое количество как стилистических, так и грамматических ошибок не позволяет поставить высший балл. Тем не менее, хотелось бы отметить, что рассказ написан хорошо читаемым языком и затрагивает актуальные вопросы современности.
Вывод: произведение нуждается в небольшой доработке.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=122480
Вообще, человечные роботы в фантастике встречаются. R2D2, C3PO, Чоппер - весьма одушевленные жестянки из Далекой-далекой, да и Терминатор тот же. Но здесь, конечно, не роботы на первом месте, а люди и человечность. Фантастика только позволяет рассмотреть их в новом свете и новых условиях
С уважением Captain Rex