Название произведения должно говорить о творческом рождении поэта,
поэтому в начале стиха идёт повествование о родах.
Допустим, что в один из пасмурных дней жизни к челу явилась Муза и начал рождаться поэт.
И так:
<Пела ночь как орган и метелью мела,
Бесновалась почти до рассвета.
А наутро со стоном и взмахом крыла
Мать-Любовь народила поэта.>
-Первые строки катрена уносят меня в то время, когда я посещала собор в Вильнюсе,
где слушала органную музыку. Уверяю Вас автор, я не бесновалась от этой музыки,
а растворялась в ней полностью, порой, даже трудно было вернуться в реал после Моцарта,
Баха или других великих композиторов. Не очень удачное сравнение.
Орган более подходит к умиротворённому состоянию, ибо это в основном церковный атрибут.
Ладно, допустим после какой-то мучительно-странной ночи человек вдруг ощутил в себе потребность
слагать в рифму слова. Почему Мать-Любовь образно представлена как - бы вдруг?
Что, до этого он был хладнокровно циничен, бесталантен и никаких перспектив?
Два последних предложения никуда не катят по замыслу! Со стоном? В муках ужасных?!
Почему только один взмах крыла? Народила - тоже не нравится слово,
хоть оно и означает новорождённого, но и соревнуется со смыслом - Родить в большом количестве.!
А может не только Мать- Любовь рождает поэта? Ведь Мать-Любовь не обделяет своим вниманием
множество людей, которые не становятся поэтами.
Не будем тоже сравнивать с рождением Христа в хлеве,
а посмотрим, что на это сказал А.С. Пушкин в стихотворении “Поэт”:
<…Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он…>- Думаю, что здесь всё понятно))
Теперь возьмём второй катрен:
Жаль, оставили силы...Завыло в трубе...
Но младенца к груди прижимая,
Мать сказала: - "Мой сын! Я останусь в тебе,
Разгораясь, как искра живая
Как и первый катрен, этот тоже не блещет красочной палитрой образов.
Первое предложение просто ужас на улице Вязов!
Роды получаются настолько тяжёлые, что силы у Матери-Любви на исходе,
да ещё кто-то злобно воет в трубе! Интересно, а при чём тут труба? Какая труба?
Водосточная? Маточноя? Выхлопная? Почему опасность в образе трубы? Ведь издают похожие звуки
и фанфары - воют( звенят)!
Странное получается по смыслу четверостишье; Роженицу оставили силы, плохо и страшно стало от воя в какой-то трубе
и она прижимая младенца, растворяется в нём( умирая?), обещая рагораться,
как искра живая. Что этим хотел сказать автор? Зачем нужно это в повестовании?
Усилить эмоции, и так обречённого человека по жизни, рождённого с сильным преломлением душевной
чувствительности, которая просто не даёт нормально жить! По-моему, переигран сценарий)
( интересно, а искры бывают неживые?) Косноязычено малость)))
Далее:
‘’Ты меня понесешь через жизни года,
Не ищи ни богатства, ни власти.
Злость и зависть к тебе не примкнут никогда,
Потому что во мне - твое счастье’’
Слишком банальное четверостишье. Как я понимаю, первые предложения говорят опять о Любви-Матери,
которую он пронесёт через жизнь и года? Не слишком ли мало для поэта,
в котором должен кипеть и изрыгаться вулкан разных, порой противоречивых эмоций?
Кто сказал, что человек, который не обладает богатством и властью не может быть злым и завистливым?
Почему акцент сделан, именно на этом? Зачем обусловленная мораль навязывается общему понятию поэтического мира?
По-моему поэтика, это индивидуальный взгляд на мир и этот взгляд может быть даже противоречить обществу.
В чём счастье поэта? В любви, опять - таки? Может, всё-таки, это один из составляющих ингредиентов его души?
Поэты и в самом деле очень тонкой натуры люди:
“Эх, горе мое, - не дала мне судьба
Ни черствого сердца, ни медного лба.
Тоска меня душит, мне грудь надрывая,
А с черствым бы сердцем я жил припевая”(В. Бенедиктов)
Под понятием СЧАСТЬЕ поэта автор подразумевал душевно-сердечную восприимчивость внешнего мира?
Слишком тяжёлое это счастье. Не все его выдержали, увы.
Вот что на этот счёт говорит Лермонтов:
“Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы бойся вдохновенья...
Оно — тяжелый бред души твоей больной,
Иль пленной мысли раздраженье.
В нем признака небес напрасно не ищи:
— То кровь кипит, то сил избыток!
Скорее жизнь свою в заботах истощи,
Разлей отравленный напиток!”
Последние катрены упомяну вкратце:
Озари, для людей, золотые слова,
Ярким светом заветного нимба.
Пусть по миру течет о поэте молва -
Не стремись на вершину Олимпа."-----(но если уже нимб, то как без Олимпа-то теперь обойтись?)
Все познает поэт - и коварство, и лесть.-----(так значит, всё-таки познает коварство и лесть,
которое может познаться и в богатстве и во власти, ибо признание тоже грешит тщеславием и обидой,
как и всё материальное на земле. Видимо, Любовь – Мать ошибалась малость)))
Интересно об этом пишет Ф. И. Тютчев:
…Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ...
Он не змиею сердце жалит,
Но, как пчела, его сосет.
Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком — жизнь задушит
Иль унесет за облака>
Или
А.А Блок сказал о поэтах:
“За городом вырос пустынный квартал
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты,- и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
Напрасно и день светозарный вставал
Над этим печальным болотом;
Его обитатель свой день посвящал
Вину и усердным работам……”
В заключении. Последние предложения опуса написаны, пусть и пафосно, но всё-таки, немного ювелирно:
<Смелый рыцарь с открытым забралом
В каждом слове его - Благородство и Честь
В ювелирной огранке кристалла> )))
Могу лишь добавить к заключению отзыва наставление поэтам от И.Сельвинского:
"Поэт, изучай своё ремесло,
Иначе словам неудобно до хруста,
Иначе всё вдохновенье на слом!
Без техники нет искусства.
Случайности не пускай на порог,
В чёткости каждого слова уверься.
Единственный
возможный
в жизни
порок -
Это порок сердца."
РОЖДЕНИЕ ПОЭТА
Пела ночь как орган и метелью мела,
Бесновалась почти до рассвета.
А наутро со стоном и взмахом крыла
Мать-Любовь народила поэта.
Жаль, оставили силы...Завыло в трубе...
Но младенца к груди прижимая,
Мать сказала: - "Мой сын! Я останусь в тебе,
Разгораясь, как искра живая.
Ты меня понесешь через жизни года,
Не ищи ни богатства, ни власти.
Злость и зависть к тебе не примкнут никогда,
Потому что во мне - твое счастье.
Озари, для людей, золотые слова,
Ярким светом заветного нимба.
Пусть по миру течет о поэте молва -
Не стремись на вершину Олимпа."
Все познает поэт - и коварство, и лесть.
Смелый рыцарь с открытым забралом
В каждом слове его - Благородство и Честь
В ювелирной огранке кристалла.
(Софира)