«Николай и Матильда» | |
Память сердца Kuruwinda гл.55 Любовь к балеринам
"Своей семье он был верен"
"Кто, прежде будучи легкомысленным, потом стал серьёзным, тот освещает этот мир, как луна, освобождённая от облаков"
(Будда)
Отношение к балеринам, как и к артисткам вообще, в XIX веке было весьма легкомысленным. Да и сами нравы в артистической среде тоже. Особенно в первой половине XIX века.
Стать ученицей в хореографическом или театральном училище было намного проще, чем сейчас.
В настоящее время в России насчитывается 56 высших и 46 профессиональных учебных заведений, которые выпускают талантливых танцовщиков - постановщиков. (1)
Два из наиболен престижных находятся в Санкт-Петербурге. Это Академия русского балета имени А.Я.Вагановой (до революции 1917 года
Императорское театральное училище)
и Академия танца Бориса Эйфмана. На третьем месте - Башкирский хореографический имени Рудольфа Нуриева. Есть хореографические училища в Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Омске, Перми, Саратове, Улан-Уде и в Якутске.
Приём в хореографический колледж осуществляется на базе 4 и 7 классов и проводится по особым правилам и состоит из нескольких туров.
1.Индивидуальный просмотр. На нём оценивают профессиональные навыки и качества: эстетика телосложения (пропорции тела, вес, рост, форма лица и частей тела), сценические данные, уровень профессиональных навыков (прыжки, гибкость, выворотность, подъем).
2.Медосмотр поступающего. Проверяется отсутствие противопоказаний для обучения, хронических заболеваний, дефектов. Пристальное внимание уделяется проверке вестибулярного аппарата, нервной системы, сердца и лёгких.
3.Оценка художественных и профессиональных данных. Поступающий показывает небольшой музыкальный отрывок, в котором оцениваются его ритмичность, пластичность, координация движений, эмоциональная образность.
Для успешного прохождения отбора в колледж необходимо иметь хорошие природные данные и долгие годы занятий за спиной. Чтобы иметь высокие шансы для обучения в хореографическом училище, ребёнку необходимо заниматься танцами с 3-5 лет.
На основании положения 1829 года в театральное училище принимались дети в возрасте от 9 до 13 лет, причём от них требовалось только, чтобы были "здорового телосложения, благообразны, стройны, имели хорошие зубы, чистый грудной голос и ясное произношение".
Надо сказать, что государство не бросало детей, оставшихся без родителей, на произвол судьбы. Их нередко определяли учиться на казённый кошт*. Помните, как Анну Кузнецову и её брата Александра, родившихся вне юридического брака их родителей: Анны Мартемьяновны Кузнецовой и великого русского трагика, драматического артиста Петербургской императорской труппы Василия Андреевича Каратыгина, устроили в Имперское в императорское театральное училище.
* кошт - содержание, пропитание; иждивение; казённый кошт - содержание за счёт государства.
В некоторые заведения вообще брали всех подряд, лишь бы человек выглядел нормально и не имел явных дефектов, мешающих выступать. По принципу возьмём тех, кого родители приведут, а там видно будет. (2)
Часть учащихся всё равно отсеивались в процессе занятий, а тех, кто доучится - пристраивали в соответствии с их талантами.
"Казаться легкомысленной и быть недосягаемой - верх искусства."
(Виктор Гюго)
Да и вообще сами ученицы славились легкомысленным поведением. В пушкинскую эпоху о них чуть ли не легенды ходили. В императорскую труппу отсев, конечно, был строже, но всё равно не такой уж жёсткий. Меняться ситуация началась только к концу XIX века, когда сформировались уважаемые артистические династии.
"Любовь делает тебя легкомысленной"
("Секс в большом городе" (Sex and the City)
Великие князья и высокопоставоенные чиновники проявляли к балету интерес во всех смыслах - часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов.
Цесаревич Николай тоже оказался не оригинален. Роман с Малей, как ласково называли Матильду Кшесинскую, описан подробно. (3) Тем более сама Кшесинская оставила дневники, которые дошли до нас. Хотя данные очень противоречивы.
А судьба Матильды Кшесинской среди других бывших фавориток российских государей сложилась более чем успешно. Её считают едва ли не любовью всей жизни последнего российского императора, Николая II. Балерина и наследник престола познакомились в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года.
"В любых романтических отношениях огромную роль играет уважение"
( Кортни Макавинта, Андреа Вандер Плайк кн. "И ты имеешь значение")
Матильда Кшесинская вышла из театральной семьи. Её отец Феликс Янович (4) был знаменитым балетным танцором, выступал в Варшавской опере. Они даже выходили вместе на сцену: есть фотография, где Феликс Кшесинский позирует в мазурке с младшей дочерью Матильдой на бенефисе к 60-летию творческой деятельности. Бенефис состоялся в Мариинском театре 8 февраля 1898 года.
Феликс Янович прожил очень длинную жизнь и умер из-за несчастного случая. Во время одной из репетиций он случайно провалился в открытый люк, и, видимо, сильный испуг и травма приблизили его кончину.
Мама Кшесинской Юлия Доминская также была артисткой. Почти все её дети пошли в балет. Старшая сестра Матильды Юлия не стала известной балериной, как Матильда, а вот брат Иосиф получил звание заслуженного артиста, которое сохранил и в советское время. (5)
В 1890 году Матильда очень успешно закончила Императорское театральное училище (сейчас - Академия русского балета имени А.Я.Вагановой) в 17 лет. Выпускной вечер и стал поворотным событием в судьбе 17 - летней Кшесинской. На выпускном состоялась её встреча с наследником-цесаревичем.
"В определённый период жизни мы встречаемся с определённым человеком, необходимым именно в этот период. Такой странный закон притяжения, такое взаимовыгодное спасение. Проводим определённое время вместе, потом обязательно расстаёмся. Потому что каждому из нас надо идти дальше, входить в новый, следующий период своей судьбы".
(Эльчин Сафарли)
По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на выпускном мероприятии. Балет и в конце XIX века считался привилегированным искусством - как и позднее, в советское время. Да и сейчас балет вызывает восхищение.
Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья. Был показан небольшой фрагмент из балета "Тщетная предосторожность". (6) Матильда Кшесинская танцевала па-де-де.
Потом последовал ужин с воспитанницами. По версии Матильды, Александр III захотел с ней познакомиться.
"Где тут Кшесинская? - спросил он.
Её представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка - лучшая ученица выпуска. Тогда Александр якобы произнёс знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской:
"Будьте красой и гордостью русского балета!"
Скорее всего, это позднее придумала сама Кшесинская. Она любила себя выставлять, сейчас это назвали бы самопиаром. Поэтому и оставила после себя воспоминания, не совпадающие в некоторых деталях. Первое издание мемуаров Кшесинской на французском языке вышло в Париже в 1960 году.
"Быть впереди, но никогда не возвысить себя над человечеством"
(из х/ф "Акванавты")
Император посадил Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал:
"Только слишком много не флиртуйте".
Как в воду глядел!
Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская, видимо из-за торжественности события - выпуска из училища, особо не воспринимала. Ей было совершенно всё равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом.
Однако с Николаем у них быстро возникла непринуждённая беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна. Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил у себя в дневнике следующую запись: "Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами".
И больше ничего. Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет:
"В 8 часов отправился в Театральное училище, где видел хороший спектакль драматических классов и балет. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской".
"- Она мне очень нравится, но я не влюблён в нее.
- А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень"
(Оскар Уайльд)
Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой встречались, обменивались короткими, незначительными фразами. В дневнике Николай писал:
"Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится".
Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация.
Затем, когда Матильда узнала, что наследник императора отправился кругосветное путешествие на крейсере "Память Азова", она очень переживала, что Николай о ней забудет. (7)
Этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Как указано в мемуарах Кшесинской - Николай приехал на квартиру к родителям Матильды, в комнате они были втроём с её старшей сестрой Юлией.
" - Вот интересно, есть определение для первого свидания с человеком, с которым уже встречался?
- Хм, это интересный вопрос. Может быть "неловкость"?
- Даа, похоже на то..
("Теория большого взрыва")
Давайте представим, как это было.
Вечером Матильда чувствовала себя неважно, лежала на диванчике в своей спальне.
"Ах, матушка, возможно бы сказала, что это мигрень! Но мне ещё рано думать о подобном! Я ведь так молода! - рассуждала Матильда. - Это просто скука. Ролей и представлений в театре пока нет"?
В комнату зашла горничная.
"Сударыня! Приехал ваш знакомый, гусар Волков", - объявила она.
"Просите!" - приказала Кшесинская, нисколько не удивившись незваному гостю. - "Кто бы не был, но скуку развеет".
Оказалось, это Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото. Было весело и Матильда почувствовала себя намного лучше. Хандра улетучилась сама собой.
Николай выбрал карточку.
"Я хотел бы писать вам!" - сказал он.
"Пишите!" - не могла отказать Матильда.
Получив разрешение Николай попросил:
"Обращайся ко мне на ты".
Кшесинская кивнула в знак согласия и улыбнулась.
"В любовных отношениях труднее всего перенести то, чего не было"
(Юрий Зарожный)
Николай и Матильда решили, что она должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно - тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18. По другим данным дом был подарен. Об этом говорит тот факт,
|