Мне и впрямь название казалось каким-то необычным. Одновременно звонким: «Суз» - «даль»…(как будто два звука, взятых на высоких тонах прозвучали) и при этом каким-то сказочным.
По роду деятельности мне иногда приходится заниматься поиском «словесной родословной». И, поискав в библиотечных книгах информацию, нашла я следующее:
«Слово «Суздаль» пришло к нам из глубины времен. У древних финно-угорских племен означало оно «Место девичьих песен». А пели в стародавние времена везде: и дома, и на работе в поле, и на лугу, собирая цветы.
Полей, лугов, перелесков вокруг Суздаля немало. Едешь из Владимира – и вот они: красоты природы. А за ними – сам город. С церквями, кремлем белокаменным, старинными домами… Так и кажется, что ещё чуть-чуть – и разыграется перед глазами действо на фоне старинной театральной декорации.
А показать Суздалю есть что: в стародавние времена, тысячу лет назад, обитали на этих землях славяне-язычники. Но утвердилось на Руси христианство - княжеская Русь Владмира Мономаха, Ярослава Мудрого, и первое упоминание о Суздале относится именно к этому времени.
Первой на въезде в город встречает нас Смоленская церковь. Красивое сооружение с ажурной белокаменной резьбой, которая смотрится как кружево.
1024 год… Суздаль - это город с тысячелетней историей… . Это здесь, на этих землях была когда-то резиденция Юрия Долгорукого, а Суздаль стал столицей Ростово-Суздальского княжества.
Рождественский Собор в Кремле воскрешает в памяти имя другого князя – Георгия Всеволодовича, который приходился внуком Юрию Долгорукому. Это по его велению был построен главный храм города.
Есть в Суздальском кремле очень редкая икона – образ Богоматери Испанской. По преданию, спустилась она на Землю и первый, кто встретился ей, был нищий с сумой за плечами. И одарила она страждущего своей туфелькой. Но не поверили злые люди оборванцу, что сама Божья Матерь могла сделать ему такой подарок. И в утешение отдала Царица Небесная нищему и вторую туфельку. Сюжет поучительный, призывающий отдавать нуждающемуся даже то, что тебе самому необходимо в этой жизни. Кстати, испанцы слывут искусными обувщиками. Вполне возможно, что Благословение Божьей Матери сыграло в этом не последнюю роль.
Стоит Суздаль на реке Каменке, а над ней возвышается Спасо-Евфимьевский монастырь. Почти полтора километра тянутся его стены. Те, кто приезжает в Суздаль впервые, сначала принимает этот монастырь за Кремль.
Ведь именно у Кремля обычно бывают башни, а у монастыря их целых двенадцать. Они неприступны, словно небольшие крепости. С радостью принимали и принимают они гостей, приезжающих в город. Но если кто-то приходил с чёрными намерениями – преодолеть монастырские стены было очень и очень сложно.
Каждый час с колокольни монастыря раздается мелодичный звон, который привлекает внимание посетителей. Колокольня эта не самая высокая в городе, и тем не менее колокольный звон словно напоминает, что никогда на Руси так ничего не ценилось, как высота духа.
Главный Собор монастыря расписан полностью. Нет ни одного сантиметра, которого не коснулась бы кисть художников. Воистину красота, созданная на века! Созидали на века и безвестные мастера ювелирного дела. Музеев в Суздале много, и почти в каждом из них можно увидеть творения человеческих рук, которые были выполнены из серебра, золота, драгоценностей. Что мне запомнилось больше всего – это небольшие иконки-камеи, которые кроме того, что очень красиво сделаны, являются ещё и оберегами, спасительными талисманами.
Художники и мастера ювелирных дел Суздаля в своем искусстве не уступали столичным в своих умениях. Именно поэтому в Суздале очень много икон, которые нельзя увидеть больше нигде. Вот и получается, что православных городов в России много, а Суздаль – он один такой…
Есть на территории монастыря так называемый братский корпус. Белый, как символ чистоты и отречения от всего земного, с маленькими окошечками, в которые так и хочется заглянуть. С постом и молитвой, писались в этих кельях святые иконы. А ещё всё то, что повидали на своем веку монастырские стены, запечатлелось на ставших уже жёлтыми страницах старинных книг, когда «монах трудолюбивый писал свой труд, завещанный от Бога».
Наверное, в писцовых книгах Спасо-Евфимьевского монастыря не раз упоминалось имя князя Дмитрия Пожарского. Он делал богатые дары монастырю. Но когда вспоминаешь историю, в голове возникает не благотворительная деятельность князя, а его гражданский подвиг, сделанный в лихие времена 1612 года, когда он встал во главе войска, отправившееся на защиту Отечества от иноземных захватчиков.
Наверное, ни в одном другом городе нет такого количества посадских храмов. Они маленькие, уютные, но что интересно – не похожи друг на друга. Ведь в строительство каждого такого храма вложены силы и душа разных строителей. Иными словами, кто как чувствовал – тот так и строил.
Когда-то эти храмы окружали деревянные строения, и они сливались с ними, образуя единое целое. Но время не сохранило для нас деревянный посадский Суздаль, а каменные храмы остались. Сегодня они словно выступили вперед. И устремились ввысь.
Как мне кажется, именно они и создают сегодня неповторимый колорит современного Суздаля.
| Помогли сайту Реклама Праздники |