Предисловие: Допотопная притча.
Он был старше меня лет эдак на двести, может, больше, но дать ему не решались более сорока. Так вот, этот человек (назовём его просто, чтобы не путаться) взял у меня взаймы некую сумму (не буду говорить сколько) и не отдавал. Вот так за двести, может, за триста лет он набрал долгов на шикарную сумму. Его кредиторы ходили и задавали один и тот же вопрос:
- Когда отдашь?
Он задумывался на минуточку и отвечал:
- Скоро.
- Ну, если скоро, то подождём ещё чуть-чуть.
За это время он делал новые долги и так далее.
"Так что же было?" – спросите вы.
Отвечу: "Он был одержим не отдавать долги – и всё!"
"Так просто?"
"Да, так просто".
А дело было в том, что дядя его лихой заимодавец отдавал направо и налево деньги, пока не раздал всё. Под конец: "Всё кончено", – сказал и отдал бразды правления своему сыну. По неизвестной причине сына не стало (не будем вдаваться в подробности: читателю может показаться занудным мой рассказ) и "наследство" (как мы понимаем – теперь ничего не было) перешло племяннику, сыну брата, который недавно почил и оставил небольшое наследство, и сказал: "Если ты его не прирастишь, то останешься без наследства".
"Как такое могло быть?" – спросите вы.
У таких людей, как эти, слова не расходились с делом: если сказали старшие, то будет, даже если он почил и его среди людей не будет.
Понимаете меня? Он где-то есть всё равно: следит, смотрит, наставляет отрока (для него сын всё равно юный).
Так вот, сын стал приращивать отцово наследство, беря в долг, но отдавать не хотел, а брал новые. Справедливо будет заметить, что должники дяди тоже входили в этот список, но много было других.
Чем кончился его замысел?
О! Очень просто: однажды он стал раздавать долги, но это отцу не понравилось, ведь он не раздавал никогда (но никогда и не брал – заметим). Отцу сын сказал (в молитвах, конечно, ведь тот был мёртв, как мы помним):
- Папа, я не раздаю долг, а отдаю взятое.
- Как так? – спрашивает отец. – Не всё ли это равно, Сигизмунд, сын мой?
- Не всё равно, папа, вот послушай историю, которую я расскажу.
В некотором царстве жил кузнец – до сих пор живёт, наверное. У него родилась дочь: слабая, хилая, а лицом красивая. Кузнец обрадовался рождению дочери, да ещё красавице, ведь красавице почёт небывалый: к царю могут вызвать, а там подарки.
Растит дочь, лелеет, балует, надеется – вырастет красивой. А тут вдруг девочка падает на нагретую заготовку, и обжигает лицо. Шрам по всему личику уродует красивую девочку. Плачет кузнец:
- Что я буду делать? Кто возьмёт тебя замуж такую?
- А ты, папа, не плач, я пригожусь такой: не царская невеста, так что?
- Ладно, дочь, – говорит отчаявшийся отец, – делай что хочешь, выходи замуж сама, кого выберешь, если возьмёт, конечно.
- Возьмёт, – сказала дочь.
Стала вышивать, стряпать – умеха на все руки. Парни вначале отвернулись: "Фу! Уродина какая!" А потом призадумались: "Где такую хозяйку найдёшь?" Стали присматриваться и решили: "А! Была не была", – и стали свататься. Да так пошли! Один за другим...
Девушка смотрит, выбирает, и выбрала одного (безусого). "А! Потом отрастут", – подумала и согласилась. Вышла замуж, а с отцовой хаты не съезжает.
- Что это с ней? – спрашивают соседи. – Мужа к себе тащит: где это видано?
А муж любит, соглашается жить с женой. По хозяйству где помочь, отцу в кузне – так и живут. Народились ребята и девочка среди них – красотой в мать. Только она её бережёт: боится, как бы не повторила её судьбу с ожогом. А сама думает: "Вот я несчастною не была, хоть и с ожогом – буду разумную дочь растить, ведь это мне помогло когда-то. Дочь выросла красивой и здоровой. Царский дворецкий полюбил и женился. Хвалит не нахвалится: "Умная у меня жена и красавица в придачу – всем на загляденье – мне на радость.
Вот так-то, отец, закончил рассказ сын.
- К чему ты это рассказал, сын, не пойму.
- А к тому, отец, разумного много – вот и счастье. Мне разумное нужно, а в долгах разума нет, только доля тяжёлая – оправдывайся перед всеми, а мне только грозят, не любит никто. Как ты думаешь на это?
Отец помедлил с ответом, но ответил:
- Вот что, сын, всякое заклятье с тебя снимаю, но что ты будешь делать, когда всё отдашь?
Сын не растерялся, ответил:
- Пока я занимал, купил кузню. Там работают кузнецы на меня и приносят мне доход, с дохода отдаю долги: ясно?
- Тогда ты ничего не потерял, сын мой, порадовал отца.
Но это не вся история. Сигизмунд женился во второй раз на принцессе. Как это у него вышло? Продолжение в другом рассказе.
|