Нашёл, о чём писать. Мы эти особенности знаем с детства: водка, гармошка и драка – вот три кита, на которых стояла, стоит и ещё долго будет стоять, исконно русская свадьба.
Не торопитесь. Я ещё не уточнил, что речь пойдёт о казахской свадьбе. И хотя все свадьбы, как правило, основными моментами похожи, расскажу о той, на которой побывал сам.
С Арманом, коллегой по бизнес-проекту, я познакомился года два назад. Интеллигентный, эрудированный и общительный парень мне понравился сразу. Его мышление, образ жизни, да и отношение к делу были вполне себе европейскими. В то время, нас, ещё не женатых, сблизила не только совместная работа, но и посещение ночных клубов и прочих увеселительных заведений.
Прилетев в Алма-Ату, в очередную командировку, я узнал, что Арман на днях женится и получил приглашение на свадьбу.
Свадьба должна была проходить в ресторане, подойдя к которому я сначала решил, что ошибся адресом. Передо мной красовался помпезный дворец современного нувориша. Правда, стиль его архитектуры определить было трудно. Прайд грозных львов, выкрашенных под бронзу, выстроился перед ним шеренгой через каждые 3 метра. Кариатиды с азиатскими лицами соседствовали с массивными колоннами.. Щедро позолоченные лепные узоры, , переплетались с национальным орнаментом. В общем – «дорохо-бохато». А вывеска пугала своей непредсказуемостью. «Пещера Алладина» - так называлось это чудо архитектуры. Но пароль: «сим-сим, открой дверь» говорить не пришлось, ворота дворца были гостеприимно распахнуты.
Войдя в вестибюль, я увидел два зала, расположенные друг против друга. Не зная, какой из них нужен мне, я обратился с вопросом к группе парней стоявших неподалёку.
- Скажите, куда мне.… Не дав договорить, один из них, взял меня под руку и повёл в зал. Объяснив на ходу, что все уже собрались и с минуты на минуту всё начнётся, он усадил меня за столик. Оглядев зал, я завис: как-то не по свадебному выглядела публика. Серьёзные лица на фоне тёмной одежды. И самое главное – жениха с невестой не было видно.
- Простите, - обратился я к соседу, - А где молодожёны? Он выпучил на меня глаза: - Здесь поминки. Сгорая от стыда и извиняясь за бестолковость, я спешно покинул помещение.
Подойдя к следующему залу, я спросил, чтобы не попасть второй раз впросак, не только про свадьбу, но и все подробности о молодожёнах. Приветливый парень подвёл меня к отдельно стоящему столику, за которым сидел почтенного вида аксакал. Перед ним лежал лист бумаги, в котором он что-то записывал. Подняв на меня голову, он спросил, кто я. Я представился, и он внёс мои данные в список, уточнив, с чьей стороны я приглашён. Затем он благожелательно посмотрел на меня и спросил: - Подарок для новобрачных имеется? Я утвердительно кивнул и протянул коробку с самоваром. Он поставил мой самовар позади себя, где уже находилась куча коробок, свёртков и сумок. После этого сделал отметку в своём списке.
- А этого для чего? – спросил я. - Э, дорогой, надо же молодожёнам знать, по какой цене покупать подарок тому, кто в следующий раз пригласит их на какое-нибудь торжество. Я был поражён житейской мудростью этого обычая.
Моим соседом по столу, за который меня усадили, оказался парень моего возраста. Познакомились. Болат оказался двоюродным братом жениха. Словоохотливый и доброжелательный, он стал моей палочкой-выручалочкой на казахскоговорящей свадьбе. И не только как переводчик, но и как комментатор и знаток национальных обычаев.
Пока ждали молодожёнов, Болат поведал, что одну половину зала занимают родственники жениха, а вторую – невесты. И не только потому, что из разных родов, но и из разных жузов. – Погоди, погоди, - прервал я парня, - что такое род мне понятно. А что такое жуз? - Но это, примерно, тоже, что и у вас в древней Руси: сначала появились княжества, которые потом объединились в союзы. В результате подобных объединений у казахов возникло три ханства, по количеству жузов. Это, примерно, так как Россия, Украина и Белоруссия. Однако жузы никогда между собой не воевали и сохранили единый язык.
Оглядев внимательно зал, я удивился, молодёжи было не так много. В основном, солидная публика.
- Почему? - спросил я у соседа.
- На свадьбу, в первую очередь, приглашаются родственники из своего рода. А родственников много, ведь в казахских семьях 4-5 детей – не редкость. В этом зале по 3 поколения от каждой стороны. И не приведи Аллах, забыть кого-то из родни – обида на все времена.
- А не может так случиться, что парень с девушкой, не зная своих корней, захотят пожениться?
- Это невозможно. Во-первых, каждый казах знает свою родословную до 7-го колена. А во-вторых, родные тётушки молодых, прежде чем дать согласие на брак, вычисляют, не пересекаются ли их родственные связи.
-Ну, хорошо, а есть казахи, которые не чтят своих традиций?
-Их мало, но они есть. Их в народе называют «шала-казахи». В переводе – «как бы казахи».
Ну, вот, наконец, появились молодожёны. Невесту я увидел впервые и поэтому решил расспросить о ней у Болата.
– Воспитанная, скромная. Чтит казахские традиции. Училась вместе с Арманом. Родом из аула. О том, что из аула, можно было догадаться, взглянув на половину зала с её родственниками. Все мужчины – в костюмах и при галстуках и это летом, да в такую-то жару.
Невесту звали Айгуль, что в переводе – «лунный цветочек». Судя по именам, которые даются детям, казахи поэтический народ. Скотоводы-кочевники в прошлом, они многое черпали из природы. А природа – это степь до горизонта алая от маков весной или, несущаяся волнами ковыля летом. Дающая пропитание бесчисленным отарам овец – основу жизни народа. Отсюда их бесконечные как степь кюи (песенные баллады), отсюда и нежные, яркие женские имена.
- Айгерим – щедрая луна,
- Меруэрт – жемчужина,
- Зарина – золотоцветная,
- Акмарал – белая лань
Представьте себе такую картину. Двое влюблённых лежат ночью в степной траве. А встречаться им больше негде. Не в юрте же, где условное деление на женскую и мужскую половины. И не на сеновале потому, как сеновала нет. В небе луна и звёзды. И он, влюблённый, обнимая свою любимую, шепчет ей: - Я люблю тебя, моя Дилда («чистое золото»).
Но и мужские имена тоже не подкачали:
- Анвар – луч солнца,
- Жамшид – лучезарный,
- Нурсултан – светлосияющий.
Это вам не Прошка, да Ерошка.
Не будем отвлекаться, тем более, что «прогремел последний звонок». Это появился дирижёр праздничного торжества - тамада. Это был не просто тамада. Судя потому, как он вальяжно по-хозяйски держался, считая себя, очевидно, не приправой к свадебному празднику, а основным блюдом. После каждого очередного поздравления следовали его комментарии, обильно приправленные шутками и прибаутками. Правда, больше всех смеялся над ними сам тамада. А ещё у него была фишка, Он после любого выступления говорил почему-то по-русски: «Ай маладес, харашё сказал»
Как и положено, первые поздравления прозвучали от родителей молодожёнов. А вот дальше, как ни странно, слово было предоставлено совсем молодому парню.
- Его подарок молодым оказался самым дорогим, - пояснил на мой вопрос сосед.
- До меня с моим самоваром очередь дойдёт не скоро, если вообще дойдёт, - решил я.
Между тем, весь зал дружно захлопал. В центр вкатили коляску. В ней восседал патриарх. Только так, одним словом, можно было охарактеризовать его. Несмотря на почтенный возраст, сидел он прямо, поглаживая белую бороду.
- Наш прапрадед, - 102 года, - прокомментировал Болат,. Молодые встали, и старик начал речь. Он рассказывал речитативом, закрыв глаза и как-бы, вглядываясь в себя, переживал те события, о которых говорил.
Меня продолжили знакомить с биографией старца. – Будучи молодым воевал в рядах басмачей против большевиков. Потом, когда банду разбили, помогал устанавливать Советскую власть.
Как оказалось, аксакал рассказывал о подвиге одного из батыров их рода: « Узнав о приближении многочисленного войска неприятеля, Джанибек вскочил на коня, чтобы предупредить соплеменников».
Далее старец подробно поведал о многочисленных трудностях, встретившихся на пути батыра. Это были и бурные реки, и крутые овраги, и такыры с солончаками.
Глядя на бедных молодожёнов, вынужденных уже минут 20, слушать стоя повествование прародителя, тамада решил вмешаться и обратился к аксакалу.
- Уважаемый ага, я охотно верю, что достопочтимый герой без сна и отдыха скакал двое суток, но возникает вопрос: У него не было затруднений с тем местом, которым он сидел в седле? То ли аксакал был настолько стар, что не понял вопроса, то ли не хотел принижать подвиг великого батыра.
- Не было у него такого места, которое бы помешало ему спасти свой народ.
- Как не было, - удивился тамада, - у всех есть, а у него не было?
Старик начал сердиться. Его бородка затряслась.
- Вам, молодым не понять, что значит, жизнь отдать ради народа, а ты про какое-то место.
-Ну, как же, ага, про то место, которое между спиной и ногами. Гости начали посмеиваться. Их начал забавлять этот диалог.
- Если ты про жопу, то у настоящего джигита, с детства, сидящего в седле, она каменная. А у тебя, я смотрю, мозоль, должно быть, на языке – молотишь без остановки всякую ерунду. Зал аплодисментами отметил словесную победу патриарха.
Следующим в центре зала появился человек с домброй. Судя по оживлённым возгласам гостей и их аплодисментам, этот человек был известен. Мой помощник подтвердил догадку: - Очень популярный акын в Казахстане. Видя вопрос в моих глазах, пояснил: - Это что-то вроде рэпера, только ещё круче – импровизирует, играет и поёт одновременно.
Между тем, акын начал исполнение. Публика притихла. Он пел, а в зале поочерёдно вставали родители жениха с невестой, сами молодожёны и, очевидно, другие родственники. Нетрудно было догадаться, что певец воздаёт должное виновникам торжества и их близким. Акын был настоящим виртуозом. Музыка, которую можно было извлечь всего из 2-х струн, не звучала примитивно. Народ внимал благоговейно.
- О трудной судьбе предков поёт, - пояснил Болат. Прошло минут 10, тональность исполнения сменилась.
- А сейчас о нынешней жизни народа. Жить стало лучше, жить стало веселей.
- Почти по Сталину, - удивился я.
Прошло ещё минут 10. В зале стали возникать смешки и гневные реплики. – До недостатков добрался: девчонки курят, парни не чтят родителей.
Между тем, после получасового воздержания, не дожидаясь благословления тамады в зале украдкой стали наполняться рюмки и фужеры. Их содержимое аккуратно отправлялось куда надо в моменты очередного взрыва хохота.
- До депутатов добрался, - комментировал очередной дружный смех, мой сосед. – А причём тут депутаты? – удивился я, но мой переводчик только пожал плечами.
Неизвестно, в какие ещё дебри нашей жизни забрался бы акын, но встал тамада. Не дав ему открыть рот, творец рэпа что-то сказал. – Попросил ещё пару минут для пожелания молодожёнам, - объяснили мне. Это пожелание продолжалось ещё минут 5, но публика с воодушевлением встречала очередной запев певуна.
- Наверное, желает много детишек? – предположил я.
– Нет, медовый месяц на Мальдивах.
– А сейчас, может, уютный дом?
– Нет, виллу в Испании, двухэтажный особняк им уже
| Помогли сайту Реклама Праздники |