Мякина, замятие и память - мне представляются словами синонимами одного ряда, начиная с инъ - сын. И даже ломать, мать, отрезанный ломоть, маята, маячить - производные слова. А не покажись себе ваньком без памяти и рода-племени, не стал бы мять углы страниц у словарей закладками. Цитата: Замятие, заминать, замять что, начинать мять; вминать во что; сминать вовсе, сбить с ног, давить. Заминайте глину, пора. Изюм замяли в тесто. Его замяли, не пробился сквозь толпу. Не заминай этой речи, отвечай прямо. Он замял разговор, уклонился, завёл… Толковый словарь Даля, или вот ещё: замятие торца - замятие сигаретной или папиросной бумаги на торце сигареты или папиросы. Замятие бумаги в принтере - печатающем устройстве; перебой в работе, заклинивание, забивание, заедание, замятие. Или зам'ятие (зам-ятия), замаять, замаяться, замясничать, замяукать и замямлить..., зам'ятие? Произошла заминка, давай замнём это дело. Мякину мять - себя не уважать (моё), а старого воробья на мякине не провести, чьё-то... “Великая замятия” в Золотой Орде кончилась с приходом к власти в 1380 году хана Тохтамыша и возрождение руси началось с распада орды. О родословной хана Тохты (рода Крымских татар) и что означает слово Крым (песня), писал в статье о Крыме; что значит огл/угл (сын) писал в статье о Казани. Название Орда (Золотая Орда - не серебряная), тюрк. Улуг Улус (Великая Страна, Великое Государство), также Улус Джучи (Страна Джучи) - средневековое полиэтническое образование от слова сын, а сын от инъ (одинокий способный рождать) и топонимика «величия» распространилась от города Луго (север Испании) до Улуга через «Бежин Луг» (И.С. Тургенева), что нашло отражение в другом произведении того же автора. «Отцы и Дети» - классика великого замятия, известная конфликтами в каждой семье. Конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, более ранние княжеские междоусобицы - великое замятие земли, если коротко, совсем не то, что зачатие, но слова одного ряда (нам зачать, что кончить). Великое княжение, Великий Новгород, Великие Луки, Великороссия - производные слова Сын с большой буквы. Это и Сальница (1111 год - поход Мономаха против половцев), и битва на Каяле-Калке (1185, 1223), на реке Пьяни, на реке Шеломе (Солёная в переводе) и стояние на реке Угре. Всё это звенья одного замятия, и, дай бог памяти, можно заниматься перечислением до дня сегодняшнего. Всё же слово память - я отношу к однокоренному (или очередному) замятию... в каком-то смысле.
Два шикарных русских слова мякина и замятие не имеют этимологии, как же так? Нет, ну примеров много, но о чём они все? Происхождение и значение слов в словарях не то чтобы отсутствуют, они есть, но в таком виде: «Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка). Родственные слова отсутствуют, пример употребления отсутствует. Корень: --. Этимология: Происходит от ??». То есть - есть что есть, соответственно их производные есть, а значения им нет, а это означает одно - масса слов и имён остаются тайной для русскоговорящих людей. Мне показалось, что в этих «мягких» словах есть что-то родственное, отчего и решил разобраться в значении «замятие» вместе с мякиной. Не на мякине ли нас проводят? Смысл поговорки, которая целиком звучит так: старого воробья на мякине не проведёшь, заключается в том (мне объясняют), что даже птица в состоянии отличить шелуху от зёрнышка, и приманить пустышкой её не удастся. О бывалом, знающем человеке, которого трудно обмануть. Опять же, отсутствует пример употребления, но «старый человек» мне знаком по кличке «Старый» (от Лени и слову vek), а ещё: кто парится - тот не старится. Что касается воробья, сравнивая старого лентяя с птицей, можно отметить - скупердяй, скряга и не очень хороший человек - жид в просторечии (словарь «Стародубский говор» А. Шерстюк). И вот даже он - в состоянии отличить шелуху от зёрнышка (в отличие от синицы, например, или вороны?), и приманить пустышкой - воробья не удастся. Думается, что и журавль в небе, и синица в руках из той же оперы о боговщине, что родом из язычества, только в случае, когда "все за одного". А вот наоборот - один за всех - не может, ну не получается у них.
В значении и происхождении эти оба слова - мякина и замятие предстают родственными, но отчасти неясными в происхождении словами, а в употреблении зачастую применяются в косвенном смысле. Отделение плевел от зёрен - в ходу у богословов, напоминают извечный спор славян между христианами и половцами - язычниками. Вот только кто из них кто? Половцы - жители побережья реки Полота (Палата), столица Полоцк, о чём доказал несколько лет тому назад и сегодня можно о том прочесть в википедии. Ранее считалось, что половцы - кочевники, не оставившие и следа в истории, а язык их неизвестен. Поспешили, бывает, коммунизма не случилось. А воевали те половцы с этими украинцами с Чернигова и Киева (Москвы ещё не было), а удельный князь из Новгород-Северского стал героем «Слово о полку Игореве». Украины и Беларуси тоже не было, но земля называлась: половецкая и русская. Видите, как просто объясняется прошлое и как всё перепуталось сегодня. Сегодня понятие русские - сместилось на восток в Москву (москалями), а свято место - заполнилось хохлами и кацапами с бульбашами. И молотьба с просеиванием по ветру продолжается, а обмолот - от слова... молот? Молот в руках у бога Тора, а серп у жены его - славянской богини Лады? или наша история: из-торы-я - иудейская? И тут понятия смешиваются, разделяясь в молотьбе.
Значение "мякина", также полОва - остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе, напоминают глагол мять, но почему полОва? Наверно потому - о чём написал выше. Мякина и полова предстают в одном лице с одним значением, но разными по звуку и в написании словами. Ассоциация - золотистые волосы и процесс обработки на току цепами. Но почему полова = мякина узнаем чуть позже (язык до Киева доведёт).
Молотьба (обмолот) есть одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков. Также слово употребляется для обозначения периода времени обмолота. Обмолот осуществлялся вручную с помощью цепов в специальных помещениях, ригах (клунях) и на току. Заполненная снопами рига называлась овин. Способ молотьбы (с помощью цепов) может выступать как символ битвы, драки, войны, что находит отражение в языке (измолотить - «избить»), в фольклорном мотиве «му́ки хлеба» (мУка - Арина на испанском). Цеп (чеп, молотило, цап - ручное сельскохозяйственное орудие для обмолота состоит из двух подвижно связанных концами палок. Одна из них более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам. Приходилось наблюдать этот процесс на Брянщине ещё недавно, ещё, каких то три десятка лет назад в деревушке под Клинцами - видел как женщины молотили. Работа монотонная, на такую мужика не загнать. Рукоятка называлась держалом (кадцеей, цеповищем, цепником). Рабочая часть (палка, ударяющая по злакам) имела названия боёк, кий, киец, било, батог, висяга, молотило, типок и ещё дюжину прозвищ. Связь между рукояткой и рабочей частью называется приуздой, гужиком, приузом (от слова узы и узда, и применяется в гужевом транспорте), обычно изготавливалась из сыромятной кожи или верёвки. Из цепа возникла разновидность холодного оружия - боевой цеп, а в Японии и Китае - нунчаки. Кстати о журавле, приспособление чтобы достать воду из колодца называлось цапой - цеплять, цапать, чеплять (Брянский говор - не чапляй мяне! - отстань). Ёмкость для воды - кадушка, кадица. Вероятно, отсюда пошло именование - цепной механизм, цепная реакция и просто цепи (ряд колец, вязь) как украшение или для бензопилы. В Древнем Египте цеп был одним из символов царской власти и назывался nekhakha. Этот термин имеет дословный перевод на белорусский и украинский языки: nekhakha (болг.) - яны гэтага не зрабілі, вони цього не зробили. Однако: «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела». К слову о фольклоре (Русское Слово о полку) и живом русском языке. Кто не знает - Немига (Немиза) - река на которой расположился город Минск (столица Беларуси). Ещё о происхождении слова пила и напильник, раз уж завелись. Слово stare (англ.) - зірнуць (белор.), дивитися (укр.). Имя существительное вилупити, дивитися вперто, пильний погляд (gaze, stare, scan), вот вам и происхождение: сексапильной. Удивительно красивое имя существительное - дивитися вперто и пильний погляд - вот откуда та самая пила (образ женщины) и напыльник - фартук домохозяйки (передник на перед, не испачкать платье). В нашем сознании эти образы распылились, меняя И на Ы и наоборот. А gaze, stare, scan - сканируют всё, что на листе и дальше дело техники, чтобы торец не замяли... Лупоглазая - шикарное слово с этимологией луноглазая (лупо/луно то же), образа волчицы, вскормившей всем известных братьев... и вот уже христиане стали повторяться, называя известные вещи, орудия производства и обычаи своими именами в разных областях земли по-разному.
В народном календаре славян молотьба завершала земледельческий цикл. Молотьба включала комплекс ритуалов, направленных на повышение урожая и обеспечения благосостояния; особыми ритуалами отмечены начало и конец. У русских и белорусов день начала молотьбы назывался замолотки: в этот день в Гомельской губернии хозяин угощал молотильщиков крутой кашей из разных круп ради хорошего урожая будущего года; тогда же (или в конце молотьбы) в Орловской губернии резали кур «под овином». Русские начинали молотьбу с первого или последнего сжатого снопа (именинника, именинного), соломой от которого кормили больной скот. Нередко его обмолачивали отдельно, зерно освящали и подсыпали к посевному. Зерно от первого тока нередко использовалось на семена. Русская приговорка: «Первый сноп — Богу, первый ток — полю». Напомню, что ток-кот, мир-рим, брег-герб, коран-нарок и многие другие слова читаются в русском языке наоборот, и в этом тоже есть древний обычай скрывать истинные имена. С началом молотьбы связывались приметы о будущем урожае: в Витебской губернии считалось, что, если при первой молотьбе цепы свищут в воздухе, то предстоящее лето будет «пустое на хлеб», то есть неурожайное. Конец молотьбы обычно отмечается общим пиршеством и угощением для работников. У южных славян, основное значение часто имеет жертва домашней птицы или животного (барана, овцы, ягнёнка, поросёнка). В северо-западной Болгарии молотьба должна была быть закончена к празднику св. Богородицы, в канун которого старший в семье мужчина резал красного петуха в честь «царя» или «бороды», привязанных в это время к стожару (столб на току). После чего приготовленного петуха съедали на гумне. У восточных славян после окончания молотьбы готовили курей или кашу. Торжества сопровождались пожеланиями ещё большего урожая в следующем году, счастья и здоровья домочадцам. В украинском Полесье после окончания молотьбы хозяин брал охапку обмолоченных колосьев и приносил в дом, где вся семья кулаками молотила обжнивки на столе, а по количеству
| Помогли сайту Реклама Праздники |