Произведение «Булгаков о свете и тени в царстве истины»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Читатели: 115 +1
Дата:
«Булгаков оптимистичный»

Предисловие:
- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?   Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?  Ты глуп».
- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей.
- Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул: ты глуп, - ответил Воланд

Булгаков о свете и тени в царстве истины

  Знаменитая приверженность булгаковедов (в частности Г.Файмана) "царству истины", мол, вне всякой власти люди обретут справедливость, равноправие и свободу, играет с романтическими и наивными натурами злую шутку. Власть, право нужно не для обуздания Зла, а для защиты Добра. Тут причина путается со следствием. Так как Зло способно драться, а Добро беззащитно.
 Власть ограничивает произвол правовыми нормами (кодексом), религия требует исполнять заповеди (священные книги), чтобы были границы дозволенного.
 Отсутствие власти позволяет любому Чикатилло или Гитлеру со Сталиным, Лениным вершить суд по своему усмотрению.
 Для того и родились мировые религии с верой в единобожие, чтобы обобщить понимание Добра и Зла.

 Так что весь ужас происходящего сегодня и в прошлом, связан именно с отсутствием власти, с тем самым бунтом, бессмысленным и беспощадным, когда появляется некто, кому дозволено всё, что угодно.
 Булгаков, заявляя от имени Иешуа про "царство истины", иронизирует, а читатели приписывают эту идею Иисусу, упрощая смысл Евангелия. Эту языческую приверженность народа к Утопиям, от выдуманного ими самими Хлыста, высмеивает своей сатирой Булгаков.
 
  В известном диалоге Воланда с Левием Матвеем о свете и тени автор намеренно противопоставляет разум и демагогию.
 Там Воланд подменяет следствие и причину и передёргивает философские понятия. Понятно, что свет (добро) открывает людям глаза на всю окружающую его природу, естественно, порождая тень от неё. Без света есть только тьма.

 Именно свет определяет шпагу Воланда, деревья и всё живое, превращая тень (Зло) в проекцию, сопровождающую жизнь.
  Голого света в природе не существует. Это софизм.

  Но Булгаков так выписал диалог и образы Воланда и Левия Матвея, что читателям эмоционально удобнее доверять авторитету всемогущего Сатаны, а не разумной логике какого-то слуги и бывшего мытаря в хитоне (или погребальной одежде).  

 Впрочем, в конце 1930-ых годов весь СССР доверял Сталину (Воланду), а соратников В.И.Ленина объявлял врагами народа и преступниками. Здесь за образом Левия Матвея легко просматривается в качестве прототипа Г.Е.Зиновьев (при рождении — Овсей-Гершон Аронович Радомысльский). 

 Именно через него Иешуа как бы просит Воланда  распорядиться судьбой мастера и Маргариты.  На что Воланд отвечает прямо по тексту армейского Устава "Будет сделано". То есть Воланд воспринимает просьбу Иешуа в качестве приказа. А это значит, что всей этой бесовщиной командует Иешуа. Так какой же он тогда Христос или Спаситель?..

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама