Помните, как в начальной школе нам приходилось решать задачки типа: "Из пункта А в пункт Б выехал поезд со скоростью 70 км/ч. Ему навстречу выехал поезд со скоростью 80 км/ч. Расстояние между пунктом А и пунктом Б составило 450 километров. Вопрос: через какое время встретятся эти поезда?"
А теперь вопрос не из учебника: "Зачем люди вообще ездят на поездах?"
Ответ на первый вопрос: через три часа.
Ответ на второй вопрос не так точен. Всё же это не математика, поэтому здесь варианты могут быть разными. Кто-то едет по делам, кто-то - навестить друзей или родителей, некоторые ездят с туристической целью. А вот железную дорогу в Нилгири, которая находится в Индии, никто не использует для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.
- Зачем же тогда на ней ездят? - удивится кто-то.
Ответ таков: "Исключительно ради удовольствия!"
- Да разве такое бывает? - спросит обескураженный ответом читатель.
Бывает! И ещё как бывает!
Представьте себе, оказывается, что исключительно ради удовольствия стóит прокатиться на поезде, который проходит через 16 туннелей, 250 мостов и 208 серпантинных поворотов.
Возможно, что болливудский фильм Dil Se — «Любовь с первого взгляда» — и прошел в индийском прокате без особых успехов, но песня из него остается любимой и спустя 25 лет. Chaiyya Chaiyya — это не только запоминающаяся мелодия. В памяти людей она осталась потому, что была снята на фоне движущегося поезда.
Индийский актер Шах Рукх Кхан лихо отплясывал с группой профессиональных танцоров, пока поезд медленно двигался по пышной холмистой местности мимо чайных плантаций и над высокими виадуками. В это время из старого печного двигателя валил самый настоящий пар. Ни о каком электричестве речи даже не велось! Кстати, люди до сих пор продолжают ездить на этом поезде, хотя в наше время путешествия на нём всё-таки немного комфортнее и не так опасны, как у Кхана.
Так вот, горная железная дорога Нилгири, которую местные жители ласково называют «дорога с игрушечным поездом», является, пожалуй, единственной в мире, когда люди садятся в поезд и думают только об ожидающих их впечатлениях, а не о пункте назначения.
Двигающийся по индийскому штату Тамил Наду, этот поезд является самым медленным в Индии (да что там в Индии! Он вообще является самым медленным поездом в мире!). А всё из-за чрезвычайно крутого уклона, который имеется на протяжении всего его маршрута. Чтобы преодолеть расстояние в 46 км, потребуется… почти пять часов. Обратный путь вниз по склону сокращается на один час, но даже четырех часов для преодоления расстояния в 46 км всё-таки многовато.
Хотя… Если прильнуть к стеклу и постоянно наблюдать за тем, что происходит за окном, эти четыре часа не покажутся слишком уж длинными. Купив билет первого класса (около 6 £), люди садятся в синие вагончики у подножия горы прохладным утром, надеясь испытать всю полноту ощущений, которую может подарить им Нилгири. Билет второго класса стоит в два раза дешевле, но при этом мягкой подушки на сиденьях не будет. Кто-то обращает внимание на эту мелочь, кто-то нет — но вагончики почти всегда заполнены до отказа.
— Когда вы садитесь в этот поезд, — делятся туристы своими впечатлениями, — вам будет казаться, что вы попали в другое измерение. Те, кому ни разу не приходилось пускаться в столь необычное путешествие, сразу поймут, чтó означают эти слова, как только окажутся внутри вагонов, со стороны напоминающих детскую железную дорогу (те, кто хотя бы раз ездил на такой дороге, поймут, о чём идет речь). Состав ещё не успевает тронуться с места, как взрослые и дети просто прилипают к окнам. Желание при этом только одно: посмотреть на виды, которые им обещает подарить Нилгири. Когда же поезд на медленной скорости проезжает в туннелях, то или от небольшого страха, или от восторга начинает захватывать дух.
Когда туристы проезжают мимо чайных плантаций со склонившимися над листьями работниками и водопадов, образовавшихся после муссонов, они постоянно высовываются из окна, потому что такие картинки можно увидеть нечасто. Не отстают от них и журналисты, неутомимо фотографируя серпантинные повороты и изгибы поезда, следя за тем, как в зарослях мелькают бродячие гауры (индийские бизоны) или слоны. На различных станциях по пути следования (некоторые из них предназначены для пассажиров, а другие — лишь для пополнения запасов воды для паровоза) многие выходят, только чтобы немного размяться: несколько часов в одной позе внутри маленького вагончика — это своеобразное испытание. Но вообще спокойные пейзажи и легкое покачивание поезда убаюкивают пассажиров до состояния, близкого к сонливости. На одной из остановок можно подкрепиться горячим чаем и масала вада (острыми оладьями), продаваемыми местными торговцами, что является неотъемлемым элементом любого путешествия на поезде в Индии.
— Многие люди приезжают сюда исключительно для того, чтобы прокатиться в маленьком вагончике, и невозможно представить себе этот индийский штат без небольшого поезда, который уже стал неотъемлемой частью этой местности. То, что такого больше в мире нигде нет — это верно! И сам поезд, и открывающиеся из его окон виды, действительно, можно увидеть только в этой части Индии. Ну, а четыре или даже пять часов медленной поездки на поезде запомнятся вам на всю жизнь. И если сейчас принято говорить о скорости и стремительности, то в этих краях за скоростью не гоняются. Здесь умеют останавливать время.