Произведение «Волхов, этимология имени» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Читатели: 145 +1
Дата:
«Волхов или хование в ол...»
Предисловие:
Продолжение статьи: Вовчик, этимология имени
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=135426

Как ныне взбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
(А.С.Пушкин)

Волхов, этимология имени

     Проезжаю реку Волхов, впереди Селищи, на том берегу слева казармы полка, где служил М.Ю.Лермонтов. Места знакомые, сто раз проезжал, а тут вдруг вспомнился один случай, когда меня этой весной спросили в деревне Мандроги, а что значит Волхов? Сразу даже не нашёлся что ответить за волхование, имеющее двойной смысл в русском языке, но с чего начать? Волхвы, дары приносящие, т.е. язычники, первые кто приняли Христа. Кто они, на каком языке разговаривали? Почему их так зовут? И куда они пошли с этими дарами... Одно дело Ильмень - другое Вифлеем или Палестина, это далеко, это очень далеко, тогда почему они первые, почему их никто не обогнал, да ещё и с дарами? Только что проехал селение Спасская Полисть - на речке Полисть (левый приток Волхова), тут вся топонимика Новгородчины соответствует библейской: Чудовский район, перед этим была Любань... Чудово в переводе "великий", но так зовут теперь Новгород, а Любляна столица Словении, тех самых словен, которые приглашали с чудью, кривичами и весь - русь для наведения порядка. "Порядка нет как нет" (А.К.Толстой, История от Гостомысла).

     Забытые русские слова для россиянина это даже не головоломка, а переворот сознания и даже шок от того, когда начинаешь понимать простоту словообразования некоторых терминов, которые тебе казались непостижимыми и более того - привнесёнными, заимствованными, чуть ли не чужими. Особенно когда касается слов обыденных, типа спасибо, пожалуйста. Ведь им нет объяснения до сих пор. Откуда у нас эти слова? Армяне говорят в большинстве случаев "мерси" и не называют страну Арменией, а Айястан (по имени основателя Айк), у них опыт нахождения в христианстве богаче нашего на тысячелетие. Зато есть устойчивое мнение, что Беларуси и Украины не существовало в принципе до 1918 года. Но если культура есть язык, то позвольте не согласиться. Не стоит путать понятия "границы территорий" с населением и культурой, иначе можно прийти к совершенно обратному выводу. Москва стала известна христианскому миру спустя 11 веков от р.х., когда иные державы благополучно себе существовали, достаточно вспомнить Полоцк, Киев, Новгород - столицы государств, гордящиеся древностью построек соборов Святой Софии, доставшихся от крестницы Византии. История историей, но. Почему-то ответы в этимологии, как смог убедиться, на самые каверзные вопросы даёт язык белорусский. В основном он помогает мне понять язык имперский российский, хотя принято считать что в России - русский язык. А его создатели со времён Киевской Руси невесть кто, точнее последователи кириллицы, но исторические русские, сегодня себя называют украинцами, но россиян - русскими... Как всё запуталось за ту тысячу лет "исторической России", которой отмечают 400 лет, но памятник в Великом Новгороде называется "Тысячелетием" - от призвания Рюрика. Причём, царя Грозного на нём нет, как бы отрицая связь с Московией априори, хотя рюриковичи и правили добрую половину этого тысячелетия из Москвы. В этом деле у нас дурдом полный. Факты говорят об одном, нам рекомендуют к восприятию дурацкие аннотации к ним, плюсуя несколько безумных версий, почему именно так, а не иначе. Но зато ничего конкретного. Ответить коротко на вопрос, что значит слово Волхов, чувствую не получится...

      Река, вытекающая из озера Ильмень и впадающая в Ладогу (бывшее Нево), знаменита и известна в первую очередь тем, что приняла варяжский десант в 859-862 гг, а село Старая Ладога по сути - первая русская столица. Затем Рюрик рубил крепость на Ильмене. Разговаривал русский конунг (то есть король), князь по нашему - на немецком языке ("История" А.К.Толстого). От этого становится ещё интереснее, читая летопись монаха, как призванные братья пришли со всем своим "родом русь". В чём прикол объясню - в орфографии и знаках пунктуации - летопись просто извратили. Если смотреть внимательно (ссылка ниже), то после "руси" должно стоять двоеточие. Там следует перечисление племён по вероисповеданию. Русь - теологический термин, как и Россия, ничего общего с родом-племенем по крови и предками не имеющая. Вскоре, после событий "призвания" и крещения части территории (в Днепре или Почайне), Новгородская республика исчезает со страниц нашей истории, появляется как Ингерманландия и ВКЛ, затем в составе Речи Посполитой до 15 века, с присоединением к Московскому царству. Чем кончилось? Московское царство само вскоре вошло в Российскую империю и столицей стал город Ноен, ныне Санкт-Петербург.

     Волхов река, Волхов город, волхвы, Волхонка (набережная в Москве), князья Хованские и "Хованщина", народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях... Что может объединять эти понятия? История, само собой, но должен же быть и смысл всей логической цепочки - от языческих волхвов до нас, от жизни обывателя до мифов о Хароне, перевозчике через реку Стикс, который ховает - хоронит. Предположим, река "стикс" уже мною расшифрована - это "икс" со знаком святости - st - святой "мистер Икс", в кириллице передаётся звуком или знаком Х, косым крестом - отчекрыжить или похерить - у книжников, бухгалтеров, теологов. Слово "хер" на латинице означает господина, бога, распорядителя и ставится перед именем, например: herr Wolf - мужское имя у немцев, а к Петру Великому Александр Меншиков (из Почепа, ныне Брянщина) обращался - "min Herz", уважительно как сердечному другу. Пётр изменил календарь и мы все стали моложе лет так на 5 тысяч, но если проследить имя вглубь веков, хотя бы от Крестителя Владимира, то Волхов может рассказать многое...

     Так что нам расскажет имя Волхов? Косой крест - имперский морской стяг России принят от апостола Андрея, он оставил свой посох у села Грузино в том месте, где в Волхов впадает Кересть. Река "кересть" и есть "крест" в значении и звуке, что символично - Крест впадает в языческий Волхов. Расхождения между словом и делом нет. Человеку, знающему русский язык на уровне общения всё понятно без переводов топонимики этой местности. Рядом есть примеры, как Суватель впадает в реку Сую. Церковники рекомендуют "всую" писать слитно, но тут никак... А вот с именем Волхов полная неразбериха и возникла она вследствие множества версий о происхождении. Допустим, "волхв", но он - отчего? А если волк, хоть серый, хоть белый, он почему? Продолжаю рассуждать в перекличку с предыдущей статьёй. Также от времён языческих волхвов, можем заметить как менялись имена вождей и царей Левобережья: Олег (первый князь русской земли с 852), Рюрик (не вписан в византийский хронограф, явлен 10 годами позже немецкими историками), Игорь, Владимир (от Святослава) и так до Василиев и Иванов, пока не сменилась династия... Христианство Руси началось с имени Владимир, тот избавился от пантеона (во главе с Перуном), отверг веру иудеев (у них нет своей земли) и выбрал христианство, выменял невесту Анну за 800 наложниц и вскоре почил в расцвете лет... Ни даты рождения, ни причины смерти неизвестны, только имя. Достаточно.

     Владимир или как имя может повлиять на человека, заодно о свастике, шевронах с молнией и явлениях природы. Итак, некто Шилов предполагает образование "Волхово" от карельского, финского valk — «белый», с переходом лк в лх и с добавлением окончания -ово. Вы замечаете словоблудство? От длинного слова мне вывели короткое (умора, что невозможно так делать в принципе и логике не поддаётся), затем обрезали корень и что осталось - кушайте на здоровье. Дай им волю, себя не узнаешь... Википедия: "В древних новгородских источниках река носит название Волхово". - Насколько древних? - задаюсь вопросом, оказывается, не очень и следующее открытие: "И. Ю. Миккола выводит название реки из фин. Olhava, учитывая швед. Ålhava упоминаемое грамоте XVI века и фин. Olhavanjoki". Уважаемые, грамоты XVI века вещь значимая для того, кто их писал, но кто их читает? Как в одной новгородской бересте XI века: "Невежа писа, незнамо каза, а хто се цита?" - совершенно на русском и понятном языке без перевода, на минуточку о древности... Что же из того усвоили шведы, спустя 5 веков, сейчас глянем.

      Olhava - "олява" звучит, оригинал языка португальский, перевод - паглядзеў, погледао, смотрел, подивився. На шведском это звучит "ульгова", переводится Ольхава/Ольгава/Ольгава. Что мы и видим в летописи и на местности - курган Вещего Олега на берегу Волхова у села Старая Ладога. Шведское Ålhava - Ольгова - так и звучит. Термин - Olhavanjoki, совершенно замечательный слоган, указывающий на "Олю новую", тут всё верно. В XVI веке языческое княжество ВКЛ, таки окрестили на свой ряд: njoki - нью, ноен, новый (вместо Старой Русы на Ильмене стал просто Новгород). Олег Вещий (знающий, ведающий) удостоился камня от академии наук вблизи могильника. Смена ВЗ на НЗ на этом не закончилась, но логика в именах и событиях проявилась. Ольгина земля, князь Олег, перевоз через реку Великую в 903 году, княжение, сын Святослав Игоревич - события стали выстраиваться в логическую цепочку... Особенно понятны стали слова князя древлян, де повадится волк и всех овец того и смотри, порежет... Око за око - зуб за зуб! И убили древляне того "волка" необычным способом, привязав ноги за согнутые берёзы, да отпустили - разорвало князя Игоря пополам. Со слов летописца: Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит". Дело было в год 945 - в Искоростене (берег Ильменя). Спустя пять веков был подписан Искоростенский мир Новгорода с Москвой, но через год после подписания республика была подчинена царству, колокола сняты и вывезены в Москву, жители Новгорода вырезаны. Почему Игоря обозвали волком, см. статью "Вовчик, этимология имени", вообще-то он дед будущего Крестителя Владимира и первый наследник - рюрикович. Теперь о берёзах, несомненно поэтическое описание события, в котором бЕрезы - берега... Берега реки времени о которой писал Г.Державин, которая жерлом своим пожрёт и имена, и царства, и народы.

      Волхов предполагает слияние двух понятий в слово-термин: вол+хов, что очевидно любому, мало-мальски знающему русский язык и знакомому с образованием от слова образ. Народная этимология из книжной легенды XVII века  «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» связывает название реки с именем старшего сына Словена - Волхва... Слово Волхов - то же самое слово что "волхв", и почему река названа мужским именем, более-менее понятно. Но только "половина" её... Как-то гуляю у реки, а молодая мама немка подзывает сына ласково, Воля, Воля, попробуй иргу! Сына зовут Вольф, ирга - ягода на кустах. Я думал, впору сознаться, что это волчья ягода и внимания этим кустам не предавал, ни значению имени, а вкусу тем более... Ирга - вкус детства на губах... Зелен виноград - несладок, а молодой человек некрепок. Всё что знал о ирге и игре слов, но молнией прошибло слово - воля, до боли знакомое русскому уху слово воля, а это... Вольф? Однако "воля" и есть "оля" с её божественным началом.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама