Произведение « Поклонники и покойники» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 131 +1
Дата:

Поклонники и покойники

                                 

Действующие лица
Изольда Иринарховна, прима театра, старая дева.
Пётр Аскольдович, актёр, вдовец.
Лионелла Марковна, гримёрша, вдова.
Михаил Калистратович, драматург, бобыль.

    Небольшая уютная гостевая комната Изольды Иринарховны обставлена во вкусе, бытовавшем в её молодости: два старинных шкапа с посудой и хрусталём, два комода, на одном граммофон, второй украшает зеркало в старинной серебряной ажурной рамке, на стенах висят в дорогих багетных рамах пейзажные и портретные картины. Тяжёлые тёмные карминный шторы наглухо закрывают два окна. В простенке стоит открытый стеллаж с плотно составленными раритетными книгами и статуэтками из фарфора и бронзы. Посреди гостевой комнаты расположен круглый стол под бардовым абажуром, покрытый скатертью в тон материала абажура. За столом сидят и чаёвничают гости хозяйки: Пётр Аскольдович, Лионелла Марковна и Михаил Калистратович.

Изольда Иринарховна. Что и говорить, прошли чудесные времена, когда театр притягивал магнитом зрителей. Это были поистине романтические годы! Публика любила актёров, боготворила мастеров сцены! На премьерный показ кассы распродавали билеты задолго до показа.

Пётр Аскольдович. М-да…

И. И. Не вполне понятно.

П. А. Что было, то прошло.

Лионелла Марковна. Петенька, как всегда, лаконичен.

И. И. Ёлочка, не приставай к Тушеньке. В компании он всегда немногословен.

П. А. М-да…

Л. М. Вот, опять!

П. А. Зачем зря разглагольствовать.

Михаил Калистратович. Вдовство никого не располагает к длинным разговорам.
И. И. Шанечка, это больная для всех нас тема. Пожалуйста, обойдёмся без неё.

Л. М. Да-да, Мишенька, не будем беспокоить старых ран. Лучше выпьем чаю. Нынче он у нашей хозяйки отменный.

П. А. М-да… Бесспорно… Я принёс по случаю купленный торт. Ваш, Лёдечка, любимый, «Каштановый бриз».

И. И. Бог мой, Тушенька, ты помнишь все мои слабости! Спасибо, милый!

Л. М. Как я растрогана, если бы кто знал!

М. К. Ёлочка, немедленно вытрите слёзы. Не то я сам расчувствуюсь и не дай бог…

И. И. Поплачьте, милый Шанечка! Слёзы помогают оттаять душе и облегчить боль. Мне ли не знать!.. Давайте примемся за торт.

Л. М. Да-да! И прекрасный чай стынет.

П. А. Чай можно пить и холодным. Не обязательно в жару. В любой сезон: зимой или весной.

М. К. Петенька, не стоит перенимать дурные привычки англичан. Чай должно пить горячим и только.

И. И. И обязательно с лимоном! Сейчас принесу. Забыла блюдце на кухне.

П. А. Если не трудно, голубушка, захватите и медку.

М. К. Не знаю, как остальные, я бы не отказался от чего-нибудь покрепче.

И. И. Шанечка, есть прекрасная имбирная настойка с ягодами можжевельника.

М. К. Прекрасно!

Л. М. Лядя, для нас, слабых женщин, что-нибудь в твоих закромах отыщется?

П. А. Запасы закромов нашей Лёдечки неведомы и ей самой. Ха-ха-ха!..

И. И. Хвоиночка, конечно, для нас робких и хрупких созданий у меня припасено прекрасное ежевичное вино.

М. К. Вы превосходны, Лядя!
И. И. Вы, Шанечка, продолжаете сомневаться в моих скромных способностях?

П. А. Лядя, вы открыто кокетничаете с Мишелем.

Л. М. Тушенька, разве это плохо? Много ли нам осталось? Счёт наших дней от нас сокрыт. Кто из нас уйдёт в прекрасный театральный рай первым? Тому несказанно посчастливится.

М. К. В чём, позвольте поинтересоваться?

Л. М. Тот счастливчик приготовит для нас места. И мы снова будем вместе в том чудесном небесном краю.

И. И. Рано, Ёлочка, заговорила о неизбежном. Рано. Отрицать это бессмысленно. Но и торопиться туда не стоит. Надеюсь, нам пока есть чем заняться в этом не менее прекрасном мире. Вот наше вино. Вот для мальчиков то, что покрепче!

Л. М. Тушенька, разливайте!

П. А. Вот это мы с удовольствием!

Л. М. Мне половину рюмочки!

М. К. Ёлочка, первую принято пить полную. Петруша, мне в фужер. Полный лей. Пить так пить. Вспомним актёрскую молодость. Лихость. Когда после каждой удачной премьеры…

И. И. Неудачных не было. Благодаря Шанечке, нашему драматургу. Он писал замечательные пьесы. Как умел показать всего несколькими словами характер персонажа.

П. А. Пьём, дамы! Сначала пьём вино и то, что покрепче! На раз… два-три!.. ох, хорошо пошло!

М. К. правильно: сначала пьём. Разговоры о прошлом потом. После горячительного и речь не такая уж тягучая кажется. В последнее время замечаю, медлю с ответом. Ох!.. по всем жилочкам прошлась ваша настойка, Лядя!

Л. М. Я только пригублю.

И. И. Сразу всё и не никаких пригублю! Растеряешь счастье.

Л. М. О… никогда… раньше не… пила залпом…

П. А. Понравилось?

Л. М. Дайте отдышаться.

И. И. Дорогие мои, стынет чай! Имейте совесть и уважение к благородному напитку!

М. К. я не откажусь от тортика. Смотри-ка, Тушенька, торт порционирован! Прогресс дошёл-таки и до наших отдалённых территорий.

И. И. Что покраснели, Тушенька?

П. А. Это от настойки, Лядя. Больно зараза хороша! По поводу торта… Что ж, попросил заранее хозяйку заведения, чтобы его нарезали. Понимаете, чтобы не возиться с этим дома.

Л. М. Верно! Зачем утруждаться с ножом самому, если это сделает кто-нибудь профессионально? Что скажешь, Шанечка?

М. К. Скажу одно, пропитка отличнейшая! Кажется, гавайский ром и немного виски. Великолепно! Тушенька, будет возможность, передай мои поздравления хозяйке кондитерской.

П. А. Непременно. Теперь и сам отведаю кусочек… М-м-м… Действительно, превосходно! Лядя, советую не откладывать и смело взяться за торт.

Л. М. Лядя, что скажешь, если я…

И. И. Кури, Хвоинка, сама рада бы, да здоровье не позволяет. Вот, теперь могу только радоваться тем, кто может себя побаловать хорошим табаком. Кури, не стесняйся! Мальчики, можете присоединиться к Ёлочке, кто желает.

М. К. Спасибо за предложение. Хочу повторить выпить твоей прекрасной настойки. Петенька, со мной?

П. А. С огромным удовольствием! Потом можно и попыхтеть.

И. И. Кашляешь давно, Тушенька?

П. А. Давненько. Хрипы замучили, боли в груди. На непогоду вообще общее обострение.

Л. М. Сходи к доктору, пока не поздно.

П. А. Хорошо замечено: пока не поздно. Поздно, увы!

И. И. Всё так серьёзно?

М. К. В нашем возрасте задержка пусть бы на один день очень серьёзное опоздание. Потому, надо успеть…

П. А. Успеть что-либо наверстать не получиться. Ежели в молодости дела откладывал в долгий ящик, убеждал себя, вот завтра обязательно возьмусь и не брался, находил причины, то сейчас нагнать катастрофически невозможно. Листал давеча дневник…

И. И. Почему молчал, что ведёшь дневник? Не отмахивайся. негодник!

П. А. Так, писал изредка… от случая к случаю… н-нет!.. Не буду говорить! Тема больная.

М. К. Молчи. Оставь в себе. Что можно сказать о себе другим, давно сказано. К старости ничего нового не появляется кроме болячек и частых походов в поликлинику для сдачи анализов.

И. И. Друзья, хватит о плохом! Предлагаю думать…

П. А. …о хорошем.

Л. М. Тушенька, как ты мог!

И. И. Фи, Тушенька! Перебивать даму некомильфо!

П. А. Миль пардон, Лёдечка! Не подумал…

И. И. Ну, раз не подумал, принимаю все твои пардоны!..

М. К. Лядя, ты всё также заразительно смеёшься.

И. И. Спасибо, старый угодник! Спасибо, что не упомянул возраст. Смотришь на себя в зеркало и …

Л. М. Что случилось? Ты побледнела, Лядя!

И. И. Побледнела!.. Ха!.. Может это грим, Хвоинка? Неумело наложенный старой трясущейся дряблой рукой… Зеркало никогда не врёт… Это в сказках: свет мой зеркальце, скажи… В них оно и соврёт за недорого… В действительности всё иначе… Не говорю, как грустно порой становится…
М. К. Предлагаю думать о хорошем и пить чай. Кому положить лимон? Лядя? Жизнь такая, будто ходишь с долькой лимона во рту? Неужто всё так кисло? Товарищи артисты! Я призываю выплюнуть лимон и смотреть на окружающее…

Л. М. … будто всегда подшофе! А что, дерябнул с утреца стопарь дешёвой водки, намазал на сухарь дешевенького маслица, положил кусочек ржавой селёдочки, захрустел, затем отыскал в пепельнице жирненький окурок, закурил и всё: финита ля комедия! Жизнь удалась!

И. И. Душенька, откуда набралась сих жаргонизмов: дерябнуть, жирный окурок… Ну, вот и ты распустила нюни… Что за день сегодня такой!

П. А. Дождливый день. Среда. Умереть хочется.

М. К. Глупо…

П. А. Что глупо?

М. К. Умирать в дождь.

Л. М. Почему?

М. К. Умирать в дождь скучно.

И. И. Следуя твоей логике, Шанечка, в солнечный день умирать весело?

М. К. Умирать всегда скучно в любую погоду. Будь то дождь, или жара.

И. И. Приказываю отбросить хмурые мысли. Настроиться на позитив! По третьей пить будем или резко впадаем в абстиненцию? И не забываем про торт, господа  кумиры театральной сцены!

Л. М. Уф, наелась, как бобик на помойке! Спасибо, Тушенька!

И. И. Снова ты, Хвоинка, за своё… Ну, что такое: бобик на помойке!

Л. М. Вчера подслушала беседу двух маргиналов. Один откровенничает перед другим, дескать, ничего вкуснее и сытнее, чем в отходах на помойке не ел в своей прежней жизни.

П. А. Кем он был в той своей жизни?

Л. М. Извини, не удосужилась расспросить. Не до этого было.

И. И. Ага! А вот откровения бездомного выслушала.

Л. М. Обязательно! Интересно жуть, чем живёт простой народ.

М. К. Опускаем подробности. Ближе к бобику. Какова его роль в существовании маргинала.

Л. М. Точно не поняла: то ли он живёт с ним…

И. И. Бог мой, этот маргинал зоофил!

Л. М. Скорее нет, бедный пёс скрашивает его бездомное бытие. Вот… Перебили, на чём остановилась. Что-то с памятью…

И. И. Не продолжай, Хвоинка! Любое упоминание об этих несчастных терзает моё сердце.

П. А. Лядя, ты сейчас играешь или в самом деле, тебе жаль этих асоциальных элементов?

М. К. Думаю, и то, и другое. Мы ведь всю жизнь только тем и занимались, что жили жизнями придуманных героев, придуманными жизнями, в придуманных ситуациях выглядели настоящими героями и выходили из самых трудных обстоятельств с высоко поднятыми головами! Мы не заметили, как это наложило отпечаток на нашу жизнь и постепенно мы сами начали жить жизнями наших героев, только уже не на подмостках, а на улицах города.

И. И. Это правда, истинная правда, Шанечка! Боже, сколько было передумано по этому поводу, сколько бессонных ночей проведено в удушливые часы летнего зноя и в минуты затяжной метели, когда из дому в жестокий мороз абсолютно ничто не заставит человека выйти на улицу!

П. А. Позвольте прервать вашу… М-да… так сказать идиллию…

И. И. Тушенька, как угодно.

П. А. Думаю, по этому поводу достаточно рефлексий. Наши прекрасные классики написали по этому поводу не один десяток статей и описали полностью со всех сторон превратности русского, исконно русского сплина.

Л. М. К чему ты клонишь, Петенька, не пойму.

П. А. Да к тому, что душа требует радости. Так выпьем же и снова закурим!

И. И. Всё гениальное оказывается до пошлости простым. Тушенька, не в твою сторону камень. Выпьем, закурим. Поговорим. Мы собрались для этого.

М. К. Лёдечка, обнародуешь свою тайну, откуда у тебя настолько хороший табак.

Л. М. Да, Лядя, раскрой секрет. Сама говоришь, осталось… Впрочем, после себя человек нашей профессии обязан оставить хоть какие-нибудь тайны. Флёром неизвестности и так окутана наша жизнь…

И. И. Тайны нет никакой, право слово! Клянусь Мельпоменой! В давние годы моего профессионального становления, когда я юной взбалмошной девицей пришла в театр и после первых ролей, когда


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:01 26.09.2023 (1)
Однозначного, Дмитрий, комментария пока нет.
Концовку пьесы поставить в театре, думаю, не возможно.
     09:22 28.09.2023 (1)
1
Здравствуйте, Леонид. Я не никак не Дмитрий, это видно на авторской странице. По поводу рассказа, именно рассказа, не пьесы, если вдруг кому-нибудь захочется поставить пьесу по мотивам рассказа, то концов, написанная в нём, на усмотрение режиссёра может быть изменена. Обычна практика. предложений о постановке ещё не поступало. Спасибо за проявленный интерес к произведению.
     16:38 28.09.2023 (1)
Сто раз извиняюсь, Сергей, видимо что-то в голове не то замкнуло. Пенсию дают не зря.
Повторюсь, диалоги хорошие. Желаю Вам найти хорошего режиссера.   
     13:25 29.09.2023
Ох, Леонид! Это почти что невыполнимая задача - найти хорошего режиссера. в театрах как и в книгоиздании ставят пьесы либо своих знакомых, либо те, авторам которых платить не надо ввиду их отсутствия в мире этом. 
     16:17 26.09.2023 (1)
Вау! Целая пьеса.
     09:19 28.09.2023
Здравствуйте, Светлана! Спасибо за отзыв. Последнее время мне нравится писать рассказы в формате пьесы. Это позволяет читателю самому додумывать действия персонажей, производимые ими в процессе монолога.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама