Произведение «Обратный интеллект» (страница 1 из 18)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Автор:
Читатели: 329 +1
Дата:
Предисловие:
О проблеме, которая может настичь молодого ученого, повстречавшего рогатую инопланетянку: какими качествами она должна обладать, чтобы стать ему близкой по духу и телу? И еще про то, как особенности психики оказывают влияние на судьбу искусственных интеллектов. О причинах похищения инопланетянами первой системы искусственного разума Земли.

Обратный интеллект

Никто на Земле до сих пор не знает про критический порог развития цивилизаций: с пониманием принципов организации разума прогресс всех областей техники и основы культуры входит в экспоненциальный пик. Это оказывается концом развития - цивилизация, погибает из-за множества неразрешимых противоречий. И только санация разработок искусственного разума способна предотвратить катастрофу. Поэтому одна из проскочивших кризис цивилизаций тщательно отслеживает все признаки появления искусственного разума и извлекает новообразование, помещая его в свой лепрозорий и, тем самым, сохраняя гармонию стабильности в галактике. Но даже эта цивилизация оказалась вовлеченной в еще более глобальную вселенскую структуру.
На Земле очень многие ученые и коллективы исследователей давно и тщетно пытаются создать искусственный разум. Проходят десятилетия и, казалось бы, давно пора осуществится давней мечте. Но еще в конце двадцатого века, в уже не существующей стране СССР произошло коварное похищение инопланетянами первой земной системы искусственного разума, которая грозила стремительно и непредсказуемо изменить вектор развития цивилизации на Земле. Засекреченность не позволила предать это широкой огласке.
Стоит оборвать самый верхний побег как окрепнут и потянутся вверх множество боковых. Поэтому надо признать, Космос поступил гуманно, осуществив культурную обрезку дерева разума по правилам вселенской вегетации.
За всем этим стоит туманно упоминаемое и никем, в сущности, не понятое явление: супер-существо, или некая Гармония межвселенских связей, обреченная, как простые смертные, на борьбу за существование.
Бессмысленно говорить о каком-то ее начале или конце потому, что понятие времени и пространства ограничены веществом конкретной вселенной. Бессмысленно говорить о каких-то ее влечениях вроде половых. Казалось бы, все ей подвластно... Будь Гармония богом, она немедленно решила бы все проблемы. Она же постоянно обнаруживала все новые и все более сложные.
Потребности изменяются с новыми знаниями, что вновь порождает необходимость в новых знаниях. Возникает бесконечная гонка, в которой нельзя остановиться, и сама стабильность существования начинает зависеть от факторов саморегуляции.
Описанные далее события происходили в тесной связи с судьбой формирующегося в нашей вселенной единого разума, который, как и во всех других вселенных, составляющих Гармонию, призван на определенной стадии дополнить собой общую структуру Гармонии новым уровнем понимания.
А на отдельно взятой Земле люди медленно и трудно объединялись, начиная понимать, что только так можно не сгинуть в истории. Сегодня они делают первые шаги в галактическом объединении, без чего невозможно выжить в Космосе. Поэтому стоит обернуться в прошлое и посмотреть, с чего же это началось.

История эта произошла в одном из советских проектных учреждений конца восьмидесятых прошлого столетия. Тогда открытия планировались государственными чиновниками, уверенными, что они творят судьбу народа, который принадлежит им, хотя они служат ему. Эта диалектика просто должна была приниматься на патриотическую веру: они служат народу, но отдельные представители народа при этом назывались служащими. Слуги же распоряжались не только временем, продукцией и даже здоровьем служащих, но, бесспорно, всеми их помыслами, поступками и стремлениями, в общем - моралью и этикой. А в обыденности восприятия слуг, служащие представлялись как естественные продолжения их чиновничьих рук и ума и не могли быть хоть в чем-то самостоятельными: это бы выглядело нелепо. Поэтому незапланированные открытия и суждения не имели шансов на свободное существование, а инициатива была беспощадно наказуема.
Определенная абсурдность в этой истории сделала главным героем событий человека, по неопытности еще не глубоко тронутого чиновничьей этикой, и вовсе не истинного создателя ключевых представлений системы искусственного разума (СИР). Это - заведующий отделом адаптивных моделей Научно Исследовательского Института Искусственного Интеллекта (НИИИИ), Черноус Евгений или в кругах от дирекции до сотрудников - просто Женя. Аббревиатура НИИИИИ сама по себе интриговала непосвященного, окружая служащих НИИИИИ ореолом научной таинственности тематической секретности.
Но, как и везде, в этом институте проходили бесконечные собрания и советы, на которых пытались планировать творческую работу, а раз дохлое это дело постоянно срывалось, то беспощадно обличали друг друга в поисках виновных.
Было два мира: мир увлеченной разработки и совсем другой мир - организации и управления разработчиками. Это вносило немалый депрессивный дисбаланс, способный внезапно изменить и даже уничтожить любые достижения.
На очередной планерке у директора Женя Черноус вдруг остро почувствовал себя чужим здесь, тоскливо ждал часа своего далеко не оптимистического доклада и мысленно готовил обличающие фразы.
Спину припекало из окна весенним солнцем, ладони неприятно потели в предвкушении предстоящего. Женя полузакрыл глаза, силясь обрести невозмутимость и убедительность формулировок, но с горечью понимал, что опять заведется как пацан и наговорит лишнего.
Как же судьба подвела его к такому? Пожалуй, он неосмотрительно увлекся инициативной работой, беспечно недооценивая сложных узоров централизованной институтской интриги.
Женя со вздохом сменил позу, чем невольно обратил на себя внимание, усевшись чуть боком и положив локоть на спинку стула, с досадой ощущая, как в более не сдавленные сосуды ног с нестерпимым зудом вливается кровь. Его мысли, сохраняя общую легкую неприязнь, переключились на директора.
Анатолий Акимович Хлам с наслаждением управлял подчиненными, болезненно и ревниво пресекая их личную инициативу, но при этом постоянно провоцируя ее. По его велению проворачивалась институтская жизнь, воплощались задумки и все деяния разливались директорской волей мощно и далеко, аж до смежных учреждений, а секретность тематики здорово способствовала неподсудности. Лидерство Хлама утверждалось не только должностью, но и личными качествами. Даже физически как мужчина он был удовлетворен собою.
Оспаривать такое превосходство не решался никто даже взглядом, и только некий Миша Рязанов, по сути, пацан, правда способный инженер со спортивной комплекцией, изредка досаждал своей независимостью. С ним приходилось мириться потому как он один, фактически, тащил на себе один из основных проектов. Это было возмутительно, и Михаилу часто в укор задавались риторические вопросы: а что если с тобой что-то случится, а вдруг тебя автобус переедет, что тогда мы все делать будем??...
Досаждало и то, что именно как мужчина директор позорно, непонятно почему, пасовал перед ним, хотя даже себе не хотел признаваться в этом. Это была мелочь, с которой он давно свыкся и весь его ареал власти оставался источником радости от самоутверждения его социальной роли.
Женя, четко понимал все эти моменты и отделял себя от стаи прихвостней, уйдя в научное подполье.
- ...заказчик у нас военный, - чеканил Женино сознание жесткий, с великолепной дикцией голос директора, - мозги ему запудрить можно легко, но это чревато. Тут все должно быть четко: вот информационная система. Она умеет то-то, так-то и за стоко-то.
Рядом заерзал коренастый мужичок с пролысиной:
- Стоко-то в смысле... - он ресторанным жестом щелкнул пальцами, - или в смысле быстродействия?
Хлам спокойно обласкал его взглядом.
- Стоко-то... в обоих смыслах.
- А в обоих-то не получается, - мужичок озабочено привстал, - в деньгах нас Черноус лимитирует.
Женя вздохнул и устало поднял глаза:
- Виктор Васильевич, это не в вашей компетенции.
- Зачем же так? - директор с укором посмотрел на Женю, - У нас единый творческий коллектив, товарищ вот болеет...
- Пусть дома болеет, Анатолий Акимович, это же провокация. Вы отлично знаете, что на сегодняшний день моя система съела всего лишь на сто тыщ больше, чем у Подколодного и других расходов не предвидится, а у него одно программное обеспечение...
- Погоди, Женя, - Хлам, показательно подобрев, поднял начальственную длань, - давай смотреть справедливо. У Подколодного современная, общепризнанная экспертная система, обеспеченная теоретическими трудами многих коллективов страны и даже за рубежом. В конце концов, экспертные системы - ведущее мировое направление по искусственному интеллекту. Кто мы такие чтобы не доверять ведущему направлению?.. Ну, а у тебя? На мой взгляд тебе просто повезло, в том числе и с кадрами, с этим, как его, Рязановым. Не знаю, чем ты приворожил заказчика, раз он выложил такую сумму. Но не это главное. Главное - результат. Вот ты, как сам выражаешься, воспитал этот свой СИР. И что же с того мы поимели? Чем он отличается от обыкновенного сопливого пацаненка? Какая польза от него? Стоило ли столько мудрить чтобы сделать из железок еще одного сотрудника, у нас и без того вон сколько... Да еще не умеющего передвигаться. Ты же попросту скопировал природу вместо того, чтобы найти свой оптимальный для нашей задачи подход.
Хлам остался доволен таким своим проницательным обобщением, что ясно светилось в его глазах.
- А разве у Подколодного есть результат? - Женя нервно ухмыльнулся, припоминая, - На прошлой проверке полковник в шутку спросил его Беби: "Ну, как настроение, малыш?" а этот интеллект вообразил, что его спрашивают про настройку, перегрузился и запустил проверочную тест-программу.
- Экспертная система не предназначена для дурацких вопросов, - поморщился молчавший до сих пор статный и несомненно достойный мужчина, - По своему профилю она не ошибается. Полковник просто набеседовался с твоим СИРом и отошел от оговоренных форматов вопросов.
- Ну конечно, он имел дело с настоящим интеллектом и не сразу снизошел до уровня Беби... Надо же нам, однако, сознавать, где кончаются игрушки и для каких ответственных целей предназначаются наши системы!
- Стоп, стоп, стоп, - Хлам рептилоидно сузил зрачки и воздел обе длани, - речь идет о том, что на носу военная приемочная аттестация, - он сурово посмотрел по очереди на каждого из присутствующих, индивидуально закрепляя эффект, - а до сих пор у вас, Геннадий Иванович, - он прижег Подколодного немигающим взглядом, - окончательно не сформированы граничные условия применения, - а у тебя, Женя, вообще пока не приступали к курсу профессионального обучения. Только вот Геннадий Иванович четко пообещал уложиться в срок, а ты юлишь все время. Сегодня я вынужден напомнить, что в этом печальном случае у нас предусмотрена передача проекта другим заинтересованным... Ну ты понимаешь. Вот так. Кстати, говорят, у вас снова появились трещины?
Вокруг зашумели.
- На нас постоянно штукатурка сыплется, - пожаловался коренастый мужичок с пролысиной.
Женя лениво повернулся к нему:
- А мы тут при чем, Виктор Васильевич? Так здание построили.
- Не надо! - мужичок постучал пальцем по спинке соседнего стула, - Строили и принимали точно по документации. Но именно вокруг вашей комнаты растрескались стены. Больше ни у кого такого нет.
- Товарищ Вымин, может вы и в бога веруете? - ехидно ухмыльнулся Женя,

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама