Произведение «О Красоте в Природе!»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Читатели: 69 +1
Дата:

О Красоте в Природе!




1.ЗИМНИЙ ШИПОВНИК
Обские зарисовки
Обь и обские протоки прекрасны в любое время года.
Но особенно хороши они для меня в сентябрьскую золотую осень и радостную весну света, которая в наших краях приходит в феврале.
.. .Таким немного морозным, но ослепительно- солнечным днем я брел на широких охотничьих лыжах по левобережью Юганской Оби, которая перед поселком Чеускино внезапно раздваивается, образуя большой остров. Но его я миновал, выйдя на основную, левобережную, пойму реки. Сверкающая мириадами колючих искр белая скатерть здесь была разлинована снегоходами, чьи широкие колеи пересекали лисьи и заячьи следы. В прибрежных густых ивняках я обнаружил лежку одинокого беляка с твердыми катышками помета. А до этого на березовой полянке встретились тетеревиные лунки на глубоком снегу. В сильные морозы до минус 35-40 косачи в них ночевали длинными зимними ночами, бросаясь перед тем с размаха с вершин берез в снежные пуховики и зарываясь в них с головой. Многие птицы тоже оставляли здесь кучки своего помета из переваренных березовых почек!
А вот кустик шиповника с рубиновыми плодами никто не тронул.
Он тихо красовался на лесной опушке, кажется, вслушиваясь в недалекое постукивание
большого пестрого дятла на корявой сосне, тронутой низовым пожаром два-три десятка лет назад. Везде, где я ходил и хожу в Юганском Междуречье, природу тронула эта беда. На всех пойменных островах, по берегам проток Девкина, Сырой Аган, Чеускина и других чернеют обгорелые остовы сосен и кедров, страшно раскорячились корнями-руками огромные выворотни.
Но старые пожарища постепенно зарастают молодыми березняками-осинниками, ивняком. Летом тут изобилие белых, красноголовиков, обабков, волнушек, груздей- настоящий грибной огород на моем любимом Оленьем острове.
Фотографирую шиповниковый кустик на память. Кроваво-красные ягоды срывать жаль, пусть косые и лисонька любуются.
Доступна ли диким животным красота в Природе? Не знаю. Но ведь у всех Божьих созданий есть душа, и она должна как-то реагировать на прекрасное. Ну, а уж наши души и подавно! Великий революционный поэт Владимир Маяковский написал такое стихотворение: Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась, течет по-своему.
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится, прячется в шерсти.
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая — и не нуждалась в няньке может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло.
И всё ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
.. .Любил животных и Сергей Есенин, назвав их «братьями нашими меньшими»!
Вообще, все в Природе живое, одухотворенное, эволюционирующее от грубого к светлому, утонченному! По словам тонкого художника , певца Индии Святослава Николаевича Рериха, безобразной бабочке не выжить, как тяжело существовать и калеке-человеку А ведь огромное влияние на формирование личности Святослава оказала величественная красота родного Санкт-Петербурга. Но не только созданное человеческими руками приобщало к прекрасному. Николай Константинович и Елена Ивановна много времени проводили среди природы и учили детей любить и понимать этот всеобщий первоисточник Красоты и Мудрости. Уже в зрелые годы Святослав Николаевич говорил: ". ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всем: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов, ее вы встретите в цветах, в опылении, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам". Други мои! Любите все Прекрасное, Вечное, Божественное! И будете сами светиться неземным Светом, как наши духовные Отцы!
Вл.Назаров
*******************
2.ПО СЛЕДАМ РЕКИ
Осенний маршрут по старицам Пры от Бедной до Липовой горы - мой любимый. У каждого озерка своя история, свое лицо. С каждым связаны воспоминания, накопившиеся за пятнадцать лет знакомства. Целый букет воспоминаний-сухоцветов - аметистовых и волнующих, как синеголовник.
Хорошо, если этот маршрут я прохожу с напарником. Я буду дарить ему цепочку староречий, в обрамлении пойменной дубравы, с такой гордостью, будто бы не река создавала ее в течение столетий, а я сама. В этой пойме, где знакома каждая промоина, прекрасно все. Слой рыжих, бежевых и терракотовых дубовых листьев на обсохшей отмели, влажный, подернутый илом песок.
Кстати, вы знаете, что дубовые листья - самые лучшие листья в мире? Они плотные,
красивые, резные, дольше других держат форму и свой осенний цвет. Где веселая красота кленовой кроны? Опала, обесцветилась, распалась, впиталась в землю. А дубовый ковер уйдет под снег, и звери будут его тревожить в поисках желудей. Снег сойдет, пригреет солнце, и жесткое шуршание дубовых листьев выдаст каждый шаг.
Желуди, желудевые шапочки, ярко-зеленый мох на валежнике. Сонная подкова бывшего речного русла, тонкий ледок у берега, перистый, неровный.
А вы знаете, почему дубовые стволы начинают покрываться лишайником не от самой земли, а только на высоте чуть более метра? Эти темные полосы голых стволов оставила дубам река на память о весеннем половодье. Весной река навещает свою пойму, наводит в ней порядок: промывает от ила старицы, ворочает упавшие стволы, подмывает берега. Староречья вновь обретают проточность, лес стоит в темной воде, меж дубовых стволов плавают бобры и рыбы.
Если я иду одна - тоже хорошо. Только я и пойма. Никто не услышит, как я разговариваю с водоемами.
- Здравствуй, озеро Санкина Лука. Как у тебя дела, как год прошел?
- Видишь, воды не хватает черные коряги прикрыть, а ночью был крепкий заморозок. Так и уйду в ледостав маловодным. Жди заморов. - ворчит озеро.
- Да может еще будут дожди, не отчаивайся.
- А летом ураган прошел, вековые дубы попадали по берегам, те самые, кудрявые, ты помнишь.
- Ну, что поделаешь, кому сейчас легко. У тебя - дубы, у меня - нога до сих пор болит после травмы и с легкими не очень. Люди говорят - високосный год, злой год. Зато, вижу, бобры твои на месте. Это самое главное. А рыба - дело наживное. Будет половодье, вернется и рыба.
- Да, у бобров все слава Богу. С 1945 года не переводятся, - всей своей подковой улыбается озеро. - У моих бобров всегда самые лучшие норы и самая большая заготовка во всем заповеднике.
- А твой год как прошел? - помолчав, тихо спрашивает. Оно каждый год спрашивает. Задушевно, из илистой, древней своей глубины.
Надежда Панкова, биолог.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама