Произведение «Просто жизнь»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 3
Читатели: 76 +3
Дата:

Просто жизнь

Новенький автобус ЗиС, один из первых атрибутов мирной жизни, открыл двери.  Пассажиры засуетились. На площади возле железнодорожного вокзала всегда суетно и многолюдно. Сквозь гомонящую толпу к автобусной остановке шёл молодой офицер в форменной гимнастерке, галифе, с вещмешком на плече. Его юфтевые сапоги были начищены до блеска.
- Эй! Привет танкистам! – окликнул его водитель автобуса, - Куда путь держим, товарищ майор?
- В институт! – ответил он.
- А тебе какой нужен? У нас институтов много, - засмеялся тот.
- Педагогический.
- Эт можно! Садись! У меня маршрут мимо как раз.
- Спасибо, друг! – войдя в салон, новый пассажир обратил внимание на рваный шрам в пол лица шофёра, - Осколок?  
- Ну. А ты чего прямо с поезда и в институт?
- Поступать.
- Хорошее дело. Как звать-то?
- Гали.
- Виктор, - водитель пожал протянутую руку, - А чего в педагогический-то?
- С начала войны мечтал… - нахмурился он.
Следуя по маршруту, водитель время от времени поглядывал в зеркало на нового знакомого. Совсем ещё молодой, хорошо, если тридцать исполнилось, но черные волнистые волосы уже поседели на висках.
Гали смотрел на город, утопающий в летней зелени. Перед его мысленным взором пробегали картины, словно из другой жизни. Он вспоминал свой родной посёлок Кокжер, что значит «зеленая земля», как мальчишкой отец отправлял его в школу. Новые штаны на одной лямке, сшитые мамой, рубаха на вырост, суконные тапки, которые тачал дед-сапожник, с подошвой из старой автомобильной камеры, матерчатая сумка, на длинной ручке через плечо. «Учись, сын, - напутствовал отец, - великая сила в книгах. Это я, Камал - безграмотный батрак. Когда зимой ты родился, очень умный доктор спас тебя с мамой. Наш учитель тоже очень умный человек. Не будь индюком, ни одного слова не упусти.»  Вспоминал, как немного волновался перед началом каждого урока, будто, именно сегодня ему откроется какая-то важная тайна. Как помогал отцу, работы в селе всегда много. Вспоминал, как призвали в армию, когда началась война.  Военком сразу обратил на него внимание, физически крепкого, хорошо образованного парня.  
– Хочешь быть офицером? – строго спросил он.
– Конечно.
Так Гали оказался в военном танковом училище. Время было тяжелое.  Враг у самой Москвы. Тысячи городов и сел, миллионы людей уничтожены. Вспоминал, как он и его друзья по училищу, рвались в бой. И вот он, тысяча девятьсот сорок третий год, Курская дуга, где произошло крупнейшее танковое сражение в истории человечества. Он, совсем еще мальчишка, командовал танковым взводом. Металл, горящие танки, люди, гибнущие без счета, но они победили... Потом Украина, Молдавия, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия. Вспоминал, как в сорок четвертом, после тяжелого ранения чудом остался в живых. Наверное, тогда и окрепла его мечта, когда кончится война, стать учителем, работать с мальчишками и девчонками. И вот, сейчас он на самом её пороге.
- Твоя остановка! – окликнул его Виктор.
- Спасибо! – он подхватил свой вещмешок.
- Эй, майор! Тебе если комната понадобится, запомни адрес, Шевченко сорок шесть. Матушка сдаёт.
- Спасибо, ещё раз! Запомню.  

Знакомое с детства волнение охватило Гали в приёмной комиссии. Студенческая жизнь захватила. На физико-математическом факультете стал одним из лучших студентов. К окончанию первого курса, на день Победы, он пришел в парадной форме. Его грудь украшали три ордена Отечественной войны, два ордена Красной Звезды и с десяток медалей. Девушки, пожалуй, каждого факультета и курса стремились если не познакомиться, то хотя бы пару минут побыть рядом. Именно в этот день он встретил её, ту самую, единственную на всю жизнь, любовь. В этой девушке не было ни капли кокетства. Строгий взгляд карих глаз, казалось, проник в самое сердце.
- Так, сороки, сколько можно искать? Весь химфак в сборе, кроме вас. Отлипли от физмата, быстро! – тон не предполагал никаких возражений, и группа девушек, бросив ещё один восхищенный взгляд на Тимура, последовала за ней.
- Кто она? – спросил он у одного из парней.
- Она? Васька! – с ухмылкой ответил тот.
- Васька?
- Васса. Химичка. Мегера, каких поискать. Наши парни с третьего курса пытались поухаживать. Да, вон, у Мурата спроси. Мура, наш герой на Ваську глаз положил.
- Ой, это шайтан, а не девушка. Цветы ей носил, мороженое покупал, даже не улыбнулась ни разу. Ничего, к концу сессии мама должна приехать в гости. Покажу ей, кого в жены хочу. Придёт, платок на голову накинет, не отвертится. У моей мамы три снохи, все шелковые. Она у нас умеет непокорных воспитывать.
- Где это у вас? – хмыкнул Тимур.
- У нас! В Таукенте. И ласковая, и улыбчивая будет.
- А если её уведёт у тебя кто-нибудь из-под носа? – спросил кто-то из парней.
- Эй, мужики, мы что из-за Васьки будем ссориться или драться что ли?! Такие кобылки любому не поддадутся. – продолжал разглагольствовать Мурат.
- А ты, значит, не любой? - разговор всё больше начал походить на ссору.
Гали долго слушал эту перепалку.  
- Вы, ребята, про долг чести что-нибудь слышали?
- Ты это про какой такой долг чести?
- Этот спор можно решить по-мужски.
- На дуэли что ли биться?
- Именно. На карточной дуэли. Вы же все играете в покер. Кто выиграет, тот добивается благосклонности неприступной Вассы. Остальные не вмешиваются.
Сначала это было воспринято шуткой, долго обсуждали и шутили. В конце концов, после сессии была назначена дата игры. И только за карточным столом стало понятно, что шутить здесь никто не собирается. Под утро все шестеро игроков, в числе которых был и Мурат, пожали Гали руку и дали слово, что никто не проболтается о ставке в этой игре и не попытается ухаживать за Вассой. Но шила в мешке не утаить, и вскоре весь институт обсуждал эту партию в покер. Васса же вела себя так, будто это вообще не имеет к ней никакого отношения. Только к концу следующего учебного года Гали удалось добиться, чтобы девушка отвечала на его приветствия кивком головы.  Решающий разговор у них произошел незадолго до защиты дипломов. Группа студенток шла через парк к зданию общежития, когда Гали окликнул:
- Васса Кириловна, позвольте вас на несколько слов!
- Слушаю внимательно, Гали Камалович! Девочки, я догоню, - строгий взгляд её глаз цвета черной вишни не смутил его.
- Васса, я знаю, как вся эта история с игрой выглядит со стороны.
- Ты не знаешь, каково это, знать, что на тебя играют в карты, как на продажную девку!
- Асенька, милая…
Её глаза заблестели от еле сдерживаемых слёз.
- Как ты меня назвал?
- Асенька… Я что-то не так сказал? Поверь, не хотел тебя ничем обидеть.
- Так меня отец называл… когда-то…
- Проверь, я хотел, чтобы все ухажеры оставили тебя в покое. Ты знаешь восточные законы. Если бы Мурат сделал то, что собирался, тебе пришлось бы забыть о своей учебе, о защите, о работе в школе. Младшая сноха почти рабыня в семье. У них на юге даже милиция не вмешивается в семейные дела. У тебя никого не осталось, кто бы мог о тебе позаботиться.
- Поэтому позаботиться решил ты?! И выиграл меня в карты?!
- Ну не драться же мне было с каждым… А так от тебя отстали все сразу.
- А если бы ты проиграл? Что было бы тогда?
- Я не проиграл бы.
- Что?
- Асенька, я не проиграл бы. У меня в батальоне был профессиональный шулер, катала. Он многое успел мне передать из своего искусства. Говорил, что у меня для этого подходящий склад ума.
- Гали, что ты от меня хочешь? Зачем всё это?
- Хочу, чтобы ты стала моей женой. Я сделаю всё, чтобы ты была счастлива, чтобы ни на минуту не пожалела, о том, что носишь мою фамилию.
- Фамилию я буду носить свою.
- Согласен.
Работать по распределению, после защиты, они поехали уже мужем и женой. Место, где им предстояло работать, около пятидесяти километров от города, посёлок Фабричный, ничего им не говорило. Они оба были очарованы утопающим в зелени, быстро строящимся и развивающимся городком. Молодых учителей там приняли со всей душой и помогли устроиться.
***
Много лет спустя о школе-гимназии номер два посёлка Фабричный знала практически вся страна. Руководил ей Досымбетов Гали Камалович, красивый, худощавый, жилистый, кудрявый, спортивный, широко образованный, великолепный физик и математик, знаток русской и казахской литературы, хороший художник. Везде, во всех делах и начинаниях, рядом с ним была жена, Гринцова Васса Кириловна.
***
       В этом году мы, выпускники Каргалинской школы-гимназии номер два, отмечали столетний юбилей Гали Камаловича – легендарного учителя в истории поселка, учителя, на которого хотело походить не одно поколение его учеников.
PS.
       В рассказе использованы материалы музея боевой славы школы-гимназии номер два и личные воспоминания его ученика Иминова Исмаилжана.
Реклама
Обсуждение
     14:40 25.12.2023
Интересно написано!
Реклама