Российская школа по уши в эксперименте
Говорить о том, что когда-то советская система образования была лучшей в мире, стало давно уже общим местом. Точка зрения, конечно же, не бесспорная. Но тот факт, что это образование было высокого уровня, думаю, в доказательствах не нуждается.
Одной из сильных сторон такой системы образования была предметно-кабинетная система в организации школьного процесса. Думаю, что большинство из нас её хорошо помнят.
После начальной школы, когда дети учились в своей классной комнате всем предметам, которые вёл один учитель, при переходе в среднюю школу, ученики начинали «путешествие в мир знаний» параллельно с путешествием по предметным кабинетам: русский язык и литература – в одном, математика – в другом, история – в третьем...
С течением времени эти предметные кабинеты становились действительным средоточием методических материалов и наглядных пособий по предметам, изучаемым в них. У одного учителя – в большей степени, у другого – в меньшей. Но так было.
В защиту этой системы я, учитель с сорокалетним стажем работы, хочу сказать, что, конечно, читать стихи, например, Блока можно и в туалете, простите мне эту вульгарность. Тексты ведь не станут другими: те же слова, те же образы. Но вы же понимаете, насколько важна атмосфера, в которой ребёнок впервые в своей жизни услышит «Скифов» или «Незнакомку», чтобы юный человек по-настоящему проникся глубиною авторского замысла и красотою божественного стиха.
Думаю, вряд ли найдутся желающие оспорить это утверждение…
И вот пришли «… роковые, свинцовые, пороховые…» наши дни, когда школы стали сливать друг с другом и с детскими садами, создавая некие «образовательные холдинги». Само это словосочетание не может не вызывать иронической, если не сказать – саркастической улыбки.
Зачем?..
Ведь воспитание в детском саду и обучение в школе требуют совершенно разных подходов, различных специалистов. Я, столько лет проработав в средней школе и преподавая русский язык и литературу, понятия не имею, что «свершают» учителя начальной школы, чтобы научить ребёнка письму и чтению. А уж о детских садах и говорить не приходится: теряюсь, когда сталкиваюсь со своими внуками в этом возрасте!..
А тут лихо, по-кавалерийски, р-р-раз – и объединили!!.
Ладно, посмотрим, что же дальше будет. Ждать долго этого пресловутого «дальше» не пришлось. Явились в школы молодые люди 25-30 лет от роду, те самые, которые «продукт девяностых», и стали «Генеральными директорами» этих самых «Холдингов»!!!
И начали «крошить» предметные кабинеты всего прежде, снова лишая их индивидуальности, «наводя панели с беечкой» в них и развешивая одинаковые жалюзи на окнах, которые (почему-то!) упорно называют «жАлюзи», игнорируя язык-первоисточник и все правила русской орфоэпии.
А вместо подчас уникальных наглядных пособий устанавливаются компьютерные столы и дешёвые ноутбуки, в которых МГТС блокирует «подозрительные ресурсы», такие, например, как «Все стихотворения А.А.Фета» автоматически.
Ну, так ведь и это ещё не всё!
Теперь ученики и учителя рядом стоящих школ «путешествуют» из одного здания в другое на переменах, вместо того, чтобы готовиться к следующему уроку…
Вот бегу, например, я в соседнюю школу (бегу потому, что между уроками 10-минутная перемена) и на ходу повторяю строки Ахматовой, о которой сейчас должен рассказать так, чтобы юные души оказались потрясены её откровениями: «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стёртые карты Америки. Не любил, когда плачут дети…» - чёрт возьми, дальше – забыл! Что-то там ещё про чай с малиной и про женские истерики!! Ладно, выкручусь как-нибудь.
Страшно вам читать эти строки, не правда ли?
Ну, так ведь и это ещё не всё…
Шестой класс учится у меня в другой школе. По государственной программе - 9 уроков в неделю, три литературы и шесть русского. И девять этих уроков проходят в трёх разных кабинетах: разбитом бывшем кабинете информатики, кабинете математики и кабинете биологии. Доски, на которой мне бы нужно было записать корни с чередованием «-раст- (-ращ-) - -рос» в кабинете информатики нет вообще. В кабинете биологии она размером с лист ватмана. Слава богу, что есть она хотя бы в кабинете математики!!! Два урока в неделю…
На следующей перемене снова «перебегаю» в другое здание, на ходу здороваясь с несущимися мне навстречу коллегами, и вижу, как ребятня, раздетая, в рубашках и кофточках с коротким рукавом, проделывает тот же маршрут.
А в это время директор нашего «доблестного холдинга» принимает у строителей полосу препятствий, которую они соорудили во дворе школы по указанию местного муниципалитета…
… Уже знаю, что на ближайшем «педсовете» он будет, с трудом подбирая русские слова, говорить нам о том, как много сделано «за отчётный период», НО, «тем не менее! Учителя нашей школы ещё не достаточно хорошо работают, чтобы в должной мере соответствовать новым программам ФГОС, утверждённым Минобрнауки»…
|