Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечным – нунли и лунно-солнечным – иньянли. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся ли, по названию первой полумифической династии, наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуань сюя, по имени первопредка династии Цинь Чжуань-сюй, отсчитывающий год по осени.
В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников: Праздника весны – китайского Нового года, Праздника середины осени и др. праздников, а так же для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ.
Праздник весны, Новый год по лунному календарю – переменный и приходится ежегодно на день Первого новолуния. Наступлением нового года признаётся второе новолуние, считая от зимнего солнцестояния 21–22 декабря, которое согласно сложным расчетам происходит не раньше 21 января и не позже 21 февраля.
По календарю Ся Начало весны ежегодно приходится на 4, 5 или 6 февраля. Календарь Ся применяют в мантрических целях, например, при выборе благоприятной даты для свадьбы, открытия учреждения и других мероприятий. Персональную карту судьбы мин шу также исчисляют по календарю Ся.
В настоящее время в Китае применяют григорианский календарь, который называют стандартным, западным или солнечным. После его повсеместного введения в Китае, этот календарь стали называли новым, соответственно лунный календарь стал называться старым.
Пролог
Инь и ян – в представлении китайской философии этап исходного космогенеза, обретение двух противоположных свойств наибольшим разделением. Графически это обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов – белого (ян) и чёрного (инь). В более древние времена, модель двух противоборствующих сил изображалась в виде сражающихся тигра и дракона.
Существовали различные чёрно-белые диаграммы в виде полусфер и квадратов внутри круга. Однако даосов привлекала буддийская рисованная символика, и в даосизме появились знаменитые чёрно-белые рыбки инь и ян.
В Книге перемен "И цзин" ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь всё более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, чётного и нечётного и т. п.
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал метафизическим понятием, где единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции – ян и инь, которые едины и неделимы.
Первоначально инь означало северный, теневой, а ян – южный, солнечный склон горы. Позднее инь стали воспринимать как женское – мрак, пассивность, меланхоличность, потусторонность, а ян как мужское – тепло, свет, активность, оптимизм, посюсторонность.
***1
Саша уже второй год работала в Российском культурном центре в Пекине и обучала китайцев русскому языку. Записаться на курсы к ней мог любой желающий, поскольку деятельность культурного центра имела целью поддержание интереса к русскому языку и распространение его в Китае. Облегченные программы являлись бесплатными, поэтому на них часто приходили учиться малоимущие китайцы, желавшие в дальнейшем попытать счастья и найти работу в России.
В свое время Саша, когда училась в универе, не раз приезжала в Пекин для языковой практики. Китайцы хвалили ее произношение и удивлялись широте ее познаний в области китайской культуры. Она полюбила местную кухню, многие блюда которой поначалу вызывали у нее проблемы с желудком. Но постепенно она научилась выбирать то, что не приносило ей дискомфорта, и при этом было очень вкусным. Она понемногу начала есть даже острые блюда и постепенно по чуть-чуть привыкла к ним. Оказалось, что перец чили и специи, резко обжигая полость рта, уже через короткое время вызывают состояние похожее на эйфорию и надолго улучшают настроение. Таково действие капсаицина.
Саше нравились китайцы, приходившие к ней на курсы. Все они вели себя скромно и каждый раз искренне благодарили за уроки. Некоторые, получив рабочую визу в Россию, приносили ей в благодарность подарки. Она отказывалась, и тогда они писали восторженные отзывы в книгу посетителей Центра.
Во вновь набранной группе она сразу обратила внимание на одного, скромно одетого парня. Его звали Чен Вэй. Он привлек ее тем, что наверняка из-за финансовых проблем не мог позволить себе услуг парикмахера и пришел на первое занятие очень лохматым, настолько, что из-под его косматых волос было почти не видно глаз. После ознакомительного урока Саша подошла и дала ему денег.
-Простите, Чен, это вам на стрижку, чтобы вы выглядели более опрятно.
-Спасибо,– сказал он, – Я обязательно верну этот долг.
-Надеюсь, что вернете его уже в рублях и в Петербурге, когда приедете туда и удачно устроитесь на работу. Буду ждать вас в гости, – улыбнулась она.
Когда она вкладывала деньги в его руку, то сразу заметила грязь у него под ногтями. И несвежую футболку разглядела, а, переведя взгляд вниз, увидела его почти вдрызг измочаленные кроссовки. Он еще раз поклонился ей и хотел уже уходить, но Саша снова схватила его за руку, что обычно не принято у азиатов и по отношению к незнакомым людям может восприниматься как грубость:
-Пойдемте со мной, и ни о чем не спрашивайте.
Она, конечно, знала про менталитет местных жителей, но хотела проверить реакцию Чена. Однако он остался невозмутимым, видно, ко всякому обращению привык.
Она привела его в магазинчик, где продавали недорогую одежду, которая стопками лежала на стеллажах. Оставив его стоять, она выбрала для него джинсы, футболку и рубашку для ношения навыпуск, не забыла про носки, трусы и пижаму. Потом сходила к обувной секции и взяла пару хороших демисезонных кроссовок, а по пути прихватила бейсболку.
-Теперь поехали ко мне, примете душ и поужинаете со мной, – выдала она ему после всего. Чен молчал, низко опустив голову.
-Мне это ничего не стоит. Считайте меня волонтёршей, – предупредила Саша, решительно взяла его за руку, в другую руку вложила ему пакет с покупками и повела за собой.
-Почему вы это делаете? – спросил он.
-Люди должны помогать друг другу, – ответила она.
Потом они ехали в автобусе, а когда пришли, она открыла дверь ванной, дала ему полотенце, зубную щетку и вафельный халат. Пока он мылся, она быстро собрала ужин и села в ожидании. Когда Чен вышел, Саша поставила его порцию разогреваться в микроволновку. На еду он набросился сразу, поглядывая из-под своих длинных косматых волос, но тут же опять заглатывал большие порции еды. Саша смотрела на него и думала, почему именно он? Но потом отогнала эти мысли и сказала:
-Давай на ты? Спать будешь там, – она показала ему приоткрытую дверь, ведущую в небольшую комнатку, которую использовала для сушки белья и где хранила два своих чемодана.
-Вот тебе футон. Сейчас принесу постельное белье, подушку и одеяло. Твою грязную одежду закину в стиралку.
-Мне утром нужно на свалку. Я сортировщик.
-Больше не езди туда. Я найду тебе другую работу, – сказала Саша. Она прекрасно знала, что одним из источников доходов для малоимущих в Китае является работа на свалках. Для этого там организованы общины, занимающиеся сортировкой и перепродажей пригодных вещей, которые выбрасывают в регионах, живущих в достатке и даже в избытке. Среди сортировщиков существует оговоренное разделение труда. Одни занимаются бытовой техникой, другие мебелью, а третьи транспортными средствами и металлоломом.
-Я две недели ждал, чтобы меня приняли туда, – буркнул Чен,– Работал только за еду. Потом мне дали участок с битыми девайсами, когда выяснили, что я не судимый и не в бегах от кредиторов. Мне приходилось чинить старые планшеты и телефоны, которые еще целыми остались. Из тамошних мало кто разбирается в электронике. После восстановления планшеты и телефоны забирали члены общины – себе, своим детям, а мне платили за работу. На общую продажу идут только запчасти от них, расфасованные по видам. Все найденное на свалке считается собственностью общины, а доход делят на всех, в соответствие с трудозатратами и присвоенным разрядом, который назначает совет старых. Такой вот коммунизм на помойке. У меня уже 3-й разряд, а всего их 5.
-Ты устал. Завтра все расскажешь. Рулить умеешь?
-Умею.
-Нам водитель-курьер требуется доставлять почту из посольства. На испытательном сроке будешь зарабатывать около 35 тысяч юаней. Поживешь пока здесь, это ведомственная квартира.
-А вдруг сбегу?
-Не сбежишь. Вряд ли сортировщиком ты мог столько заработать. Подстригу тебя завтра сама. Все, ложись спать.
***2
Саша проснулась рано, но Чен, как оказалось, встал еще раньше и на балконе занимался дыхательной гимнастикой цигун. Это удивило Сашу. Для обычного сортировщика со свалки была довольно странной привычка к такому занятию. Поэтому за завтраком она спросила:
-Расскажи о себе. Как случилось, что ты стал работать сортировщиком?
-Мои родители год назад погибли в автокатастрофе, а дед в воспитательных целях выгнал меня на улицу и сказал: - Пока не докажешь, что сможешь не просто выжить, а обеспечить себя во всем, не показывайся мне на глаза, ничего не получишь. Квартиру, все имущество и средства моих родителей он заморозил до моего возвращения. Но я пока не заработал ничего, чтобы выполнить его условие. Судиться с ним я не хочу. Это его способ позаботиться обо мне, пока он жив. Формально имущество родителей, машина и квартира принадлежат мне, но дед хочет чувствовать власть надо мной. А еще он считает, что если я не научусь зарабатывать на жизнь, то очень быстро спущу на ветер все нажитое моими родителями и окажусь в подворотне.
-Ты так сильно любишь своего деда? – спросила Саша.
-Да, люблю. Он вырастил меня, хотя всегда считал, что родители неправильно меня воспитывали. Он многому меня научил, но вдали от него я все-таки оказался слабаком и ничего не добился. Мне стыдно показываться ему на глаза.
-А чем занимается твой дед?
-У него кожевенная мастерская и два нанятых мастера по изготовлению сумок, кошельков и аксессуаров. Изделия его бренда пользуются спросом на AliExpressе у зарубежных покупателей.
-Значит, тебе скоро 19 лет, ты очень молод. Я старше на пять лет. И где живет твой дед?
-Недалеко от Пекина. В часе езды.
-Однако жестокие у него методы воспитания. Он хотя бы знает, что ты живешь впроголодь?
-Знает.
-В твоем возрасте и при твоей комплекции вредно голодать.
-Саша… странное имя.
-Полностью Александра.
-Ааа, так понятней.
-А друзья у тебя есть? Со школы, например.
-Есть. Мне некогда было встречаться с ними. А звонить вроде как не о чем. Не хочу просить помощи. Дед может узнать. Когда погибли родители, я два месяца молчал, ни слова не мог произнести. Он пытался меня встряхнуть, а потом просто выгнал. Думаю, что этим он и привел
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Интересно и познавательно...