Произведение «Кто против альтруизма?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4
Оценка редколлегии: 7.3
Баллы: 15
Читатели: 131 +1
Дата:

Кто против альтруизма?

    Последние три десятилетия сильно изменили сознание значительной части населения России. Многие научились жить по законам “рынка”, когда “человек человеку волк”. Топтание ближнего стало для них естественным поведением человека, а бескорыстную помощь нуждающимся, напротив, они стали воспринимать как нарушение “объективных” законов “рынка”, когда “выживает сильнейший”. Жить они привыкли “здесь и сейчас”, одним днем, прошлое стараются не вспоминать, а о будущем не думать. Стремление к постоянному преумножению материальных благ они воспринимают как естественное в условиях “рынка”, а к бескорыстным людям относятся как неудачникам, лузерам и иждивенцам, не имеющим права на жизнь, но, тем не менее, продолжающим жить, потому что государство у нас постоянно вмешивается в работу “рынка”, ограничивает произвол “сильных” и защищает “слабых”, не позволяя “невидимой руке рынка” совершать естественный отбор. Такие настроения у нас, к сожалению, распространены достаточно широко, особенно среди тех, кто пытался “вписаться в рынок”, пусть даже не очень удачно. Но, даже не добившись особых успехов, эти люди хорошо усвоили определенные “правила игры”, что в дальнейшем определило на долгие годы их отношение к ближним. Даже оставаясь добрыми в душе, они привыкли жить по принципу “съешь, или тебя съедят”. Доброе отношение к людям они воспринимают как непростительную наивность и непонимание жизненных реалий. Кроме того, они не верят, что такое отношение к ближним может идти от чистого сердца, думают, что это всего лишь маска, под которой скрываются недобрые намерения. Это ведь только “бабушки на лавочках” могут позволить себе по-настоящему сердечное отношение к людям, а современный образованный человек живет в условиях постоянной конкуренции, что неизбежно делает его черствым и жестоким. Добрым быть он может себе позволить только в кругу семьи и самых близких. Если же человек пытается по-доброму относиться ко всем, это нередко воспринимается или как непростительная наивность и глупость, или как показная доброта, под которой обязательно скрывается злой умысел. Реальность жестока, и современный человек должен ей соответствовать. Тот, кто не приемлет законов современного общества, должен или сам уйти из этого общества (или из жизни), или быть удален. Но эти наивные простачки, которые на самом деле, конечно же, никакие не простачки, а просто замаскировавшиеся хищники, не только продолжают жить, но и пользоваться любовью и уважением окружающих. Конечно, это не может не возмущать людей с “рыночным” мышлением. Но особенно их возмущает то, что идеями бескорыстия и альтруизма легко проникается современная молодежь. Пропаганда традиционных ценностей, в том числе альтруизма и взаимопомощи, ведущаяся в последние годы на государственном уровне, нашла благодатную почву в молодежной среде. Для современной молодежи, особенно ее наиболее образованной и культурной части, такие идеи гораздо более привлекательны, чем идеи “рынка” с “войной всех против всех” и запретом на добрые чувства. Этим парням и девушкам хочется любви и дружбы, а не постоянной конкуренции и бессмысленной гонки за материальными благами. 
    Но если молодежь, только вступающая во взрослую жизнь, открыта идеям альтруизма в силу их привлекательности, то для тех, кто уже научился функционировать в условиях “рынка” и добился на этом пути определенных успехов, альтруизм уже кажется чем-то наивным, глупым и “совковым”. И то, что молодежи он кажется естественным, их просто бесит. Выходит, зря они все эти годы усиленно, не жалея ни себя, ни других, делали карьеру и преумножали материальные блага! Все их старания в итоге оказались напрасными! И хотя отнимать у них материальные блага никто даже не собирается, тем не менее уже то, что эти блага не дают им более никаких преимуществ перед теми, кто их не имеет, просто выводит их из себя. Они хотели жить лучше других, а в результате получилось с точностью до наоборот! Те, кто никогда даже не стремился зарабатывать деньги и преумножать капитал, имеют все самое необходимое (пусть даже не все из них, но многие), а они, всю жизнь стремившиеся сделать карьеру и заработать как можно больше, в итоге остались ни с чем. Все, что они накопили за долгие годы, не только не дает им никакого морального удовлетворения, но даже не возвышает их над “толпой”, не позволяет им смотреть на простой народ как на “быдло”! Для чего же они тогда так старались?
    Разумеется, все, чье сознание было “переформатировано” пропагандой 1990-х и последующих лет, кто воспринял в свое время призыв “бери от жизни все” как руководство к действию, теперь все больше озлобляются. И касается это не только тех, кто добился успехов в бизнесе или сделал успешную карьеру во власти, но и тех, кто не добился особых успехов на этом поприще, но проникся “рыночным” мышлением. Они, усердно, пусть и не очень успешно, служившие мамоне все эти долгие годы, не имеют теперь никаких перспектив ни в России, ни за рубежом (кому они там нужны?). В то же время бескорыстные альтруисты, живущие по совести и не стремящиеся к повышению своего социального статуса и уровня благосостояния, вновь пользуются в России почетом и уважением, как когда-то, в столь ненавистные служителям мамоны советские времена. Так что причины для возмущения у противников альтруизма в России имеются, и понять их можно. Для человека, воспитанного в лоне русской культуры и не порвавшего с ее основами, это возмущение кажется чем-то абсурдным, но “протестантская” этика, которой прониклись наши служители мамоны, в корне отличается от привычной нам “православной”. Там богатство - отметина Бога, а бедность - признак отверженности. Преумножение капитала там считается богоугодным делом, а бескорыстная помощь ближнему может вызвать подозрение (зачем человек кому-то помогает, если ничего с этого не имеет?). Даже благотворительность, широко распространенная на Западе, вызвана не столько состраданием ближнему (сердце там вообще принято “держать на замке”), сколько следованием моде и желанием подчеркнуть свой высокий социальный статус (ведь если у человека имеются средства на благотворительность, значит, он добился материального успеха и теперь может позволить себе помогать другим). Там не станут уважать бедняка, отдающего последнее другому такому же бедняку. Да и поддерживать стараются тех, кто сам способен добиться материального успеха в жизни (“давать удочку, а не рыбу”). Непрактичных, неприспособленных к жизни в условиях “рынка”, не стремящихся к материальной выгоде там не очень жалуют, считают лузерами и неудачниками. Максимум, на что они могут рассчитывать - это минимум средств к существованию, да и то не всегда. Доброта и бескорыстие там зачастую воспринимается не как добродетель, а как признак неумения жить. Альтруизм там не в чести.
    Такое мировоззрение долгое время усиленно навязывалось и в России. И надо признать, не совсем безуспешно. Многие им прониклись и стали смотреть на окружающих людей не как на ближних, а как на потенциальных конкурентов. Принцип “человек человеку волк” хотя и не прижился в России, но для определенной части ее населения, небольшой, но активной, стал определяющим в ее практической жизни. Бескорыстная помощь ближнему кажется им теперь чем-то неразумным и к тому же не позволяющим “невидимой руке рынка” вершить естественный отбор. Напротив, желание нанести вред ближнему им кажется вполне естественным для человека, и ограничить его, как они считают, могут только “рамки закона”, который в России, в отличие от Запада, не только никто не соблюдает, но и мало кто знает (кроме юристов, разумеется). Социал-дарвинистские идеи у данной публики впитались в плоть и кровь и уже не подвергаются ими сомнению. Принцип “выживает сильнейший” кажется им единственно правильным. Поэтому пропаганда альтруизма, ведущаяся в современной России на государственном уровне, вызывает у них не просто отторжение, а лютую ненависть, и реагируют они на нее крайне агрессивно. 
    Тем, кто проникся социал-дарвинистским мышлением, доброта и щедрость кажется слабостью, характерной для неудачников. Сами они не привыкли жалеть слабых и неприспособленных. К людям с открытым сердцем, готовым поделиться последним с ближними, они относятся с нескрываемым презрением, считая их наивными простачками, лентяями и иждивенцами. И такие идеи находят явную поддержку среди тех, кто добился определенных карьерных успехов или только стремится к этому (а кто-то и всю жизнь стремился, пусть даже и без особого успеха). Бескорыстие для них равносильно глупости, а пропаганда его кажется им преступной.
    Надо отметить, что социал-дарвинистские идеи достаточно широко распространены и среди тех, кто на словах выступает за традиционные ценности, но на деле руководствуется совсем другими принципами. Особенно это касается государственных чиновников и представителей бизнеса, а также части государственных СМИ. На это любят ссылаться противники традиционных ценностей, пытаясь таким образом доказать их несостоятельность. В самом деле, о каких традиционных ценностях в России можно говорить, если те, кто громче всех о них кричат, сами даже не пытаются им следовать? И все разговоры о бескорыстии и альтруизме, таким образом, оказываются лишь ширмой для чиновников, которые сами набивают себе карманы и отправляют капиталы вместе со своими семьями за рубеж, а простых людей призывают бескорыстно трудиться на благо чиновничества! 
    Но все эти разговоры не имеют под собой никакой реальной основы. Ведь именно в 1990-е и последующие годы, когда идеи альтруизма были не в чести, а благом считались обладание материальными ценностями и карьера, коррупция и разворовывание народных богатств приняли особый размах. Теперь же это стало невозможным в прежних масштабах, хотя многие чиновники, доставшиеся нам “в наследство” от прежних времен, и в самом деле продолжают по-тихому разворовывать народные средства, произнося при этом ритуальные фразы о традиционных ценностях. Понимая, что их время безвозвратно ушло, они, тем не менее, пытаются приспособиться к новым условиям, используя для этого свою способность к мимикрии и чувство конъюнктуры. Настоящие же сторонники традиционных ценностей - совсем другие люди: воины Донбасса, ученые, люди культуры. Они защищают свою Родину, проявляя, как это всегда бывало в подобных случаях, чудеса героизма, и бескорыстно трудятся на ее благо, не щадя себя. Именно они и стали сегодня ориентиром для молодежи, а не чиновники, бизнесмены или блогеры-”миллионники” с сомнительным “контентом”. И это, конечно, очень злит противников альтруизма и традиционных ценностей. Но движение истории не остановить и не повернуть вспять. И противникам традиционных ценностей рано или поздно придется это признать, хотят они этого или нет. А мы их можем только пожалеть. И протянуть им руку помощи, когда они, наконец, признают тщетность своих усилий по стяжанию материальных благ. Другого выхода у них все равно нет, так что нам остается только ждать, когда наступит подходящее время


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:51 01.04.2024 (1)
Паренёк, время наступает, когда ему скажут.
     08:46 03.04.2024 (1)
Не слишком ли фамильярно? И что означает данная фраза?
     08:49 03.04.2024
https://proza.ru/2017/10/15/1025 в этом тексте ответы на эти вопросы
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама