Произведение «Это не в компетенции Мин Проса.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 145 +1
Дата:
Предисловие:
Цели и задачи системы образования формулирует государство, а чиновники Министерства Просвещения обязаны лишь честно и умело претворять предписания в жизнь.

Это не в компетенции Мин Проса.



Как-то на одной из телевизионных программ Владимира Соловьёва выдающийся советский и российский кинорежиссёр, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров высказал мысль о том, что следовало бы показывать школьникам на уроках хорошие фильмы, просмотр которых помогал бы воспитанию нравственного человека.
Позднее, свои слова Карен Георгиевич дополнил собственным списком фильмов, подходящих, по его мнению, для просмотра, и на одной из встреч с В. В. Путиным он озвучил президенту свои предложения. И Владимир Владимирович в целом согласился с возможностью организации просмотра фильмов на школьных уроках. Казалось бы, ценное предложение в деле воспитания должно быть реализовано Мин Просом в кратчайшие сроки, но…
Месяц проходит за месяцем, год за годом, а предложения так и остаются лишь благими пожеланиями. И недавно Карен Георгиевич вновь посетовал на то, что его замысел так и остаётся не реализованным.

К сожалению, в России остаются, иногда, так и не реализованными интересные предложения, которые были высказаны ещё много лет, и даже десятилетий, назад. В качестве примера, ниже приведена (в некотором сокращении) моя записка от 1999 года, которая была отправлена президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину, но так и осталась без внимания, пропав без вести в канцелярских дебрях. И были, наверняка, другие подобные предложения, о которых никто ничего никогда уже не узнает.

«ЭТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ И СИСТЕМА ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ.

Современное общество питает уверенность в том, что оно может и дальше существовать успешно развиваясь без института нравственности. То есть, без такого учреждения, функцией которого было бы нравственное развитие, нравственное воспитание подрастающих поколений.
Существует укоренившееся представление о том, что для воспитания хорошего человека никакой институт – учреждение нравственности – не нужен, что воспитание – это процесс, главную роль в котором играют либо родители, либо друзья, либо общество в целом. Подобные взгляды происходят из того, что российское общество никогда не находилось в условиях полной свободы информации при существовании чрезвычайно развитой системы тиражирования информации.
Если раньше нравственные примеры люди получали в основном либо из ближайшего окружения, либо с помощью печатной информации, то сейчас телеэкран предлагает гораздо более широкий спектр нравственных позиций. Люди поставлены в мощный информационный поток, и именно он сейчас во всё более возрастающей степени оказывает влияние на нравственные нормы поведения человека. Самостоятельно выбирая образцы для подражания, люди, особенно молодые, не всегда делают нравственно правильный выбор. Им некому в этом помочь – убрав все барьеры на пути информационных потоков, общество ещё не осознало, что нельзя бросать человека в море информации, не научив его делать нравственно правильный выбор. Таким образом, институт нравственности стал необходим только сейчас – это плата общества за технический прогресс, если общество не намерено разложиться до дикости.
Свобода информации, особенно современная полная свобода видеоинформации, чрезвычайно расширяет границы нравственного поведения. В обществе происходит процесс стихийного нравственного расслоения и чем выше техническое развитие открытого общества, тем доступнее для его членов любая видеопродукция. То есть, размывание общепринятых нравственных норм идёт тем быстрее, чем больше развита видеотехника, поэтому современное открытое общество стало заложником развития средств массовой информации, когда каждому становится доступна практически любая культура (в том числе культура криминальная может быть легко растиражирована).
Если не предвзято посмотреть на существующий видеорынок, то мы увидим, что он переполнен видеопродукцией весьма далёкой от норм высокой морали. Напротив, очень популярны фильмы о преступлениях и преступниках, полные насилия и жестокости, «фильмы для взрослых».
Неужели у здравомыслящего человека хватит смелости сказать, что это все не накладывает на души людей негативный отпечаток? Неужели вся эта чернота не влияет на духовный мир подрастающих поколений? Неужели поклонники «мыльных опер» – не показатель уровня интеллектуального развития общества? И не кажется ли здравомыслящим людям, что воспитанные на «высокоинтеллектуальных» боевиках дети, вырастая, становятся потребителями более эмоционально сильных, но менее нравственно приемлемых для общества фильмов? Идя на поводу за низким вкусом населения, масс-медиа обрекают свободное общество на постоянное снижение нравственности, так как человек, не привыкший думать, ищет только острые ощущения, сначала в кино, а затем и в жизни.
Современная видео-культура настолько нравственно разнообразна, что молодому человеку слишком трудно случайно встретить действительно высоконравственное кинопроизведение. Но беда ещё и в том, что, встретив такой фильм, человек, не привыкший смотреть вдумчиво, а привыкший только бегло просматривать, потому что его никто не учил внимательному просмотру, просто не готов к восприятию высоконравственной информации, поэтому подобные фильмы часто остаются невостребованными, несмотря на все их высокие культурные достоинства. Так взрослое общество становится потребителем всё более примитивных лент. Головы людей забиты кинопродукцией, которую интеллектуалы иногда снобистски называют «жвачкой для мозгов», но никто не берёт на себя ответственность научить людей не просто смотреть, но и видеть!
Масс-медиа и улица дают сейчас молодому человеку очень сильные эмоциональные впечатления. Подростковая культура формируется во многом стихийно. И далеко не всегда принятые подростком нормы поведения нравственно положительны, что со временем может перерастать в общественные конфликты.
Школьная субкультура формируется в результате взаимодействия подростковой культуры с общественной культурой, представленной в школе учительским коллективом. И если эти культуры слишком разнятся друг от друга, тогда неизбежен конфликт между педагогом и учеником, выражающийся в нежелании ученика учиться, в нарушении дисциплины, в том, что порой у учителя остаётся лишь одно средство навести порядок в классе – его пронзительный голос. Проблема дисциплины при этом переходит в проблему качества образования.
О каком качестве может идти речь, когда ребёнок не может заставить себя преодолеть трудности учёбы. Ему действительно трудно заставить себя работать над поглощением и переработкой письменной информации, на чем основан процесс обучения, так как он привык усваивать видеоинформацию, что гораздо проще и эмоционально привлекательнее. И если отсутствуют ещё и нравственные стимулы к работе, то ничто не сможет заставить молодого человека упорно заниматься. Вот почему с дальнейшим развитием видеотехники будут расти и проблемы качества образования.
Подход, игнорирующий нравственное развитие людей с помощью видео-культуры, не соответствует современному уровню развития общества. Это уже не заблуждение, недооценивающее нравственную проблему, это преступная халатность – не помогать людям, брошенным на произвол судьбы в океан безнравственной видеопродукции.
Как человек, особенно юный, может самостоятельно разобраться в этой видео-массе без посторонней помощи? Кто объяснит ему, в чём суть того или иного фильма? Интеллектуалы посмеиваются над почитателями «мыльных опер», а что общество сделало, чтобы воспитать у своих членов высокий художественный вкус по отношению к видеопродукции? Ничего! Не пришла ли пора изменить такое бедственное положение?
Если мы готовы изменить ситуацию, то, в принципе, существуют лишь два подхода. Первый: ввести жёсткий контроль за видеопродукцией. Но эти меры в век свободной информации и развитой информационной техники вряд ли что-нибудь дадут. Другой путь – это путь создания института общественной нравственности, который взял бы на себя ответственность за нравственное образование общества. Этот путь воздействия на общественную нравственность представляется более перспективным, ему просто нет альтернативы.
Таким общественным институтом, отвечающим за формирование нравственности в обществе, должна стать школа. Но чтобы современная школа справилась с подобной задачей, необходимо ввести в курс обучения новый учебный предмет – уроки НРАВОЛЕПИЯ. По существу, введение нового предмета принципиально меняет роль школы – она становится институтом нравственного развития общества.
Цель учебного предмета НРАВОЛЕПИЕ – получить выпускника средней школы как хорошо образованную нравственную личность, разделяющую ценности гуманизма, демократии, открытого общества, которая бережно бы относилась к человеку, обществу и природе.
Эта цель может быть достигнута через просмотр специально подобранных высоконравственных, высокохудожественных, с сильным эмоциональным воздействием фильмов – государственный видеостандарт нравственного образования – которые регулярно, раз в неделю на протяжении всех лет обучения, будут смотреть и обсуждать школьники, учась не просто смотреть, но и видеть то, что не лежит на поверхности, учась с помощью фильмов понимать проблемы жизни, эмоционально приобщаясь к судьбам человека, общества и природы.
Если в предлагаемом нравственной школой видеостандарте будут действительно сильные, по степени воздействия на сознание ребёнка, фильмы, то ребята именно из этих фильмов будут брать нравственные нормы поведения. Эти нормы не только сделают их нравственными людьми, но и помогут стать высокообразованными, так как высокая нравственность подразумевает и любовь к знаниям, и способность к упорному труду.
Почему же, создав такую мощную киноиндустрию, государству не попытаться использовать её для целенаправленного нравственного развития человека? Ведь это, пожалуй, единственный путь формирования нравственного общества.
Как же практически перейти к школе нравственности?
Представляется естественным, что урок НРАВОЛЕПИЯ В ШКОЛЕ НРАВСТВЕННОСТИ должен состоять из двух частей: просмотровая часть и рабочая часть. В время просмотра ребята знакомятся с фильмом из списка государственного видеостандарта – это лучше всего делать после уроков в какой-либо из дней недели. Посмотрев фильм, ребята дома, с помощью учебного пособия, готовят отчёты к уроку НРАВОЛЕПИЯ – в качестве домашнего задания они должны написать отзыв о фильме или ответить письменно на определённые вопросы, связанные с просмотренным фильмом. Этот отзыв сдаётся учителю для оценки. Этот отзыв полезен тем, что позволяет учителю прослеживать нравственное развитие детей. И на очередном уроке НРАВОЛЕПИЯ учитель может подвести небольшой итог по просмотру предыдущего фильма.
Здесь возникает вопрос о роли педагога в курсе НРАВОЛЕПИЯ: кто бы смог взять на себя тонкое дело нравственного воспитания личности? Оттого как учитель сможет объяснить те или иные вопросы, поднимаемые фильмом, будет во многом зависеть эффект воздействия фильма на ребят. Вероятнее всего, таким

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама