Пауки известны всем, и большинство людей относят их к насекомым, хотя они вместе с клещами и скорпионами относятся к отдельному классу членистоногих – арахнид. В древнегреческих мифах искусная ткачиха Арахна решилась вызвать на состязание саму Афину Палладу. Арахна выткала ткань не хуже Афины, но богиня в наказание за дерзость девушки превратила её в паука, осужденного вечно ткать паутину.
В эволюции отряда пауков паутина имела определяющее значение: она служит им для добывания пищи, расселения, размножения, спасения от тяжёлых для жизни ситуаций. Паутинный аппарат находится на нижней стороне брюшка и состоит из особых желёз. По обилию выделяемого ими секрета с пауками могут сравниться только гусеницы бабочек с их шёлком.
Другой характерной особенностью пауков являются ядовитые железы – очень эффективное средство как нападения, так и защиты.
Пауков обычно считают зловещими и страшными созданиями, а на самом деле для человека опасны только отдельные виды. А вот распространению бесчисленных полчищ вредных насекомых пауки ставят серьёзную преграду. Так что зря Корней Иванович Чуковский сделал из паука злодея, а из комара отважного удальца. На самом деле именно комары и мухи, переносящие множество опасных болезней, настоящие враги человека.
Пауки заселили практически всю сушу: жаркие пустыни, ледяные высокогорья, тропические леса и сухие степи ; трудно найти уголок на Земле, куда бы они не проникли, есть даже на антарктических островах. Зоологи насчитывают их более 20 тысяч видов и часто открывают новые. Размеры самые разные: одни – меньше сантиметра, а другие – тропические птицееды, например, достигают 12 сантиметров в длину, а с ногами (кстати, у пауков их восемь) и вообще наберётся все двадцать. Больше всего птицееды распространены в Южной Америке. Охотятся они на насекомых, небольших ящериц, змей и даже птиц. Укус некоторых видов смертелен для человека. А в Африке яд подобных пауков аборигены использовали для отравления стрел.
У нас на Кавказе, в Крыму, а также в Средней Азии, Афганистане, Иране распространён каракурт. Он средней величины, со зловещим окрасом – чёрный с кровавыми точками на брюшке – символ смертельной угрозы, созданной самой природой так, что блекнут любые вымыслы творцов «готической» фантастики и фильмов-ужасов. Самка делает убежище в земле. Растягивает ловчие тенёта у входа.
Яйца зимуют там же, подвешенные в коконах. Весной из них выходят паучата и разносятся на паутине ветром. С началом летней жары наступает половозрелость, самки и самцы устраивают временные гнёзда для спаривания. После этого самки вновь ищут укромные места для постоянных логовищ.
Яд каракурта во много раз сильнее яда страшной гремучей змеи, к счастью, его у паука намного меньше, чем у змеи. После укуса наступает резкая головная боль, удушье, головокружение, рвота, судороги. Наиболее опасны взрослые самки. При отсутствии медицинской помощи через день или два человек в ужасных мучениях умирает. Укус каракурта – почти всегда верная гибель для лошади и верблюда. А вот дрофы почему-то нисколько не страшатся каракуртов и набивают ими свои желудки.
В Америке аналогом каракурта является смертельно опасная «чёрная вдова».
А на юге нашей страны есть ещё один ядовитый паук – тарантул, но яд его не опасен для жизни человека, хотя укус очень болезненный и приносит много страданий. Автору этих строк, к счастью, не привелось испытать такого «удовольствия», но я хорошо помню мучения моего товарища, когда мы были в Астрахани.
На средиземноморском побережье обитает один из видов пауков-волков – ликоза тарантула, названный по имени итальянского города Таранто. Укус его болезненный, но не опасный, хотя, по народным поверьям, от смерти человека мог спасти только быстрый, весёлый танец. Так появилась известная зажигательная тарантелла: «Гляди, он пляшет, как безумный, тарантул укусил его!» Шекспир.
Но что удивительно: у самих пауков существуют оригинальные брачные танцы. Особенно они замечательны у ярко окрашенных и даже украшенных пучками волос, бахромками, самцов бродячих пауков. Самка гораздо крупнее и может быть агрессивна к самцу, поэтому, сближаясь с ней, он должен резко отличаться от объектов охоты. Самец принимает замысловатые позы, описывает, пританцовывая, лихие круги, потом «влюбленный» входит в настоящий раж и увлекает самку.
А у других видов самец преподносит самке «свадебный подарок» - муху, окутанную паутиной. Пока «невеста» насыщается,- и происходит соитие. В опытах, проводимых учёными, самец, не имея возможности добыть муху, шёл на подлог, обматывал паутиной какую-нибудь соринку, и пока самка разбиралась в подарке, успевал исполнить «мужской долг». Но если обман обнаруживался, хитреца ожидала неминуемая смерть. Впрочем, у некоторых видов «жених» в любом случае становился жертвой «невесты», а если их было несколько, то ни один не уходил с «брачного ложа» живым. Так что нравы Клеопатры творились за миллионы лет до неё, да и вообще до появления на земле человека.
Но оставим волнительную экзотику, и обратимся к нашему обычному пауку-крестовику, жизнь которого не менее интересна. Кто из нас не видел в лесу или собственном саду их большие ловчие сети? А ведь это очень сложное инженерное сооружение. Сначала паук натягивает между ветвями опорную раму, от неё отводит к центральному сплетению радиусы, а потом плетётся липкая ловчая спираль. От колесовидной сети, если логово находится вне её, идёт сигнальная нить, и как только добыча забьётся в тенётах, паук спешит к ней.
Сложное поведение пауков привлекало внимание ещё великого Аристотеля, а в современное время их изучают учёные-арахнологи разных стран. Вот один из интересных экспериментов: паукам добавлялись в пищу сильнодействующие на нервную систему вещества – кофеин, ЛСД, мескалин. После этого вместо сделанной с математической точностью ловчей сети, пауки плели замысловатые, вычурные тенёта, причём каждому виду наркотика соответствовали одни и те же, особые, отклонения. Большинство психических заболеваний человека связано с биохимическими изменениями в крови и спинномозговой жидкости. Значит, существует возможность, давая пауку кровь больного человека, точно диагностировать болезнь и следить за ходом лечения.
А собственно паучья нить! Это чудо, созданное самой природой. По своему химическому составу она близка к шёлку шелкопряда, но превосходит его по прочности и эластичности. На островах Полинезии из паутины плели рыболовные снасти. В Китае из неё изготовляли изумительную «ткань восточного моря», а во Франции из паутины сделали, произведшие фурор, чулки и перчатки. Но промышленное производство паутинных тканей пока невозможно из-за не изученности способа массового разведения пауков.
Теперь забудем о редких чудесах и вспомним про самого обычного обитателя человеческого жилья-домового паука, который распространился по всему свету. Его размеры малы: самки до двух сантиметров, а самцы и вовсе один и меньше. Сеточку он плетёт скромную, небольшую, расположенную горизонтально в углах зданий и поэтому треугольную. От неё отходит воронкообразная трубка, в которой и прячется паук, поджидая добычу. В жилых помещениях пауки - соседи хоть и безобидные, но неприятные, и только у нерадивой хозяйки возможны такие постояльцы. В народе существует обычай – перед Новым годом осмотреть тщательно весь дом и не оставить ни одной паутинки, иначе все беды и несчастья потянутся из прошлого в будущее.
Хотя не будем о грустном, выйдем в чистое сентябрьское поле, постоим под ласковым солнцем бабьего лета, почувствуем нежное прикосновение летящей паутинки. Это расселяются, осваивают новые пространства наши знакомые – пауки.
| Помогли сайту Реклама Праздники |