Произведение «Просто мышь»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 48 +1
Дата:

Просто мышь

Этого юркого серого зверька знает каждый, поэтому нет необходимости описывать его внешность. Вместе с человеком он распространился по всему земному шару и живёт в качестве воришки и нахлебника от деревенских домов и сараев до современных громад многоэтажных зданий. Вездесущий, проворный и бесцеремонный зверёк.

Когда-то давно и у нас дома мыши на время очень распоясались, не боялись людей, чувствовали себя хозяевами, стали появляться при дневном свете, а уж ночью было их царство: воровство и порча продуктов, шумные, визгливые потасовки. Так было, пока не подросла наша кошка Миранда. Небольшая, но очень активная, прыгучая, а уж охотница страстная!

Настоящую войну объявила она серым плутишкам, и жизнь их стала опасна и очень тяжела. И всё-таки, несмотря на весь вред и неприятности, что они нам причиняли, в глубине души было жалко этих зверьков. Но что тут поделаешь, жизнь – не сказка.

У мышей вообще очень много врагов. За ними охотятся змеи. Их преследуют кровожадные ласки, горностаи и другие куньи, очень любят мышковать в полях лисицы, да и некоторые собаки не гнушаются такой охотой. Особенно сильно достаётся мышиному племени от сов и дневных хищных птиц. Но неприхотливость и необычайная плодовитость спасают их.

Домовая мышь ( Mus musculus ) - это отдельный вид грызунов из семейства мышиных, одно из самых многочисленных млекопитающих на планете.
В постройках человека они размножаются круглый год, иногда до 6-7 раз, приносят 10 и более мышат, которые в 2-3 месяца сами способны производить потомство. Да и продолжительность жизни немаленькая – в неволе 5-6 лет.

Мыши-альбиносы давно стали лабораторными животными и приносят большую пользу в исследовании самых разных заболеваний.
С другой стороны, мыши способствуют распространению страшных инфекций – чумы и туляремии, и, если эпидемии чумы, уносившие сотни тысяч человеческих жизней, ушли в прошлое, то туляремия – жестокая реальность. Вот такая грустная страница в жизни героев этого очерка.

А есть и другая – мифологическая. Оказывается, что такой маленький, привычный нам зверёк, играл большую роль в мифах и верованиях древних народов.

При раскопках времён позднего неолита, а это VII - VI тысяч лет до нашей эры, в Малой Азии в могиле жреца нашли останки множества мышей. Они были захоронены как животные, символизирующие смерть и загробный мир.

В тайной «Книге мёртвых» древних египтян мы обнаруживаем сходные верования: богиня смерти там представляется с мышиной головой. В Египте очень боялись увидеть мышь в определённые дни, так как это было, по их представлениям, знаком скорой неизбежной беды, а вот встретить редкую - белую мышь считалось большим счастьем.

Мышиная тема присутствовала в культуре всех народов Средиземноморья. Их представляли рождёнными из земли и соответственно связанными с подземным миром и злыми хтоническими божествами. Мышь была предзнаменованием самых разных несчастий: голода, войны, страшных болезней.

Наследственных жрецов в Персии и Мидии называли магами. Слово это дошло с незапамятных времён до наших дней. Маги огнепоклонники действительно обладали тайными, эзотерическими знаниями. В священном писании огнепоклонников «Зенд-Авесте», изложенном легендарным великим мыслителем Заратустрой, магов по уровню их совершенства разделяли на 3 степени. Три волхва, которые, по свидетельству Библии, узрели звезду Иисуса Христа, принесли дары младенцу, известили людей о рождении богочеловека, были магами-огнепоклонниками. Так вот, в религии магов-зороастрийцев мышь, несмотря на свой скромный вид и малые размеры, была самым почитаемым животным.

Во многих областях гомеровской Греции распространился культ Аполлона Сминфейского, его священным животным считалась мышь. А ведь прекрасный Аполлон был покровителем муз, прорицателем. Лучезарным пророком. Его часто изображали с лирой и луком, что определяло его противоречивую, двойственную сущность бога, несущего миру и свет и мрак, и жизнь и смерть. Поэтому Аполлон Сминфейский изображался стоящим на мыши, которая символизировала его смертоносную сущность. С другой стороны, мышь таким образом связывалась с гармонией, творчеством, светом.

А в средневековой Европе отношение к зверьку было однозначно отрицательным, он считался прямым пособником дьявола. В оккультных книгах чёрной магии мышь часто упоминается в рецептах колдовских снадобий для напущения порчи, гаданий, ворожбы. К тому же обилие мышей часто приносило с собой чуму, которая зловещей косой выкашивала целые города. Поэтому мышиная тема часто поднималась на судах инквизиции. На картинах художников того времени (Иероним Босх, Брейгель-старший и других) демоны часто имеют мышеподобный облик. В целом отношение отражает реальность – не за что человеку было любить маленькую мышку.

Но люди отмечали и положительные качества зверька – его ловкость, подвижность, сообразительность. Об этом говорит фольклор разных стран: сказки, пословицы, поговорки. Вспомним хотя бы свои, русские. Кто только не бил золотое яйцо – всё без успеха. А мышка бежала, всего-навсего хвостиком махнула – яйцо и разбилось. Вспомним, как вытягивали из земли репку. Собрались и дедка, и бабка, и внучка, и кошка, и собака Жучка, но без помощи крохотной мышки ничего у них не получилось.

А теперь откроем замечательную книгу Александра Николаевича Афанасьева, найдём сказку «Дочь и падчерица». Мачеха отправила старикову дочь в лес, надеясь, что там она и погибнет. Добрая девица покормила мышку кашкой и та обманула медведя и уберегла её от верной смерти. А злую дочь новой жены старика она спасать не стала, и повёз старик домой вместо богатых подарков одни косточки.

Ещё немало найдётся произведений народного творчества, где действует мышка, а вот современные писатели её не жалуют. Пусть напоминанием об этом маленьком зверьке будет этот небольшой очерк.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:18 05.04.2024
Я хочу рассказать вам о мрази,
Что считает себя лучше вас,
Лезет без вазелиновой мази,
Перед этим пьёт кислый он квас.

Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хоте место ему – лишь тартар.

Звать его Леон Ле в интернете,
А на деле пусть вынет треску
Изо рта, тренируясь в минете,
Чтоб собрать золотого песку.

Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.

Он талантливых не подхалимов,
Сразу банит, едва дадут власть,
Терпит только сушёных налимов,
И на них отыграется всласть.

Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.

Я и сам пострадал, как Ефрешин,
Указав ему место по жизни,
Модераст этот стал совсем грешен,
Нас лишил литпричала отчизны.

Припев:
Вечерний взяв в рот леденец,
Не вынув его изо рта,
Всем хвалится, что молодец,
Хотя место ему – лишь тартар.

Пусть намажет свой зад вазелином
И готовит его к жеребцам,
Зря был он модерастом голимым,
Нам мешал жить-творить, молодцам!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама