Произведение «Чувство священного и волшебного» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 121 +1
Дата:

Чувство священного и волшебного

Чувство священного и волшебного

(краткое философское эссе)


В продолжение темы моего недавнего текста (29.4.2024) «Куда делась "религиозная составляющая"?»

Повторю свою максиму:

«Жизнь — едина, разумна, священна и волшебна».

Соответственно, так и надо к ней относиться, всегда и во всём.

Единство Жизни — совершенно. Разумность Жизни — абсолютна. Но чего чрезвычайно, катастрофически не хватает современному человеку — это чувства священного и волшебного, хотя все четыре указанных чувства одинаково важны и совершенно неотделимы друг от друга, и они должны воспитываться в детях с самого рождения.

С одной стороны, чувства священного и волшебного — самые первобытные; но с другой стороны — никакой самый современный, самый интеллектуальный гуманизм без них невозможен.

Поскольку мы не знаем — кто мы, и не знаем — что такое человек вообще, и что нас ждёт, постольку и представления о гуманизме — у нас самые ограниченные, поверхностные и примитивные.

Условным началом европейского гуманизма Нового времени можно считать вопрос Петрарки (1304-1374):

«Для чего мы рождены, откуда и куда мы идём?»

Но повторяет этот вопрос и Паскаль (1623-1662):

«Что же он [человек] такое, откуда пришёл, куда идёт?»

Повторяет его и Наполеон, на острове Святой Елены (1816):

«Откуда я? Кто я? Куда я иду? Вот таинственные вопросы, на которые мы ищем ответа в религии».

Также — это название картины Поля Гогена (1897):

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

Но ещё мудрецы-риши, авторы Упанишад, комментариев к Ведам, творцы философии веданты, в древней Индии, учили, что надо постоянно задавать себе этот вопрос:

«Кто я?»

Потому что это — путь к мудрости.

Кто я — и в чём смысл моего существования?

Без постоянного задавания себе этого вопроса — нет и не может быть гуманизма!

Как же отвечали на него великие гуманисты?

Альберт Швейцер ответил на него так:

«Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые тоже хотят жить».

И на примере Альберта Швейцера — безусловно великого гуманиста — я хотел бы остановиться особо…



Альберт Швейцер (1875-1965) — немецко-французский философ культуры, лютеранский теолог, викарий лютеранской церкви, проповедник, миссионер, писатель, музыковед, специалист по органостроению и реставрации органов, органист-исполнитель, врач. Доктор философии, лиценциат теологии, доктор медицины, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Двоюродный дядя Жан-Поля Сартра (сына его двоюродной сестры).   

Он был вполне преуспевающий автор широко признанных философских, богословских и музыковедческих трудов, он концертировал как органист по всей Европе, на его исполнении Баха проливали слёзы Ромен Роллан и Стефан Цвейг; но уже в 21 год он сказал себе, что до 30-и лет он будет набираться различных знаний и упражняться в искусствах, а затем — он всю последующую жизнь будет непосредственно служить человечеству.

И в 1905-ом году, в 30 лет, будучи доктором философии, он стал рядовым студентом медицинского факультета Страсбургского университета. В 1913-ом году он получил степень доктора медицины — и отправился вместе с женой, Еленой Бреслау, дочерью известного немецкого историка, которая выучилась на медсестру — во Французскую экваториальную Африку, в Габон, в местечко Ламбарене, среди тропических болот, в заброшенную миссию, и стал с нуля строить там больницу для представителей местных племён, которые ещё недавно, по слухам, были людоедами.

Оперировать поначалу пришлось в курятнике. Местные жители от голода ели глину и страдали, ко всему прочему, заворотом кишок. Местность кишела змеями, москитами, мухами це-це и массами другой ядовитой и вредоносной живности…

Во время 1-ой Мировой войны они с женой, как германские подданные, были арестованы и интернированы во Францию, побывали в нескольких лагерях, переболели там разными болезнями…

После окончания войны вернуться в Ламбарене довелось не слишком скоро, и больницу пришлось восстанавливать почти заново. В дальнейшем Швейцер организовал там же и лепрозорий для прокажённых…

На свою Нобелевскую премию он построил рядом с Ламбарене деревушку для поражённых проказой…



Даже при тяжелейшей ежедневной медицинской практике — Швейцер непрерывно искал выход из духовного и нравственного кризиса, в котором оказалась современная ему Европа, между двух мировых войн. Он много читал и писал. Чтобы не заснуть от усталости во время письма — он ставил ноги в таз с холодной водой…

Он думал: что должно быть в основе этики и культуры в современном мире? Как переформулировать для современного человека-скептика то самое главное и основополагающее, что было ранее в христианстве и во всей предыдущей и последующей культуре человечества?..

И в один прекрасный день он пережил некое мистическое озарение или «эвристическое открытие»… Была лодка, река, заходящее Солнце, игра лучей света в тропической листве и отражение этой игры в воде…

И эта картина — была так прекрасна! И она была настолько преисполнена неким Абсолютным Смыслом!..

И он вдруг нашёл искомую этическую формулу, ясно в нём прозвучавшую:

«Благоговение перед Жизнью!»

И он стал немедленно развивать эту мысль…

Этика — это благоговение перед Жизнью! И это основа не только этики — но всей культуры, всего подлинного гуманизма как целостного и универсального мировоззрения!..

Мы, люди — братья и сёстры друг для друга, но равно — и для всех живых существ, и мы не можем жить без них, так же, как и они не могут жить без нас, ибо Жизнь — едина!..

Здесь очень важна, в этом его физическом и метафизическом опыте, одна деталь: откровение — в отражении

От резонанса — к консонансу

Эту физику и метафизику нашего мира понимали ещё первобытные шаманы…

И подобных случаев известно очень много… Можно вспомнить опыт молодого Достоевского, когда его должны были казнить вместе с другими петрашевцами, и он увидел отражение солнечных лучей в золотом куполе Исаакиевского собора; и ему вдруг открылось, что человеческая природа — сродни природе этих солнечных лучей, и что сейчас он должен будет перейти в эту световую форму своего существования и слиться с этой чистейшей световой стихией…

Мы живём в мире резонансов и отражений. И любое отражение — это отражение Бесконечного в конечном, и это отражение — всего во всём.

Жизнь бесконечно сложна и разнообразна — и, в то же время, она совершенно едина. И в этом её единстве — разрешаются и снимаются все её внутренние противоречия. И это — чудо, вызывающее чувство благоговения!

Благоговению перед Жизнью — перед всё побеждающим Единством Жизни — учил не только Швейцер, этому учили, по существу, все гуманисты. И без этого чувства благоговения — нет гуманизма!

Гуманизм тождествен космизму, и базовое переживание того и другого — это именно  благоговение перед Единством Жизни, перед бесконечностью и безграничностью Мегавселенной…

Чувство священного и волшебного — это то же самое благоговение перед Жизнью.



Альберт Швейцер считал себя «универсальным человеком», как и очень многие гуманисты. С этим связан и их космополитизм, их «всемирность», непризнание ими всех искусственных границ, разделяющих людей и народы, и это при, порой, самых острых патриотических чувствах.

Истинный гений — принадлежит всему человечеству — и он объединяет своими познаниями, и своим творчеством, всё человечество.

«Интеллектуальный мистицизм» — это тоже характерная черта многих гуманистов, вытекающая из их духовного опыта… 

Можно вспомнить таких «универсальных людей», как Леонардо да Винчи, или как наш Михаил Ломоносов, многогранность талантов, интересов и творческих занятий которых не перестают поражать воображение…

«Универсальный человек» — это мечта всех гуманистов. И эта универсальность неотделима от пансофии — от универсального знания, включающего в себя весь интеллектуальный, культурный, идейный и духовный опыт всех народов Земли, всего человечества за всю его Мировую Историю, за сотни тысяч лет, начиная с каменного века, от неандертальцев и ещё ранее…

Гуманизм, равно и космизм — мировоззрение пансофическое. И к обретению Софии, Премудрости Божьей, призывает не только Библия, но и священные писания всех религий; также и мудрецы древней Индии, которых очень ценил Швейцер, особенно буддистов и джайнов за их принципиальную позицию неприятия никакого насилия над всеми живыми существами…

Здесь по достоинству будет помянут и Махатма Ганди (1869-1948), освободивший Индию от британского колониализма без пролития крови, и застреленный фанатиком именно за свой принципиальный призыв к ненасилию и к братскому и свободному единению индусов, мусульман, христиан и представителей всех смертельно враждующих религиозных и политический групп…

Кстати, на мировоззрение Ганди огромное воздействие оказал Лев Толстой, с которым он был в переписке…

И это всё — к вопросу о гуманизме и его сущности…

Мир во всём мире — мечта и стремление всех гуманистов…



Альберт Швейцер много работ посвятил исторической личности Иисуса Христа и проповеди апостола Павла («Мистика апостола Павла», 1930). Учёную степень доктора медицины он получил за диссертацию «Психиатрическая оценка личности Иисуса», где он защищает точку зрения психического здоровья основателя христианства, о котором не перестают идти споры…

Здесь стоит вспомнить и споры о природе «шаманской болезни», которую большинство специалистов сейчас не считают патологическим явлением и предметом из области психиатрии (в частности, формой шизофрении), а относят к обширной сфере «изменённых состояний сознания», с которыми тесно связаны и «эвристические озарения», и различные другие феномены из психологии творчества, особенно когда это касается биографии и творчества гениев и особо одарённых людей…

Непосредственное чувство квантово-волновой природы реальности, и чуткая способность откликаться на все её колебания, это всё — то же самое чувство священного и волшебного

Каждый удар в шаманский бубен — это удар в твоё сердце — и это удар в Сердце Мира, Сердце Иисуса — которое не может не откликнуться…



1-е мая — древний кельтский (особенно ирландский) праздник Бельтайн («Сияющий Огонь»), который благодаря движению «Нью-эйдж» уже стал интернациональным. С этим праздником тесно связана и Вальпургиева ночь, которую всё больше любят праздновать наши феминистки… 

Святая Вальпурга, или Вальбурга (710-779), монахиня-бенедиктинка, племянница святого Бонифация, была смелой миссионеркой, проповедницей среди германцев-язычников. Считается покровительницей моряков, путешествующих, рожениц и всех злостраждущих, заступницей в бедах и скорой помощницей в болезнях…

Стоит добавить, что хотя все ведьмы — феминистки, но не все феминистки — ведьмы (разве что, в мечтах).

В

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама