День Освобождения, или День Освобождения от национал-социализма, - так называется 8 мая в Германии.
Получилось так, что чувство гордости за свою Родину, одержавшую победу над гитлеровским захватчиком в тяжёлой войне, я в полной мере испытала в Германии, где я живу уже тридцать лет.
В моём детстве или патриотическое воспитание оставляло желать лучшего, или же оно отскакивало от нас как об стенку горох. Мы - это я и мои одноклассники, дети из рабочих семей, живущие в закрытом тогда от всех иностранцев городе Красноярске. Мы знали наизусть такие стишки, как
Брови чёрные, густые,
Речи длинные, пустые.
Нет ни мяса, ни конфет.
На черта нам этот дед,
и множество антисоветских анекдотов. А разговоры о патриотизме воспринимали именно как "речи длинные, пустые".
К тому же выросла я в семье, настроенной по-диссидентски. Оба мои деда были арестованы как враги народа в 1937 году, мамин отец был расстрелян в 1938 году, о папином отце нам ничего не известно.
Доходило до того, что мама буквально запрещала мне учить историю и географию (как идеологически нагруженные предметы), я слушалась её и не учила - и выезжала на четвёрки только отрывочно запоминая то, что рассказывали учителя на уроках устно.
Сейчас читаю я о Пушкине, где приводятся его высказывания об отношении к истории, и мне стыдно за мою дикость и необразованность. Вот что говорил Пушкин:
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".
"Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим".
"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".
Когда я в 37 лет эмигрировала в Германию, то "научилась родину любить" и уважать подвиг советских людей в Великой Отечественной войне и всю русскую историю.
Помню охватившую меня гордость за мою великую страну, когда 9 мая отмечалось в Русском доме на Фридрихштрассе в Берлине. Это было примерно в 2012 году, и меня привела в Русский дом моя немецкая подруга Инес из Касселя. Под звуки гимна "Вставай, страна огромная" мы все встали, а Инес - единственная немка на этом мероприятии - оставалась сидеть. Некоторые обращались позже к Инес с миролюбивыми речами на немецком языке. Инес совсем не знает русского, но она прекрасно поняла царившее на празднике настроение и упрекала меня после: зачем все говорили о победе, а не об освобождении? Я ответила ей, что для советского народа это была Победа, это советские люди освободили немцев от национал-социализма, и пусть немцы отмечают Освобождение, а русские могут и должны гордиться Победой.
| Помогли сайту Праздники |













во Второй Мировой!