Произведение «Лунный двигатель»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Загадки, тайны, неведомое
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 51 +1
Дата:
Предисловие:
"Лунная гонка" СССР и США...
Феноменальный "лунный двигатель" Николая Кузнецова для "царь-ракеты"...

Лунный двигатель



            Увы, сегодня об этом мало кто знает или помнит. В начале шестидесятых годов прошлого века наша страна вступила в «лунную гонку» с американцами. Мы боролись за приоритет в космосе, и не жалели ни средств, ни сил для того, чтобы первыми оказаться на Луне.

«Царь-ракета»

           Руководитель проекта Сергей Павлович Королёв занялся созданием ракеты Н-1-Л1, или «Царь-ракеты», как в ту пору ласково называли её между собой конструкторы и рабочие. Для неё требовались особо мощные двигатели, которых на планете Земля тогда ещё не имелось. Задачу создания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для четырёх ступеней новой советской ракеты поручили Николаю Дмитриевичу Кузнецову — руководителю и генеральному конструктору Опытного завода № 276 в закрытой для иностранцев Самаре (тогда она временно именовалась Куйбышевым).
         Работы начались в 1959 году на заводе ОАО «Моторостроитель», который находился на Безымянке (именно здесь я сейчас живу), в те времена она являлась рабочей окраиной города. Указанное предприятие разрабатывало и производило турбовинтовые и турбореактивные авиационные двигатели. Теперь же ему предстояла совершенно иная задача.
         К 1967 году были созданы и успешно прошли стендовые испытания четыре типа новых ракетных двигателей для каждой из ступеней лунной «Царь-ракеты». В последующие четыре года в процессе лётных испытаний данной ракеты они были доработаны и получили шифры НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31.
        Двигатели оказались уникальными как по своей конструкции, так и по надежности. Например, предназначенный для работы на первой ступени «лунной» ракеты НК-33 при желании можно было использовать повторно до десяти раз. Один из двигателей на стенде проработал в общей сложности более четырёх часов. Для сравнения: расчётное время работы первой ступени американской ракеты «Antares» составляет 230 секунд. За это время она оказывается на высоте свыше ста километров. Забегая вперёд скажу, по сей день подобных параметров надёжности, возможности многоразового использования и соотношения тяги к массе нет ни у одного ракетного двигателя на планете.
        Казалось бы, что такому двигателю будет открыта «зелёная улица», по которой он торжественно пронесётся. Ан нет…

Тайна «Вертолётной площадки»

           В январе 1966 года ушёл из жизни Сергей Королев, а в июле 1969 года на Луне высадились американцы (сегодня это многие оспаривают). В верхушке руководства СССР утеряли интерес к «лунной программе» и в 1974 году Совет обороны СССР велел прекратить дальнейшие работы над ракетными двигателями для «Царь-ракеты». Хотя всё уже было готово для лётных испытаний.
           Заменивший Сергей Королёва на его посту главного конструктора Василий Мишин в своей книге позже напишет: «Зачем надо было запрещать пуски двух практически собранных ракет с новыми ЖРД? Запуск их не мешал работам по новой тематике, они начались два года спустя. А опыт запуска дал бы ценный материал и для новых разработок. Трудно было также объяснить правильность решения об уничтожении задела для семи комплектов ракет-носителей тем, чьим трудом они были созданы».
          В сказанных словах сквозит огромная обида за напрасный труд многих тысяч людей. Особо сильным было возмущение работников на заводе «Прогресс». Но партократов не интересовало мнение простых людей. Работали по известному принципу: «Партия сказала «надо», народ отвечал – «будет».
          В то время на предприятии имелось свыше сотни двигателей НК-33 и НК-43, они должны были уничтоженными в соответствии с непререкаемым указанием свыше - совместным постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР, принятом в начале 1976 года. Казалось, что на судьбе «лунных двигателей» поставлена окончательная точка.
          Неисполнение грозного предписания могло повлечь очень суровое наказание. Николай Дмитриевич Кузнецов рисковал своей должностью, званием академика, двумя звёздами Героя социалистического труда и, возможно, даже свободой. Но у творца не поднялась рука на своё детище, которому конструктор отдал многие годы жизни. На свой страх и риск он умело законсервировал и спрятал опытные образцы. Укрыл умно, в том месте, которое находилось у всех на виду и откуда было видно всю Самару: на Вертолётной площадке. Находится она в посёлке под скромным названием Управленческий (название было выбрано с таким умыслом, чтобы «наши зарубежные партнёры» не догадались, что тут находится). В то время Вертолётная площадка являлась посадочным местом для персонального вертолёта, которым пользовался первый конструктор предприятия, посторонние сюда не допускались. Потому он и смог использовать это место для своего тайника.
         Известны слова конструктора, которые он бросил в лицо высочайшему чину всесильного Политбюро: «Кроме власти, вам нужно иметь и голову».
         После этого Н.Д. Кузнецов трудился долго и плодотворно. Создал другие двигатели, на которых по сей день летает вся стратегическая авиация нашей страны; более трети мощности газоперекачивающих агрегатов «Газпрома» до сих пор обеспечивают его газотурбинные двигатели.


Рекорды НК-33

          Двадцать лет Вертолётная площадка хранила тайну «лунных двигателей».
         Но настали иные времена, пошли иные «песни». Двигатели Н-33 были извлечены из тайника в 1992 году. Их испытания ошеломили специалистов: по своим параметрам они втрое перекрывали все существующие на планете аналоги. Тогда это вызвало фурор, стало мировой сенсацией. НК-33 попал в книгу рекордов Гиннеса как самый мощный двигатель в мире.
        Летом 1993 года между самарским предприятием и американской компанией «Aerojet» был заключен договор о сотрудничестве.
        Пронырливые американцы подсуетились и быстро прибрали к своим загребущим рукам всю партию уникальных российских двигателей - 47 двигателей НК-33 и НК-43 - за смехотворно низкую цену: примерно вдвое меньшую по сравнению с аналогичными. Так он получил вторую жизнь, пусть в иностранном проекте. За океаном высоко оценили высочайшую надёжность двигателей НК-33, которая у него сочеталась с низкой стоимостью. В США использовали российские двигатели без всякой их доработки и модернизации (ума на это не хватило?), используя их в своих утилитарных целях.
        В январе 2013 года Публичное акционерное общество «Кузнецов» (так стал называться «Моторостроитель») подписало опцион с «Аerojet» на поставку 50 двигателей НК-33, 22 апреля того же года состоялся первый демонстрационный пуск американской ракеты-носителя среднего класса «Антарес» с модифицированными «лунными» двигателями. А 18 сентября 2013 и 10 января 2014 года прошли два следующих успешных старта. С той поры сие стало обычным делом...
         Николай Дмитриевич Кузнецов не дожил до своего триумфа, умер в июле 1995 года в возрасте 84 лет. До последнего дня своей жизни он просил своих коллег сделать всё возможное, чтобы НК-33 всё-таки полетел.

Новые горизонты

         Со временем «лунный двигатель» оказался востребованным и на родине. Был реализован проект отечественной ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в», в составе первой ступени которой используется модифицированный НК-33A. С космодрома Плесецк 28 декабря 2013 года (Архангельская область) она впервые умчалась в заоблачную высь!
        Вот какой колоссальный научно-технический задел создал Николай Кузнецов со своим творческим коллективом практически ещё в середине прошлого столетия, он и спустя многие десятилетия позволяет применять созданные НК-33 на современных ракетах двадцать первого века! На ОАО «Кузнецов» возведён новый современный заводской корпус, реконструированы и модернизированы остальные. В результате производство «лунного двигателя» поставлено на поток  в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».
        Предприятие обеспечено госзаказами до 2027 года. Началась реализация 13 инвестиционных проектов строительства и технического перевооружения, на которые будет потрачено около 10 миллиардов рублей. Одна из задач — возобновить выпуск двигателей НК-32 второй серии для стратегического бомбардировщика Ту-160М2.
        По-прежнему, с далёких «гагаринских» времён и по сей день, предприятие остаётся монополистом в области обеспечения двигателями всех пилотируемых полётов, а грузовые ракеты-носители на 80% выводятся на орбиту при помощи двигателей местного производства – РД-107А/РД-108А. Коэффициент надёжности их работы – 99,9%.
        В настоящее время на счету самарских моторостроителей длинный ряд двигателей, начало коим породил Николай Кузнецов.
        В том числе винтовентиляторный капотированый реактивный двигатель НК-93, предназначенный для магистральных самолётов средней и большой дальности Ил-96, Ту-204 и перспективного грузового Ту-330. Он содержит элементы, свойственные турбовинтовым и турбореактивным двигателям.
        НК-144 использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144. Есть ещё НК-256, чьи характеристики пока мало известны неспециалистам. А многое находится на той или иной стадии разработки, что именно – узнаем в своё время.
        …Сегодня Вертолётная площадка, где тайно хранились «лунные двигатели», превращена в открытую для всех смотровую площадку и соответственно оборудована: здесь имеется ресторан, кафе, автомобильная стоянка, фонтанчик, цветочные клумбы. С неё открывается великолепный вид на великую русскую реку Волгу с множеством островов, а далее за ними, на противоположном берегу, красуются живописные Жигули. Место известное в Самаре, называется Вертолёткой, и часто посещается горожанами, гостями города, свадебными кортежами.
        Кстати, в Управленческом посёлке имеется сквер и улица имени Академика Николая Кузнецова, она начинается у улицы 8 Марта и идёт в сторону Вертолётной площадки, но немного до неё не доходит, заканчивается на пересечении с Зеленодольской улицей. Мне думается, что следовало бы продлить, это было бы очень символическим.
        Недавно в «Космической столице России» в Самаре, а точнее в поселке Управленческий открыли монумент «Ракетный двигатель НК-33».
        - Это событие — свидетельство восстановления справедливости, — сказал глава области Дмитрий Азаров, обращаясь к ветеранам завода. — Мы не просто установили монумент двигателю, а отдаем дань уважения конструкторскому гению, гениальной мысли людей, определивших будущее нашей страны и всей планеты.
         Имеются свидетельства, что после самых первых испытаний своего нового детища Николай Кузнецов сказал: «Будет жить».
         Слова оказались пророческими: «лунный двигатель» не только жив, но и всё ещё не имеет конкурентов, всем козням судьбы назло.
Александр ЗИБОРОВ.



Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама