Пытаясь представить себе образ будущего, мы, порой, напоминаем ребёнка, увлечённо перебирающего игровые кубики.
Каждый кубик имеет своё название: свобода, демократия, гуманизм, верховенство закона, права человека, прогресс, частная собственность, народ, капитализм, коммунизм, социализм, либерализм, терроризм, нацизм…
Кубиков много, и мы пытаемся снова и снова собрать из них сложную конструкцию, которая описывала бы текущую нашу жизнь и позволяла бы заглянуть в будущее земной цивилизации. Но как бы мы ни складывали кубики, всегда у нас получается одно и то же слово, не предвещающее нам ничего хорошего. Однако, мы опять и опять с детским упорством пытаемся из старых кубиков собрать новые конструкции.
Мы продолжаем играть понятиями, которые давно уже ничего не стоят и какие ничего не отображают в реальной жизни.
За пятьсот лет Нового времени на Земле сложилась либеральная цивилизация, построенная на освободительных идеях эпохи Возрождения, ставших основой идеологии либерализма, сформулированной европейской философией эпохи Просвещения. И европейская либеральная философия полностью определяет современную жизнь земной цивилизации.
Все научные понятия и термины, которыми мы пользуемся для описания общественных явлений, с помощью которых мы пытаемся описать будущее мира, сформулированы и определены однозначно европейской либеральной философией. Они и составляют понятийную основу, тот язык, на котором говорят все современные науки, на котором мы пытаемся сказать о будущем.
Все знания, какими мы пользуемся сейчас, были сделаны в Новое время в рамках философии либерализма. Политика внешняя и внутренняя, экономика, наука, законодательная система, система образования… – всё построено и функционирует на базе ценностей философии либерализма.
Мир погружён в либерализм и жизнь всех народов мира проходит сейчас на понятийной базе либеральной философии. И что бы мы ни говорили, и что бы мы ни предлагали, мы всегда остаёмся в рамках либеральных норм, ценностей, теорий, понятий, мы всегда остаёмся на понятийном поле либерализма. И оставаясь на понятийном поле либерализма, мы навсегда остаёмся либералами – неважно, понимаем мы это или нет.
Науки о природе открыли нам, что разумная жизнь планете Земля – событие весьма редкое во вселенной (если не единственное), и она может оборваться в любой момент по не зависящим от человека причинам.
Существованию земной цивилизации угрожает множество природных явлений – от комет и астероидов, землетрясений и извержений супер-вулканов до глобального потепления, повышения уровня воды в мировом океане, всемирного оледенения. Трагический конец человеческого существования может прийти и в виде смертельной пандемии, и в виде космического луча смерти из-за вспышки сверхновой звезды. Да мало ли из-за чего!
А готова ли либеральная цивилизация Земли к этим природным катастрофам? А готовится ли либеральное человечество к встрече с такими неприятностями? А сможет ли человечество выжить, если подобные события вдруг произойдут? Или либеральный мир живёт сейчас так, словно находится «у Христа за пазухой», словно застрахован от неприятных случайностей, совершенно не задумываясь о возможности катастроф?
Неужели человечеству так трудно понять, что природное явление, которое может произойти, рано или поздно обязательно случается, и если люди не будут к нему готовы, это может стоить им жизни?
Но сегодня все страны либерального мира увлечённо готовятся к очередной мировой схватке друг с другом, а не к защите человечества от какой-либо природной опасности. И из этого можно сделать печальный вывод, что ныне самым главным фактором, угрожающим погибелью земной цивилизации, стал сам либеральный человек, готовый воевать, но совершенно не готовый к защите людей от возможных природных катастроф.
Более того, либеральный человек активно создаёт возможности для тотального уничтожения человечества. Это происходит по мере дальнейшего развития науки и техники, по мере роста производительных сил общества, по мере того, как в руках человека оказываются всё более мощные средства созидания и разрушения. Уже сегодня горы накопленного всеми странами оружия позволяют нам уничтожить разумную жизнь на планете.
Человек эпохи Возрождения получил возможность, деятельно участвуя в гонке за своим благополучием, максимально проявить свои творческие и интеллектуальные способности в научно-техническом прогрессе, чтобы сделать свою жизнь комфортной. Это человеку блестяще удалось!
Вопросы экономического развития в Новое время вышли на передний план, так как появилась возможность приобретать богатство и увеличивать своё благосостояние не только войнами и грабежом, но и развивая экономику для удовлетворения человеческих потребностей. Надо только постоянно создавать эти потребности, чтобы источник доходов не иссяк. Поэтому либеральная экономика – капитализм – не может существовать без рекламы, без пропаганды высокого уровня потребления.
Потребности человека, требуя своего удовлетворения, вызывают рост производства и приводят к появлению новых потребностей, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего роста производства, дальнейшего развития науки и техники. Удовлетворение потребностей у данного поколения людей на уже достигнутой ступени экономического развития общества, вызывает к жизни новые потребности у следующего поколения, для удовлетворения которых требуется дальнейшее экономическое развитие общества.
Так машина научно-технического прогресса, запущенная эпохой Возрождения, привела в Новое время к резкому росту уровня жизни в европейских странах, к росту материально-технической мощи «передовой части человечества», которому удалось подчинить себе весь мир, создав крайне несправедливую либеральную цивилизацию на Земле.
И всё было бы хорошо и чудесно в Новое время, если бы с прогрессом науки и техники, с ростом экономического могущества государств, с ростом материально-технических возможностей человека, с ростом его потребления, с ростом возможностей удовлетворения своих потребностей, повышался бы и уровень интеллектуального развития человека, возрастал бы уровень его духовной нравственности и ответственности за происходящее в мире.
Однако, капиталистическая экономика никак не заинтересована в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии человека. Она была построена только для удовлетворении постоянно растущих потребностей человека. Поэтому деньги вкладываются именно в развитие человеческих потребностей, а не на развитие интеллектуальных способностей. Либеральная система образования призвана лишь помогать детям осваиваться в мире, а не развивать их способности обучением и воспитанием.
Именно поэтому капитализм поощряет расцвет искусств, внешней (эстетической) культуры. Чем богаче красками, звуками, чувствами мир человека, тем больше он хочет новых впечатлений, которые ему услужливо предоставляет экономика удовлетворения потребностей. Тема гендерного разнообразия, например, чрезвычайно увеличивает потребности человека, именно поэтому экономика либерализма (капитализм) прямо заинтересована в этой теме. А высокий интеллект и нравственные нормы только мешают безудержному развитию потребностей, следовательно, и росту доходов.
И современный либеральный человек живёт не чуя под собой уже дрожащей под его ногами земли, не осознавая грозящей ему опасности.
Либеральный мир совершенно не готов к своей защите от возможных природных катаклизмов. Либеральный мир уже дошёл до возможности своего самоуничтожения из-за прогрессивной деятельности человека. А совсем скоро (уже завтра!) искусственный интеллект (ИИ) многократно усилит эти разрушительные для самой себя возможности либеральной цивилизации.
И дело вовсе не в «восстании машин», как пытаются запугать сейчас наивных людей киношными фантазиями! Просто, «обезьяна с гранатой и с ИИ» во много раз опаснее «обезьяны с гранатой». И если морально убогое либеральное человечество, ещё даже не овладев ИИ, уже поставило земную цивилизацию на грань своего самоуничтожения, то, получив в свои руки ИИ, западные либеральные олигархические элиты не преминут возможностью на следующий день попробовать окончательно и абсолютно подчинить себе весь мир – это и будет концом человечества.
О возможности такого печального для земной цивилизации исхода ещё не мог знать, но уже догадывался, в далёком XVIII веке Жан-Жак Руссо, который предложил людям свои рассуждения о том, что расцвет наук и искусств в Новое время никак не способствовал смягчению их нравов.
Руссо, по сути, заявил о том, что наше поведение, человеческая нравственность, никак не зависят от экономического и культурного развития общества, что материально-техническое состояние общества никак не влияет на состояние его нравственности. Осознав эту мысль до конца, Руссо даже заплакал от огорчения. И было отчего заплакать!
Безнравственное общество, согласно рассуждениям Руссо, не становится более нравственным с расцветом наук и искусств, с развитием техники и культуры. Сколько бы научных открытий люди ни делали, сколько бы знаний материального мира у нас ни прибавлялось, сколько бы новых шедевров искусств ни рождалось, нравственность человеческая от этого никак не зависит. Человек не становится более нравственным с количеством приобретаемых им знаний и умений.
В своих последующих работах Руссо предложил единственную, по его мнению, возможность исправить нравы людей – для этого необходимо создать духовно-нравственную систему воспитания человека. Иного пути для смягчения нравов не существует!
И развивая рассуждения Руссо, можно сказать, что безнравственность в человеке и обществе не исчезает с введением всеобщего образования, если оно не направлено на духовно-нравственное развитие человека. И полная ликвидация неграмотности почти никак не влияет на общественную нравственность, так как даёт человеку только практические знания.
Нравственность общества совершенно не зависит от того, какими знаниями материального мира мы обладаем, насколько мы культурно развиты. Она совершенно не зависит от того, какими умениями и навыками мы владеем. Она совершенно не зависит от уровня нашего образования.
Нравственность человека зависит только от религиозных духовно-нравственных представлений человека об окружающем его мире, а не от полноты знаний о мире. Нравственность общества формируется только духовно-нравственной системой образования и воспитания человека.
Важнейшее значение открытия, совершённого Жан-Жаком Руссо, о котором постаралась намертво забыть европейская либеральная цивилизация, состоит в том, что оно полностью разбивает саму идейную основу Нового времени, заложенную во времена эпохи Возрождения. Именно тогда появилась мысль о том, что счастье человека всецело находится в его собственных руках и совершенно не зависит от помощи Господа Бога.
Именно «ради счастья человека и человечества» тогда был предложен путь освобождения человека от всех и всяческих условностей, в
|