Самой старшей из нас была Люба. К тому же, она уже работала на строительстве Братской ГЭС в 1962-63 годах, о чем свидетельствовал специальный нагрудный значок. Мы единогласно избрали Любу бригадиром. Наша бригада состояла в основном из девчат. Мы работали на «костылях». Для скреплении рельса с деревянными шпалами применяются так называемые железные костыли, которые прижимают шляпками подошву рельса к шпале. Но прежде чем костыли окончательно вбить в шпалу, саму шпалу нужно было хорошо и ровно утрамбовать в гравийную насыпь и отрегулировать расстояние между рельсами. И утрамбовка и вбивание костылей производилось вручную в любую погоду и время года. Только когда зимой бывали сильные морозы (от 40 градусов), рабочие дни активировались, рабочие сидели по домам.
Первое время с непривычки мы буквально валились с ног. Норму произведенных работ не выполняли, некоторые пытались потихоньку отлынивать от работы. Пошли среди отдельных комсомольцев разговоры о том, чтобы бросить все и свалить домой. Вот тут и пригодился опыт и авторитет нашей Любаши. Она поднимала на ноги самых «больных», помогала слабым, поднимала настроение пессимистам и нытикам. Мы никогда не видели её хмурой или сердитой.
Очень любила наша Любаша петь. Песни были её неотъемлемой частью. Чем бы наша Люба не занималась, непременно напевала какую-нибудь песенку. Репертуар её песен был весьма избирательным. Поначалу мы как-то и не обратили на это внимание. А потом прислушались: песни-то, в основном, пахмутовские.
Я в то время усиленно осваивала новый для себя музыкальный инструмент – гитару. Купить гитару в Москве, когда мы летом ехали на место нашей стройки, заставила меня именно Любаша. «Если ты уже играешь на фортепиано, то гитару запросто освоишь, - заявила тогда она.- а без музыки на комсомольской стройке никак нельзя».
Теперь она целиком руководила моими музыкальными упражнениями.
По-моему, ты сегодня еще не брала в руки инструмент, - объявляла она на ночь глядя.
- Пальцы болят, - отнекивалась я.
- Чаще надо играть, чтобы пальцы не болели.
В другой раз я заявляла, что лопнула струна. Любаша на следующий день приносила мне нужную струну, которую она доставала у мальчишек. Она все время заказывала мне выучить ту или иную песню А.Пахмутовой. Каждую новую песню мы всей бригадой во главе с бригадиром распевали с большим воодушевлением на работе и дома.
Самой любимой пахмутовской песней у Любаши была песня «Девчата» из одноименного фильма. Эта песня трудно давалась мне для аккомпанемента. И тогда Любаша «заказала» мне выучить «Песню и тревожной молодости». Вечерами наша бригада лихо исполняла её под мое неуклюжее сопровождение. Потом мне пришлось выучить «Геологи», «Надо мечтать», «Старый клен», «Девчонки танцуют на палубе» и другие. Песни композитора Пахмутовой в исполнении нашей «песенной» бригады неслись в мир по рельсам выстроенной нами дороги через тайгу, речки и луговины.
- Слушай, почему ты выбираешь только пахмутовские песни ? – спросила я как-то Любашу, когда еще только начинала знакомиться с таким избирательным репертуаром.
- А чьи же еще?- Люба удивленно вскинула взгляд. – Она же самая, что ни есть, наша. Кто лучше неё пишет о нас, молодых строителях, о покорителях Сибири, о космонавтах? Вот взять, к примеру, её песню «Девчата». Это же мы на самом деле. И девчонки, которые «танцуют на палубе, - тоже мы. Вот закончим эту стройку и поплывем по Каме на другую. И будем петь эту песню. Другие на берегу обзавидуются.
Любаша так убежденно и эмоционально все это мне объясняла, что к нашему разговору подключились все, кто находился в вагончике, в котором мы на тот момент жили.
- К тому же, - продолжила Люба, - Александра Николаевна приезжала к нам в Братск на стройку.
- Что ты говоришь?
- Ну да! С нею еще были поэты Добронравов и Гребенников, артист Иосиф Кобзон и еще кто-то. Такая небольшая творческая бригада. Концерт был устроен прямо на берегу Ангары на открытой площадке. Народу собралось – тьма. Всем хотелось вживую встретиться с такими знаменитостями.
- И что, ты тоже встречалась?
- Конечно! Прямо вот как с вами сейчас. Ну не одна, естественно, а со строителями, укладчиками железнодорожной ветки, ведущей к гребню будущей плотины.
- И что, ты разве прямо так запросто разговаривала с Пахмутовой и артистами?
- Нет, конечно. К ним же никак нельзя было подступиться. Которые ребята пошустрее были, обступили со всех сторон. Но мне видно и слышно гостей было очень хорошо, потому что наши мальчишки из бригады подогнали самосвал, и мы все устроились в кузове самосвала.
- Ну, и как тебе показалась Пахмутова?
- Замечательно показалась. Молодая, красивая и очень простая. Ну, такая же, как и все работяги. Представляете, сама вся маленькая, щупленькая, незаметная, а такие песни сочиняет! Невообразимо! Я сразу прямо-таки влюбилась в неё. Да что я? После её приезда на стройку, весь Братск гудел, точно растревоженный улей. Потом из всех репродукторов только её песни и разносились по обе стороны Ангары. А вы спрашиваете, почему я только её песни люблю. Я и все будущие песни Пахмутовой уже заранее люблю, потому что знаю: что ни напишет – все правда будет. И все в народ пойдет. Одно слово – народная песенница.
Точными оказались слова нашей Любаши. Каждое музыкальное произведение этой гениальной женщины – шедевр, образец высочайшего музыкального искусства. Появившись на свет, каждая песня Александры Николаевны Пахмутовой моментально идет в народ. С 1984 года Александра Пахмутова – народная артистка СССР, с 1990 года – Герой Социалистического Труда. Пахмутова – лауреат всех самых престижных премий. Но самое главное, она действительно является по-настоящему народным композитором, любимым самыми широкими массами всех поколений советских и российских граждан. Она единственная в мире женщина-композитор, ставшая в один ряд с выдающимися композиторами планеты, такими как Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Чайковский, Шостакович, Свиридов.
Не могу передать, как мы по-хорошему завидовали Любаше: она видела Александру Николаевну Пахмутову, песни которой мы тоже любили. Что говорить, после Любашиного откровения не только песни, но и личность самой Александры Николаевны стали для нас яркой путеводной звездой, указывающей путь к преодолению всех трудностей в жизни и достижению самых высоких целей. Вероятно, именно этот самый путь и привел меня к тому, что через 22 года, в 1988 году в Москве мне тоже, как и Любаше, посчастливилось воочию увидеть и услышать выступление Александры Николаевны Пахмутовой.
| Помогли сайту Реклама Праздники |