Произведение «Неробкие люди»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 47 +1
Дата:

Неробкие люди

                                       

Блистательный «Тихий Дон» Шолохова, признанный Всемирным нобелевским комитетом величайшим романом ХХ века, поведал миру об особом внутринациональном образовании – о жизни казакОв. Выделяю в этом слове ударную гласную, чтобы избежать частой орфоэпической ошибки, ибо повесть Толстого называлась «КазАки», а ныне ударение это признано архаичным.
Само слово «казак» имеет тюркские этимологические корни и в буквальном переводе значит «свободный человек, кочевник, бродяга».
Однако, несмотря на восточное происхождение слова, казачество, как этническое явление, - сугубо восточнославянское явление, русско-украинское. Сами казаки, отмежёвываясь от «мужиков», как они называли всех «неказаков», считают себя особой нацией.
На самом же деле нынешние казаки – это потомки беглых крепостных. А их историческая общность начала формироваться в конце ХV века. Позднее стали складываться особые «мини-этносы»: казаки донские, кубанские, терские, запорожские, уральские и даже сибирские.
Роднит все эти группы, бесспорно, одно качество их характера: люди они неробкие и очень даже отважные. Сами посудите, кто рискнёт бежать от своего барина, когда подобные побеги считались преступлением и серьёзно карались. Однако власть на бежавших за Дон смотрела сквозь пальцы, потому как нужно было охранять окраины земли русской на юге от «бусурман», в Сибири тоже от них же – сибирских татар. Позднее появился даже полуофициальный циркуляр, запрещавший возвращать хозяевам беглецов с Дона.
Когда со временем из них сложились воинские формирования, то власти даже оберегали казачество. Думаю, многие из вас знают и видели чубатых и усатых справных мужиков с серьгой в левом ухе. Должна она быть обязательно из белого металла, пусть даже самого простого. А ещё – хорошо видной надо чтоб была. Как думаете, мода, что ли такая? Вовсе нет. Так «помечали» единственных кормильцев в семье. И отцы-командиры их старались беречь, не посылая на самые опасные задания.
С течением времени сложилась даже особая традиция у казачества. Земледельцы и хлебопашцы, должны были они обязательно отслужить воинскую службу и в мирное время. Прибыть же к месту, где она будет проистекать, должны были при полном обмундировании, оружии и верхом на коне. Всё это приобреталось самим служивым человеком. Если же он был беден и подобные расходы оказывались  для него неподъёмными, хуторское «обчество» земляка своего обеспечивало всем необходимым в складчину.
В годы Первой мировой войны, увидев несущихся как буря воинов с пиками и шашками, враг в ужасе бежал. А русское теперь уже слово «казаки» стало известно далеко за пределами России. Знакомы вам французские дешёвые забегаловки, которые называются «бистро»? От казачков наших пошло это красивое название. Будучи в Париже в 1814 году, влетали они, словно вихрь, в маленькие ресторанчики и орали хозяевам: «Быстро! Быстро давай хоть чего-нибудь!!.» Так вот, господа хорошие.
В лихие времена начала ХХ века, когда революционное брожение в народе разрасталось всё больше и больше, власти использовали лютых казачков для разгона демонстраций в городах. И обезумевшие от ужаса демонстранты бежали кто куда с криком: «Ка-за-кииии!..»
Однако в массовом сознании были они народными заступниками, ведь Стенька Разин, Емелька Пугачёв и Ермак Тимофеевич – выходцы из казачьего сословия.
Сейчас, когда думаю об этом, то начинает казаться, что закордонные храбрецы Франсуа Вийон и Робин Гуд – это наши казачки, из любопытства добежавшие один до Франции, а другой так вообще даже до «аглицкого» острова.
Шучу, разумеется, но лично имел возможность убедиться, что рассказы о необыкновенной храбрости казачков вовсе не досужий вымысел.
В нескольких минутах ходьбы от моего дома величаво стоит на возвышенном берегу Москвы-реки один из старейших столичных монастырей – Новоспасский. С ХV века, между прочим, стоит и часто служит исторической декорацией для многих  фильмов. Некоторые сцены «Войны и мира», «Крепкого орешка» (было такое кино с Соломиным и Румянцевой в главных ролях) и «Принцессы цирка» снимали именно здесь.
А вообще в годы советской власти была цинично организована здесь какая-то фабрика. Однако в девяностые монастырь вернули в лоно Русской Православной церкви, и сегодня это один из восстанавливаемых действующих храмов Москвы, окружённый райским садом, в котором растут даже абрикосы и виноград, потому что особый микроклимат создают здесь высоченные и толстенные стены. Или Бог бережёт этот маленький эдем. Кто знает.
Скорее всего я не принадлежу к ортодоксальным православным, но на пасхальный крестный ход прихожу уже много лет. В те самые неспокойные девяностые годы несли охрану монастыря казачки – молодые совсем ребята, одетые по всей форме, с чубами и лампасами. Признаться, я относился к ним с некой долей иронии, воспринимая такую охрану, скорее, как ряженых.
В одну из таких ночей, буквально за пять минут до полуночи, к главному входу во двор храма, визжа тормозами, подкатила какая-то немыслимая чёрная машина, а за ней ещё одна, но поменьше. Из «главной» вышел «Главный» - огромный мужичина в длиннополом кашемировом пальто с белым шарфом, из «маленькой» - два его крепких охранника.
«Главнюк» закурил сигарету и вошёл во двор, от той же зажигалки, от которой прикуривал,  запалив услужливо поданную охранником свечку.
Тут же к нему подошёл невысокий казачок, на фоне этого гиппопотама казавшийся почти карликом, и очень вежливо сообщил хаму, что на территории храма курить нельзя. Закончил он своё короткое увещевание словами «извините, господин». Бос тех двоих на казака даже не взглянул, а свободной пятернёй обхватил его лицо и оттолкнул паренька от себя.
Далее произошло что-то непонятное и молниеносное:
Казачок молча как бы забежал на великана, схватил руками его за уши и начал головой бить по лицу наглеца. Охрана, кажется, даже не успела сообразить, что происходит. Шеф плашмя пал прямо посреди монастырского подворья, охранники подхватили его под руки и выволокли вон.
Казачок же оправил на себе форму и, перекрестившись, обращаясь к тем, кто стал свидетелем этой сцены, сказал: «Простите, православные…» А потом опять перекрестился.
Все, кто в этот миг был с ним рядом, думаю, его простили.
И начался Пасхальный Крестный Ход. И запели служители, облачённые в длиннополые одежды: «Христос воскресе!» А в ответ услышали многоголосое: «Воистину воскресе!..»

27.07.2024

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама