Произведение «Можно ли оставаться добрым в наше время?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.6
Баллы: 32
Читатели: 374
Дата:

Можно ли оставаться добрым в наше время?

    Мы живем в жестоком мире, как известно. И, чтобы к нему адаптироваться, надо научиться жить по его правилам. Стать тоже грубым и жестоким. Таким же, как все, кто хочет чего-то добиться в этом мире. Никакой рационально мыслящий человек, стремящийся к успеху, не станет протестовать против объективных законов рынка, лежащих в основе нашего общества. Он просто примет эти правила игры и будет жить по ним, а совесть свою задвинет подальше.
    Такая мораль навязывалась нам долгие десятилетия, и многие хорошо ее “усвоили”. Поэтому, когда появляется кто-то, кто не соблюдает такие “правила игры”, это многих возмущает. Как так? Что это за возмутитель спокойствия такой? Все конкурируют между собой, готовы глотки друг другу перегрызть за лучшее “место под солнцем”, а тут появляется какой-то смутьян, который мало того, что сам не желает участвовать в этой гонке, так еще и других призывает к добру и милосердию! Да это просто неслыханная дерзость!
    Добрым и гуманным в наше время может оставаться только неудачник, ничего не добившийся в этой жизни и даже не стремящийся к успеху. Ну, а если ты такой неудачник, то сиди тихо и не высовывайся. Знай свое место, лузер! Этот мир жесток, и, если ты не можешь соответствовать его требованиям, лучше просто помалкивай! Слабакам и добрякам не место в этом мире!
    Это раньше, в советские годы, все жили дружно. Потому что ни у кого не было никакой собственности, и делить было нечего. А сейчас другие времена, у нас теперь рынок, а значит, каждый за себя и выживает сильнейший. Ну а доброта, сострадание и любовь к ближнему - это все для слабых, не умеющих бороться за место под солнцем! Таким не место в нашем мире, пусть сидят в своем уютном мирке и не высовываются!
    Если тебе нахамили - можешь нахамить в ответ. Это, по крайней мере, не противоречит навязанным нормам и ценностям. А когда в ответ на грубость и хамство вежливо напоминают о недопустимости подобного поведения, это уже выглядит явно неадекватно. Ишь, выискался белый и пушистый! Хочет унизить всех таким способом, показать свое моральное превосходство. А если даже этого не хочет, тогда вообще непонятно чего добивается! Конечно же, такого человека всеми способами пытаются вывести из себя, спровоцировать на грубость. А он и тут не поддается! Разумеется, многих это просто бесит.
    Там, где есть конкуренция, добрых и жалостливых не любят. Они только портят общую картину, нарушают общественное спокойствие. Все тут же начинают чувствовать себя ущербными и морально неполноценными. Ну кому это понравится? Когда отвечают злом на зло, это понятно и естественно. Все в рамках системы. А пытаться отвечать добром на зло, да еще других призывать к добру - это уже ни в какие рамки не вписывается!
    Правда, сейчас, когда Россия взяла курс на традиционные ценности, многое меняется в нашем обществе. Доброта и милосердие уже не находятся под негласным запретом, как это было во времена тотального господства “рынка”. Но многие продолжают мыслить “по-рыночному”. Даже те, кто, пытаясь соответствовать духу времени, выступает теперь за “традиционные ценности”. На словах, разумеется. Это все понимают, и никто не возмущается, когда у многих слово расходится с делом. Кроме некоторых смутьянов, которые не только других обличают, но и сами стараются жить по совести. Другие тоже обличают, но тут все понятно. Идет борьба за влияние и положение в обществе, и многие таким образом пытаются дискредитировать своих соперников и политических оппонентов. Себя же они за это обличать не будут?
    Призывать к добру и милосердию могут священнослужители, например. Это их прямые должностные обязанности. Даже если они это делают от чистого сердца, никто не станет этим возмущаться. Кроме воинствующих атеистов, разумеется.
    Но когда кто-то начинает призывать к добру не по должности, а по зову сердца, это уже многих возмущает. Зачем он это делает? Чего добивается? Какую выгоду от этого имеет? Тут же начинают искать злой умысел в его призывах и действиях и, если не находят, возмущаются еще больше. Понять ничего не могут. Если нет никакой выгоды и злого умысла, зачем ему тогда вообще это нужно? Хочет быть белым и пушистым на фоне общего зла и взаимной агрессии?
    Примерно в таком положении находились, например, ранние христиане в Римской империи. Вокруг царил всеобщий разврат, а они на этом фоне не только сами сохраняли душевную чистоту, но и других призывали к тому же. Конечно, это всех возмущало, и христиан везде и всюду жестоко преследовали, но они не сдавались и продолжали нести людям свет добра. И все это от чистого сердца! Те же фарисеи, например, сами следовали всем религиозным предписаниям и других к тому же настойчиво призывали. Но ведь это все было не более чем соблюдением формальностей, свое сердце они держали “на замке” и были достаточно холодны и жестоки к ближним. Все как положено, в рамках закона. Их мораль была основана на лицемерии, и все это понимали. Когда главное - соблюсти форму, нет никакого конфликта со злом. А христиане и сами проявляли бесконечное милосердие к ближним, и других к тому же призывали. Ну как Христа было не распять после таких призывов?
    Зато потом, когда Христианская церковь стала господствующей в Европе, многие бывшие язычники объявили себя христианами, приспосабливаясь к новым реалиям. Разумеется, “возлюбить ближнего своего”, как того требует христианская вера, они не могли, а вот чисто формально исполнять христианские ритуалы и говорить правильные слова - совсем другое дело. Поэтому, когда христианство стало в Европе господствующей религией, оно в значительной мере утратило прежнюю благодать и приобрело многие черты фарисейства. Возникло религиозное ханжество. Тогда же началась борьба с прежней “языческой” культурой, что, в конечном итоге, привело Римскую империю к окончательному краху. Наступило мрачное Средневековье со всеми его ужасами.
    На Русь христианство пришло не из Европы, а из Византии, и попало на благодатную почву, быстро приобретя национально-русские черты. В отличие от западного католичества и затем протестантизма, русское Православие многое унаследовало от благодати раннего христианства. В основе его лежала искренняя вера и бескорыстное служение ближним. Именно на этих идеалах и держалось Русское государство. Конечно, и у нас различных жестокостей хватало, да и ханжества тоже, но все же с Европой не сравнить.
    Такой Россия продолжала оставаться в течение веков. Периодически в русской истории возникали “смуты”, когда рушились незыблемые прежде идеалы и утрачивались фундаментальные представления о добре и зле. Это всегда приводило к кровавой междоусобице и долгим кризисам, из которых Россия неизменно выходила окрепшей и еще более мощной, чем прежде. И прежние идеалы возрождались с новой силой, что очень злило наших врагов.
    Когда в 1917-м году рухнула Российская империя и затем большевики пришли к власти, началось массовое осквернение прежних идеалов, беспощадная борьба с дореволюционным прошлым и его наследием. Это привело к массовому разрушению храмов и гибели многих миллионов людей в ходе Гражданской войны, а затем во время коллективизации и репрессий. Но потом началось возрождение прежней России в форме СССР, который все больше приобретал черты исторической России, пусть и в обновленном виде. Официальная марксистско-ленинская идеология и государственный атеизм сохранялись, но прежние идеалы возрождались в новой оболочке. Да и сама вера в коммунизм в СССР приобрела квазирелигиозные черты. Народ ее понял по-своему и принял в понятном ему виде. Это, конечно, очень не нравилось тем, кто до этого беспощадно боролся с русским прошлым, и они ждали подходящего момента, чтобы попытаться вернуться к власти и не допустить возрождения прежней России в новой форме. Все это кончилось  для них, как известно, 1937-м годом с физическим уничтожением прежней элиты и жестокими репрессиями по отношению к тем, кто выжил. Зато те, кто пришел им на смену, бескорыстно и самоотверженно служили Родине и народу, не ожидая и не получая от него благодарности за свой ежедневный подвиг. Это особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны и в дальнейшем в ходе быстрого восстановления народного хозяйства после Победы и интенсивного развития СССР в послевоенные годы. Да и как могло быть иначе, если за малейший промах и небрежность в работе советские руководители в то время отвечали головой?
    Затем наступили благополучные “застойные” годы. СССР в те годы достиг небывалой мощи, жизнь народа становилась все лучше и лучше, но некоторых это всеобщее благополучие начинало угнетать. Кому-то не хватало разнообразия продуктов на прилавках, кто-то не мог ничем выделиться на общем фоне, кому-то просто не хватало “драйва”. Когда вокруг так много добра и так мало зла, это нравится далеко не всем. Да и то зло, которое тогда было, на фоне добра особенно бросалось в глаза и вызывало всеобщее возмущение. Людям хотелось перемен, и они, в конце концов, наступили.
    Когда началась Перестройка, очень многие люди были чрезвычайно рады долгожданным переменам. Жить стало не только лучше, но и веселей! Резкое оживление общественной жизни вызвало всеобщую эйфорию, которой трудно было не поддаться. Никто тогда даже не думал, что это веселье скоро закончится.
    После распада СССР и последовавшего затем расстрела из танков Верховного совета от былой радости у людей не осталось и следа. Наступило время долгого кризиса и всеобщей апатии, очень многие впали в отчаяние. Но были и те, кто, порвав с прежними моральными нормами, адаптировался к новым реалиям и начал зарабатывать капитал, задвинув подальше свою совесть и не задумываясь о “вечных” вопросах. Разумеется, лишенная моральных устоев молодежь предпочитала ориентироваться на них, а не на тех, кто всю жизнь бескорыстно трудился на благо Родины и в итоге остался ни с чем. Да и не только молодежь, но и часть тех, кто постарше. В том числе и значительная часть бывшей интеллигенции. Раз старые идеалы потерпели крах, значит, надо их отбросить и принять новые правила игры, попытаться приспособиться к изменившимся обстоятельствам, а не держаться упорно за прежние ценности, как старшее поколение, не умеющее жить по-другому! Так многие тогда рассуждали, да и политика правительства была направлена на то, чтобы создать всем “неприспособленным” и особенно старшему поколению невыносимые условия жизни и поскорее загнать их в гроб. Поэтому большинство населения России было тогда занято элементарным выживанием, а те, кто “вписался в рынок”, стремились “брать от жизни все” и ничего не делать бесплатно, без выгоды для себя. Жизнь их была сплошным стрессом, и утешало их только то, что плохо теперь всем, не только им. Не то что раньше, в советские годы, когда хуже всего приходилось именно тем, кто ориентирован на материальную выгоду и личный успех.
    Но никакая смута не может длиться вечно. Вот и эпоха “беспредела” 1990-х и последующих лет уходит в прошлое, Россия возвращается к традиционным ценностям. Разумеется, те, кто проникся “рыночным мышлением”, очень

Обсуждение
02:43 04.12.2025(1)
Владимир КУДРЕНКО
Оставаясь белым и пушистым в ответ на хамство, человек направляет стрелы внутрь себя, погружаясь в стресс. Некоторые люди уверены, что "равнозначный ответ" на хамство, избавляет от стресса. 
08:58 04.12.2025
Все так! Но "равнозначный ответ" на хамство делает только хуже и нас, и мир вокруг. А стресс от этого никуда не исчезает.
17:28 13.05.2025(1)
Анна Высокая
Хорошо написано! От себя хотела бы добавить немного, что в наше непростое время есть люди, которые
делают добро людям. Благодаря интернету мы знаем таких людей.
Есть в Казахстане, может быть, ошибаюсь, одно селение, в котором многие бы хотели поселиться.
Там люди живут как при коммунизме. Работают не для того парня, а для себя.(Жаль ролик потерялся, а фамилию
предпринимателя забыла, помню, что у него русское имя Иван.
Есть в Краснодаре красивейший парк, который называют "Парк Галицкого".
Сергей Галицкий, предприниматель вложил свои средства в строительство парка, его украшения, были приглашены
лучшие дизайнеры и строители.
Эти люди творят для людей добро. Но, я думаю, что есть и другие люди, о которых мы не знаем, но они тоже приносят
добро и пользу людям.
18:09 13.05.2025
Не совсем понял, кто тут творит добро? Сергей Галицкий и его коллега из Казахстана? Нет, они просто делают деньги и потом их "отмывают" таким способом, зарабатывают себе репутацию. Служат мамоне, а не ближним. Причем здесь добро? Его творят бескорыстно.
А те, кто действительно творит добро, не трубят перед собой, делают это незаметно.
Хотя, с другой стороны, разве нельзя одновременно служить добру и злу? Многие так делают, и некоторые даже с успехом. Так что и Сергей Галицкий с коллегой тоже, возможно, тайно творят добро, служат не только мамоне, но и ближним иногда. Если им дьявол позволяет, конечно. Добро - это не бизнес, а сугубо личное.
Гость13:32 24.04.2025(1)
Комментарий удален
20:45 25.04.2025(1)
А что именно непонятно? Вроде все ясно и определенно.
Гость16:30 26.04.2025(2)
Комментарий удален
21:22 26.04.2025(2)
Анатолий Комогоров
Известно, что в тяжёлые времена люди сплочаются, потому что вместе проще их пережить.
А в благополучие каждый сам за себя.
Поэтому в СССР люди держались друг за друга. А после прекращения существования СССР резко возросла разница в зарплатах бывших советских людей. Специально это было или являлось частью естественного процесса, сказать сложно, но из-за этого не только люди разделились, но и некоторые семьи распались.
СССР не советские люди развалили, а западные спецслужбы, подкупив руководство страны. Возможно, вы не помните или в то время были молоды и не понимали, что происходит. Но мы голосовали не за развал СССР, а за передачу власти от КПСС народным избранникам. Ни о каком разделе государства на части речи не шло.
А доносы писали люди с низкой социальной ответственностью. Советское общество во времена Сталина только начало формироваться, и говорить о каких-то советских людях в то время преждевременно.
Гость12:13 27.04.2025(2)
Комментарий удален
15:15 27.04.2025(1)
Анатолий Комогоров
Вы о своём деде пишете из личных воспоминаний или по рассказам родителей?
Если ваш дед воевал во время Великой Отечественной войны, то мы примерно одного возраста. Но я своего деда не знал, он погиб в 1945 году 16 апреля под Берлином.
Мы с вами говорим примерно об одном и том же, только с разных сторон.
И в СССР были люди, которые умели устроиться, и сейчас есть, которые не могут найти место в жизни.
Но в СССР сколько бы человеку ни удавалось зарабатывать, он не мог накрыть стол какими-то райскими кушаньями. У всех продуктовый набор был примерно одинаковый. Из одежды тоже всё было примерно одинаковое, обстановка в квартире одна и та же.
Но директора фабрик и заводов жили иначе и нас в гости не приглашали. Дипломаты или работники Внешторга, моряки, ходившие за границу, и прочие граждане СССР, имевшие возможности выезда за рубеж на работу, получающие чеки и отоваривающиеся в «Берëзке» — исключение из правила.
Даже завскладом, товаровед, директор магазина не жили как простой инженер — это знают все. В этом вы Америку не открыли.
Я говорю о своём окружении.
У меня дядя генерал армии, я ему звонил последний раз лет 15 тому назад, и он мне сказал, чтобы я больше ему не докучал. А когда-то он к нам в гости приходил, с моим отцом дружил...
Мои ровесники, с которыми мы встречались по праздникам за одним столом, выпивали и закусывали, вышли в люди — тоже со мной общаться не хотят, мой телефон заблокировали.
Сейчас как бы введён дресс-код на общение. Я думаю, этим людям настоятельно рекомендуют не общаться даже с родственниками. Идёт процесс формирования российской элиты — новой аристократии. Формируется общество из той самой прослойки, которую в СССР называли интеллигенцией.
Это везде так и во все времена было.
Наверняка и вы с бомжихами не пойдёте банки из-под пива собирать. И дамы из высшего общества с вами тусоваться не станут.
Но как плохо или хорошо ни было в СССР, политика была направлена на социально равное общество.
И вы правы в том, что это противоестественно.
Есть в интернете повествование о том, как Брежнев или Хрущёв (не помню) утверждал зарплату колхозников. Ему предоставили расценки на закупку продукции сельскохозяйственного производства, он спрашивает: «А сколько при этом будет средняя зарплата колхозника/совхозника?»
Ему называют сумму.
Он: «Ну ещё на столько же украдёт, и нормально будет».
Мне непонятна ваша фраза о том, что ваши деды, да и отцы, о советском союзе никогда не ностальгировали. Они и не могли «ностальгировать» по СССР, потому что жили в СССР. Это вы живете в постсоветское время и вспоминаете СССР таким, каким то время отложилось в вашем сознании.
Живя в СССР, можно было «ностальгировать» только по Российской империи.
Гость15:50 27.04.2025(2)
Комментарий удален
18:56 27.04.2025
1
Анатолий Комогоров
Значит, я с приблизительным нашим равным возрастом погорячился, мой отец 1930 года рождения. Конечно, мы люди разных поколений.
Многие люди не только не горевали из-за распада Советского Союза, но и радовались этому событию. И их тоже можно понять.
Спасибо за интересную историю о ваших прародителях.
16:59 27.04.2025
1
"Советский Союз" пишется с большой буквы. А то, что бывший директор, не брезговавший эксплуатацией чужого труда, не горевал из-за распада СССР, не удивительно. После развала страны это можно стало делать совершенно безнаказанно. А что значит комфортно себя чувствовали в перестроечное время? Комфортно себя поначалу чувствовали как раз идеалисты, ждавшие перемен, пока не увидели результаты этих перемен. А те, кто умеет жить и вертеться, никогда себя комфортно не чувствуют. Но после развала СССР плохо стало всем, не только им, что их хоть как-то утешало. Вы это имеете в виду?
13:15 27.04.2025(1)
Конечно, люди во все времена одинаковы! И советские времена не исключение! Только почему-то большинство советских людей честно трудились на благо Родины, дружили и помогали друг другу во всем. И никакой зависти, никакой корысти! И во власть тогда добровольно никто не шел, туда партия выдвигала самых достойных. Чем выше уровень, тем выше требования и больше ответственности. Случайные люди туда попасть не могли.
А репрессии были, конечно. И аппаратные интриги тоже, и коррупция, как всегда и везде. Правда, в довольно скромных масштабах. А где коррупция, там и зависть.
Вы вообще понимаете, кем выставили своего деда-фронтовика? Использовать подневольный труд солдат для личных нужд - преступление! Получается, Ваш дед просто не выдержал испытания властью! Как тут не будут кляузы на него писать!
Оба моих деда прошли войну, храбро воевали, имели боевые награды. Один рано умер от последствий боевых ранений, другой всю жизнь работал простым машинистом. И бабушки всю жизнь трудились на благо Родины. У них я и вырос. И ничего с работы не тащили, насколько мне известно, хотя возможность такая имелась. А некоторые тащили по мелочи, это особым грехом не считалось. Но если кто-то брал себе больше допустимого, это уже осуждалось.
Только я ведь из простой семьи, далекой от власти и номенклатуры. А лучше всего в СССР жилось как раз простым людям. Хотя было, конечно, и пьянство, и скандалы. Разве я это отрицаю? Но была единая для всех мораль, которая все это осуждала. Нарушать моральные нормы было нельзя, чревато последствиями. Сейчас, кстати, мы к этому возвращаемся, что многих пугает, конечно.
Гость15:58 27.04.2025(1)
Комментарий удален
16:36 27.04.2025(1)
Ваш дед гордился умением подстраиваться? Какой же это советский человек? Это антисоветчик, как и вся наша элита. Такие вот антисоветчики и обогатились, растаскивая госсобственность. А советские люди - это идеалисты, не сумевшие "переобуться" и не знавшие, как жить в новых реалиях. Такие люди победили фашизм и сейчас воюют на СВО. За ними и будущее. А время приспособленцев-антисоветчиков уходит, впереди их ждет расплата за все. Да Вы и сами это понимаете!
Гость19:25 27.04.2025(1)
Комментарий удален
22:36 27.04.2025(1)
То есть как это не идеалисты? А кто еще может так героически сражаться за Родину, не щадя собственной жизни? И что значит выбора другого не было? Каждый мог сдаться или стать предателем, помогать врагу истреблять свой народ, надеясь таким образом прожить чуть подольше! Некоторые так и делали, кстати! Помните, чем они кончили? И разве все, кто проживал в СССР, считали себя советскими людьми? Некоторым само это определение было ненавистно, как и окружавшие их советские люди! С чего такие станут защищать Советскую страну и советский народ?
Гость08:42 28.04.2025(1)
Комментарий удален
10:05 28.04.2025
Большое спасибо за понимание! Очень Вам сочувствую! Как и всем, кто везде видит только плохое, а хорошее не замечает. Тяжело так жить!
Вот и сейчас за окном дождь и грязь, серо и тоскливо, но я и сейчас, помимо этого, вижу там красивый пейзаж, который в хорошую погоду, конечно, бывает еще красивее.
Вы пишете такие прекрасные стихи! А почему бы и в жизни Вам не быть такой же, как в стихах? Или поэзия - это одно, а жизнь - совсем другое?
Вы считаете высокие идеалы утопичными и не имеющими ничего общего с реальностью? Откуда такой скепсис? Да, эти идеалы были основательно опорочены в последние десятилетия, но до этого абсолютное большинство населения СССР, включая высшую номенклатуру, искренне в них верило и служило им. Да и сейчас тоже многие верят. Это те, кто воюет на СВО или бескорыстно трудится на благо Родины. И молодежь охотно проникается высокими идеалами, что вполне естественно.
А неприглядную правду о войне со всеми ее ужасами я знаю не хуже других. Но ведь и Вы тоже признаете, что там был и героизм, и жертвенность, как и сейчас на СВО. И хотя я совсем не герой, мягко говоря, меня это больше привлекает, чем трусость и казнокрадство.
И штрафники, ковавшие Победу - "антисоветчики" только в кавычках, а на самом деле такие же герои, как и все остальные, только подвергшиеся репрессиям. Если у них и были какие-то грехи, они их искупили своим героизмом и жертвенностью. И то же самое сейчас на СВО. Даже те, кто совершил преступление, проявляют там лучшие человеческие качества, как это всегда и бывает на войне.
Может быть, мне просто повезло с родственниками. По крайней мере с бабушками и дедушкой, у которых я вырос и от которых усвоил основные жизненные принципы. Или просто не мог "вписаться в рынок", и мне ничего не оставалось, кроме как держаться за прежние идеалы и вечные ценности. Не у всех, конечно, есть такие же преимущества, как у меня. Мне бывает хорошо, когда и другим тоже хорошо, а кому-то от этого бывает совсем плохо.
Да, я за равенство и братство! Это, конечно, недостижимо в полном объеме, но пусть лучше будет хотя бы отчасти, чем совсем никак! Да и Вам разве не хочется доброты и душевного тепла? Всем хочется, но не все могут это получить и ответить взаимностью, и кого-то это бесит. Очень жалко этих людей!
А оставаться добрым в наше время можно. Один такой пример всегда рядом со мной.
Гость21:42 26.04.2025(2)
Комментарий удален
00:07 27.04.2025
Анатолий Комогоров
Донос пишется не из-за низкой социальной ответственности, а из-за низкого уровня доверия к друг другу.

Не хотелось использовать непарламентскую лексику, поэтому написали «люди с низкой социальной ответственностью», но по вашему ответу понял, что вы не в курсе нововведений в русском языке.
Придётся написать на старом русском наречии: доносы писали гандоны. А были они советскими людьми или пережитками старого режима — значения не имеет.
Если государство реагирует на эти доносы

Не государство реагирует на доносы, а те, кто его создал для реагирования на доносы...
Тема слишком обьëмная для обсуждения, боюсь, вы еë не потянете.
21:48 26.04.2025
Будут, конечно! Те, кому не лень и совесть позволяет! А низкий уровень доверия друг другу - следствие низкой социальной ответственности значительной части граждан, помимо прочего. Хотите, чтобы Вам доверяли - оправдывайте доверие! Я вот Вам поверил и ошибся в очередной раз!
18:31 26.04.2025(1)
Простите, а где здесь деление на черное и белое? Да, в каждом из нас намешано всякого и действительно зависит от обстоятельств, что проявится в данный момент. Разве я не о том же? Вот Вы, например, пишете такие прекрасные стихи и в то же время предъявляете мне совершенно необоснованные претензии. Тоже в зависимости от обстоятельств.
И где это я идеализирую советские времена? Люди тогда действительно жили дружно, это факт. И разве это советские люди строчили друг на друга доносы в сталинские времена? Разве простые честные труженики доносят друг на друга? И как тогда они потом потом Родину отстояли и спасли мир от коричневой чумы в годы Великой Отечественной войны?
И разве это простые советские люди развалили СССР? А бандиты разве тоже советские люди? Честные, преданные советским идеалам? Вы ничего не путаете?
А рыночные отношения с окончанием 90-х годов действительно никуда не исчезли, да и сейчас еще сохраняются, постепенно уступая место традиционным ценностям.
А люди все добрые, просто не все могут позволить себе доброту. Вы вот можете ее позволить себе в стихах, а в комментариях, видимо, не всегда. А зря. От Вашей доброты станет лучше не только другим людям, но и Вам тоже.
Гость21:04 26.04.2025(1)
Комментарий удален
21:11 26.04.2025
Вы поосторожнее выражайтесь, пожалуйста! Честные люди друг на друга не доносят! А Ваши обвинения в адрес советского человека - это уже проявления экстремизма! И я не потерплю оскорблений в адрес моих родных и близких - советских людей!
Вы пишете прекрасные стихи, но это не дает Вам право никого оскорблять! Тем более великий народ, спасший мир от фашизма!
23:29 19.01.2025(1)
1
Елена Саульченко
Прочитала Ваши размышления, Кирилл. Они по-своему интересны, но мне есть с чем не согласиться. Делать этого не буду, т.к. каждый человек имеет право на своё мнение, каждый видит мир по-своему. Я просто коротко  отвечу на вопрос из заголовка: оставаться добрым в наше время можно.
23:59 19.01.2025
Да, можно. Но не всем. Большое спасибо за отзыв. С праздником Вас!
11:54 27.12.2024(1)
Евгений Владимиров
Изумительный, замечательный труд! Восхищаюсь вашим умением так чётко излагать материал!
Пишите ещё непременно!
12:58 27.12.2024
Большое спасибо! Только льстить не надо!