Произведение «Можно ли оставаться добрым в наше время?» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 8.6
Баллы: 18
Читатели: 110 +1
Дата:

Можно ли оставаться добрым в наше время?

    Мы живем в жестоком мире, как известно. И, чтобы к нему адаптироваться, надо научиться жить по его правилам. Стать тоже грубым и жестоким. Таким же, как все, кто хочет чего-то добиться в этом мире. Никакой рационально мыслящий человек, стремящийся к успеху, не станет протестовать против объективных законов рынка, лежащих в основе нашего общества. Он просто примет эти правила игры и будет жить по ним, а совесть свою задвинет подальше.
    Такая мораль навязывалась нам долгие десятилетия, и многие хорошо ее “усвоили”. Поэтому, когда появляется кто-то, кто не соблюдает такие “правила игры”, это многих возмущает. Как так? Что это за возмутитель спокойствия такой? Все конкурируют между собой, готовы глотки друг другу перегрызть за лучшее “место под солнцем”, а тут появляется какой-то смутьян, который мало того, что сам не желает участвовать в этой гонке, так еще и других призывает к добру и милосердию! Да это просто неслыханная дерзость!
    Добрым и гуманным в наше время может оставаться только неудачник, ничего не добившийся в этой жизни и даже не стремящийся к успеху. Ну, а если ты такой неудачник, то сиди тихо и не высовывайся. Знай свое место, лузер! Этот мир жесток, и, если ты не можешь соответствовать его требованиям, лучше просто помалкивай! Слабакам и добрякам не место в этом мире!
    Это раньше, в советские годы, все жили дружно. Потому что ни у кого не было никакой собственности, и делить было нечего. А сейчас другие времена, у нас теперь рынок, а значит каждый за себя и выживает сильнейший. Ну а доброта, сострадание и любовь к ближнему - это все для слабых, не умеющих бороться за место под солнцем! Таким не место в нашем мире, пусть сидят в своем уютном мирке и не высовываются!
    Если тебе нахамили - можешь нахамить в ответ. Это, по крайней мере, не противоречит навязанным нормам и ценностям. А когда в ответ на грубость и хамство вежливо напоминают о недопустимости подобного поведения, это уже выглядит явно неадекватно. Ишь, выискался белый и пушистый! Хочет унизить всех таким способом, показать свое моральное превосходство. А если даже этого не хочет, тогда вообще непонятно чего добивается! Конечно же, такого человека всеми способами пытаются вывести из себя, спровоцировать на грубость. А он и тут не поддается! Разумеется, многих это просто бесит.
    Там, где есть конкуренция, добрых и жалостливых не любят. Они только портят общую картину, нарушают общественное спокойствие. Все тут же начинают чувствовать себя ущербными и морально неполноценными. Ну кому это понравится? Когда отвечают злом на зло, это понятно и естественно. Все в рамках системы. А пытаться отвечать добром на зло, да еще других призывать к добру - это уже ни в какие рамки не вписывается!
    Правда, сейчас, когда Россия взяла курс на традиционные ценности, многое меняется в нашем обществе. Доброта и милосердие уже не находятся под негласным запретом, как это было во времена тотального господства “рынка”. Но многие продолжают мыслить “по-рыночному”. Даже те, кто, пытаясь соответствовать духу времени, выступает теперь за “традиционные ценности”. На словах, разумеется. Это все понимают, и никто не возмущается, когда у многих слово расходится с делом. Кроме некоторых смутьянов, которые не только других обличают, но и сами стараются жить по совести. Другие тоже обличают, но тут все понятно. Идет борьба за влияние и положение в обществе, и многие таким образом пытаются дискредитировать своих соперников и политических оппонентов. Себя же они за это обличать не будут?
    Призывать к добру и милосердию могут священнослужители, например. Это их прямые должностные обязанности. Даже если они это делают от чистого сердца, никто не станет этим возмущаться. Кроме воинствующих атеистов, разумеется.
    Но когда кто-то начинает призывать к добру не по должности, а по зову сердца, это уже многих возмущает. Зачем он это делает? Чего добивается? Какую выгоду от этого имеет? Тут же начинают искать злой умысел в его призывах и действиях и, если не находят, возмущаются еще больше. Понять ничего не могут. Если нет никакой выгоды и злого умысла, зачем ему тогда вообще это нужно? Хочет быть белым и пушистым на фоне общего зла и взаимной агрессии?
    Примерно в таком положении находились, например, ранние христиане в Римской империи. Вокруг царил всеобщий разврат, а они на этом фоне не только сами сохраняли душевную чистоту, но и других призывали к тому же. Конечно, это всех возмущало, и христиан везде и всюду жестоко преследовали, но они не сдавались и продолжали нести людям свет добра. И все это от чистого сердца! Те же фарисеи, например, сами следовали всем религиозным предписаниям и других к тому же настойчиво призывали. Но ведь это все было не более чем соблюдением формальностей, свое сердце они держали “на замке” и были достаточно холодны и жестоки к ближним. Все как положено, в рамках закона. Их мораль была основана на лицемерии, и все это понимали. Когда главное - соблюсти форму, нет никакого конфликта со злом. А христиане и сами проявляли бесконечное милосердие к ближним, и других к тому же призывали. Ну как Христа было не распять после таких призывов?
    Зато потом, когда Христианская церковь стала господствующей в Европе, многие бывшие язычники объявили себя христианами, приспосабливаясь к новым реалиям. Разумеется, “возлюбить ближнего своего”, как того требует христианская вера, они не могли, а вот чисто формально исполнять христианские ритуалы и говорить правильные слова - совсем другое дело. Поэтому, когда христианство стало в Европе господствующей религией, оно в значительной мере утратило прежнюю благодать и приобрело многие черты фарисейства. Возникло религиозное ханжество. Тогда же началась борьба с прежней “языческой” культурой, что, в конечном итоге, привело Римскую империю к окончательному краху. Наступило мрачное Средневековье со всеми его ужасами.
    На Русь христианство пришло не из Европы, а из Византии, и попало на благодатную почву, быстро приобретя национально-русские черты. В отличие от западного католичества и затем протестантизма, русское Православие многое унаследовало от благодати раннего христианства. В основе его лежала искренняя вера и бескорыстное служение ближним. Именно на этих идеалах и держалось Русское государство. Конечно, и у нас различных жестокостей хватало, да и ханжества тоже, но все же с Европой не сравнить.
    Такой Россия продолжала оставаться в течение веков. Периодически в русской истории возникали “смуты”, когда рушились незыблемые прежде идеалы и утрачивались фундаментальные представления о добре и зле. Это всегда приводило к кровавой междоусобице и долгим кризисам, из которых Россия неизменно выходила окрепшей и еще более мощной, чем прежде. И прежние идеалы возрождались с новой силой, что очень злило наших врагов.
    Когда в 1917-м году рухнула Российская империя и затем большевики пришли к власти, началось массовое осквернение прежних идеалов, беспощадная борьба с дореволюционным прошлым и его наследием. Это привело к массовому разрушению храмов и гибели многих миллионов людей в ходе Гражданской войны, а затем во время коллективизации и репрессий. Но потом началось возрождение прежней России в форме СССР, который все больше приобретал черты исторической России, пусть и в обновленном виде. Официальная марксистско-ленинская идеология и государственный атеизм сохранялись, но прежние идеалы возрождались в новой оболочке. Да и сама вера в коммунизм в СССР приобрела квазирелигиозные черты. Народ ее понял по-своему и принял в понятном ему виде. Это, конечно, очень не нравилось тем, кто до этого беспощадно боролся с русским прошлым, и они ждали подходящего момента, чтобы попытаться вернуться к власти и не допустить возрождения прежней России в новой форме. Все это кончилось  для них, как известно, 1937-м годом с физическим уничтожением прежней элиты и жестокими репрессиями по отношению к тем, кто выжил. Зато те, кто пришел им на смену, бескорыстно и самоотверженно служили Родине и народу, не ожидая и не получая от него благодарности за свой ежедневный подвиг. Это особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны и в дальнейшем в ходе быстрого восстановления народного хозяйства после Победы и интенсивного развития СССР в послевоенные годы. Да и как могло быть иначе, если за малейший промах и небрежность в работе советские руководители в то время отвечали головой?
    Затем наступили благополучные “застойные” годы. СССР в те годы достиг небывалой мощи, жизнь народа становилась все лучше и лучше, но некоторых это всеобщее благополучие начинало угнетать. Кому-то не хватало разнообразия продуктов на прилавках, кто-то не мог ничем выделиться на общем фоне, кому-то просто не хватало “драйва”. Когда вокруг так много добра и так мало зла, это нравится далеко не всем. Да и то зло, которое тогда было, на фоне добра особенно бросалось в глаза и вызывало всеобщее возмущение. Людям хотелось перемен, и они, в конце концов, наступили.
    Когда началась Перестройка, очень многие люди были чрезвычайно рады долгожданным переменам. Жить стало не только лучше, но и веселей! Резкое оживление общественной жизни вызвало всеобщую эйфорию, которой трудно было не поддаться. Никто тогда даже не думал, что это веселье скоро закончится.
    После распада СССР и последовавшего затем расстрела из танков Верховного совета от былой радости у людей не осталось и следа. Наступило время долгого кризиса и всеобщей апатии, очень многие впали в отчаяние. Но были и те, кто, порвав с прежними моральными нормами, адаптировался к новым реалиям и начал зарабатывать капитал, задвинув подальше свою совесть и не задумываясь о “вечных” вопросах. Разумеется, лишенная моральных устоев молодежь предпочитала ориентироваться на них, а не на тех, кто всю жизнь бескорыстно трудился на благо Родины и в итоге остался ни с чем. Да и не только молодежь, но и часть тех, кто постарше. В том числе и значительная часть бывшей интеллигенции. Раз старые идеалы потерпели крах, значит, надо их отбросить и принять новые правила игры, попытаться приспособиться к изменившимся обстоятельствам, а не держаться упорно за прежние ценности, как старшее поколение, не умеющее жить по-другому! Так многие тогда рассуждали, да и политика правительства была направлена на то, чтобы создать всем “неприспособленным” и особенно старшему поколению невыносимые условия жизни и поскорее загнать их в гроб. Поэтому большинство населения России было тогда занято элементарным выживанием, а те, кто “вписался в рынок”, стремились “брать от жизни все” и ничего не делать бесплатно, без выгоды для себя. Жизнь их была сплошным стрессом, и утешало их только то, что плохо теперь всем, не только им. Не то что раньше, в советские годы, когда хуже всего приходилось именно тем, кто ориентирован на материальную выгоду и личный успех.
    Но никакая смута не может длиться вечно. Вот и эпоха “беспредела” 1990-х и последующих лет уходит в прошлое, Россия возвращается к традиционным ценностям. Разумеется, те, кто проникся “рыночным мышлением”, очень

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама