Произведение «Не обязательная загадка» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 48 +1
Дата:

Не обязательная загадка



Не обязательная загадка.



Кто такие казаки? Ответит, наверное каждый. Как и когда появились тюркские казаки (современные казахи) думаю знают тоже многие. Кто не знает, при желании может легко узнать прочтя соответственную литературу. А вот кто такие русские казаки, когда и как они появились, и по сей день, даже для историков, остаётся загадкой.

Когда ещё в начале двухтысячных я писал книгу «Блудные сыны Руси — Матушеи или первые казаки, - кто они», я не нашёл ни одной заслуживающей особого внимания версии. Самыми популярными из них и по сей день будут, наверное, две. Первая, - казаки это беглые крестьяне и холопы. Она на мой взгляд по детски наивная и даже забавная, если представить что крестьянин, или даже группа крестьян, сбежала от гнёта бояр в степь где словно волки рыщут отряды кочевников — татар. Как говорится «из огня да в полымя».

Польский хронист XV в. Длугош под 1438г. описал набег на Подолье татар Шейх-Ахмата, опустошивших весь Подол. Польские дворяне, собрав ополчение, решили настичь татар, и это им удалось. Но в сражении они были разбиты. В этой битве погибло очень много знатных шляхтичей, и де - Виженар XVI в. в связи с этим событием писал, что "...после того как подольское ополчение было, почти всё, разбито и уничтожено, дворяне не отваживались вернуться в эти места и помалу провинция опустела и обезлюдилась из-за постоянных набегов татар". А под 1469г. Длугош описал ещё одно опустошение, в котором принимало участие "...большое татарское войско, набранное за Волгой...". И уж если дворяне, - эта каста воинов, "не отваживались вернуться в эти места", то с какой стати будет вставлять свою голову в петлю, а точнее в аркан, безоружный и не обученный воинскому ремеслу крестьянин? Он если и бежал, то уже к тем, кто мог его защитить и научить защищаться самому. И кто же они? Конечно же казаки, которые уже существовали за долго до того как крестьянин решил бежать.

Тогда получается вторая версия как бы более реальна. По ней, - казаки это особый этнос зародившийся ещё в первом тысячелетии нашей эры (хазары, касоги и пр.). Только вот почему казаки, находясь почти 2 столетия (более 10 поколений) в подчинении у ордынских ханов вдруг все заговорили на русском языке? Золотая Орда ведь общалась в основном на языке кипчаков (половцев).

В Орде со времён хана Узбека (1283 — 1341гг) основная религия мусульманская, а казак непременно должен был быть православной веры. Опять неувязочка. Так кто же тогда были первые русские казаки.

В русских летописях на службе у московских государей начиная с XV можно часто встретить таких ордынских царевичей как Якуб, Касым, Сатылган..., которые, отколовшись от основной Орды становились по сути казаками. Они приходили служить со своими отрядами (ордами). Но только их обычно так и называли «служилыми татарами». Можно прочесть что в русскую Землю «приходили Татарове, казаки Ординскiа» совсем с иными намерениями нежели служить царю московскому. Эти казаки жгли, пленяли и уводили в рабство. К таким казакам точно не побегут крестьяне. Но были и другие казаки.

Из сообщения московских послов, которые в 1538г. вели переговоры с Ногайской Ордой можно узнать, что "...на Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят". Видимо казаки "наших украин" от остальных казаков всё же отличались, иначе как их можно было узнать, коль они "смешавшись, ходят"? Чем же они выделялись, в чём их отличие? Да в том, что это люди русские, и спутать их с татарами было невозможно. Но опять же, как получилось что русские люди вдруг вместе с татарами «на Поле ходят»?

Когда войска Батыя пришли на русь, то во всех крупных городах для надзора за сбором дани были поставлены монгольские чиновники баскаки. Правда уже 1262 году баскаки из русских городов были выведены и обосновались они вдоль границ русских княжеств.

Плано Карпини, проезжавший через русские земли в Орду в средине XIII столетия этих чиновников называет башифами или наместниками хана. Всем тем, над кем поставлен надзирать баскак «...подобает повиноваться их мановению, и если жители какого либо города или земли не делают того что они захотят, то эти башифы возражают им, что они не верны татарам, и таким образом разрушают их город или землю, а людей которые в ней находятся убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведома жителей и внезапно обрушиваются на них». Но только ни сам баскак, ни его «сильный отряд татар» совсем не обязательно были татарами (монголами). Баскак, как правило, был из любого покорённого монголами народа обычно из «бесермен» (мусульман), а войско его состояло в основном из русских людей.

Летописец описал историю о курском баскаке "бесерменене" Ахмате. Произошла она в 1284 году. Этот Ахмат, на рубежах владений липецкого князя Святослава и его родственника рыльского князя Олега, которые жили, как и все русские князья в те времена, иногда в мире а, иногда воюя друг против друга, построил две слободы, которые стал заселять русскими людьми. Переселенцам предоставлялись различные льготы, давались ссуды, не давили налогами и в результате слободы быстро разрастались. В них появились ремесленные мастерские, проводились торги, а главное, жить можно было спокойно, не опасаясь татарских набегов и не менее досаждавших крестьянам междоусобных войн русских князей. Естественно что отток "чёрного люда" в слободы Ахмата наносил существенный урон хозяйствам Олега и Святослава. К тому же Ахмат не только следил за тем, что бы князья добросовестно собирали и отправляли дань в Орду, но и сам был не прочь поживиться за счёт выше упомянутых князей, делая набеги на их уделы. Олег, желая покончить со всем этим, едет в Орду к хану Телебуге (Тула-Бука) с жалобой на Ахмата. Узнав об этом, Ахмат, в свою очередь, отправляется искать защиты у не менее влиятельного, в то время, монгольского феодала Ногая, оставив вместо себя двоих своих братьев, которые решают, в отсутствие Олега Рыльского, совершить грабительский набег на его вотчину. Но, Святослав липецкий, очевидно каким-то образом узнав о готовящемся набеге, неожиданно напал на отряд грабителей, когда те вошли в пределы земли родственника. В результате, понеся ощутимые потери, татары вынуждены были покинуть пределы русского княжества. Интересно то, что среди погибших воинов Ахмата было "25 человек Руси да 2 татарина".

Так вот, когда во второй половине XIV века, а особенно после походов на Орду Тамерлана, власть ордынских ханов ослабла, то без сильной и властной, ханской руки хозяина, казаками себя почувствовали и баскаки со своими практически русскими дружинами. Они-то и уходили в «Поле» где первое время вместе с другими казаками отколовшимися от Орды занимались разбоем и набегами.

У русского народа существовала легенда о казаке-разбойнике Кудеяре. Где только не услышать было рассказы-предания о спрятанных им многочисленных, кладах. Ещё и сегодня от Днепра и до Волги можно встретить Кудеяровы "городки", овраги, курганы, камни, леса, урочища... Одно из таких народных преданий гласит, что был Кудеяр ханским баскаком. Возвращаясь однажды с большим богатством (данью) в Орду, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем.

И коль уж рассказы о разбойнике Кудеяре широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России, то можно предположить, что подобные случаи с баскаками были отнюдь не редкость. А Кудеяр это собирательный образ отражающий реальность баскачества конца XIV начала XV веков

После того как на помощь историкам пришли генетики, удалось выяснить, что в образовании всех украинских и южнороссийских казаков, - донское, кубанское, запорожское казачество характеризуется тем, что предки их по мужской линии были ни какие не касоги, хазары или половцы, а выходцы из России, в основном из южнорусских областей: Курская, Воронежская, Белгородская, а так же из Малороссии. (Сообщил руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский.)

[justify]О том что баскаки со своими отрядами становятся казаками на рубеже XIV – XV вв. можно понять из летописей. Так первое упоминание о казаках в русских летописях мы найдём под 1444 годом. Из которого кстати видно что воины баскака, как и татары часто нанимались на службу к русским князьям и рядом со «служилами татарами» можно видеть «служилых казаков» и «городовых казаков». Так в 1444 г. в избиении, шедших после набега на Рязанскую землю и застигнутых в степи лютыми морозами татар золотоордынского царевича Мустафы, вместе с княжеским войском принимали участие: ополчение, мордва и рязанские казаки. А то, что казаки уже тогда были профессиональными воинами, а не каким-то сбродом беглых крестьян, сомневаться не приходится. Ведь в отличие от ополченцев, которые, как уже отмечалось, принимали участие в этой битве и были вооружены рогатинами и ослопами (окованная или даже обычная дубина), вооружение казаков, что следует из летописи, это - сабля и сулица (род копья, зачастую метательное оружие). Так что уже при первом упоминании о казаках можно говорить, что вооружены, по тем временам, они были очень даже не плохо. Но а из того, что летописец говорит конкретно о рязанских казаках можно предположить что в это время существовали уже казаки на службе и в других княжествах. Хотя ещё лет 70 — 80 до этого события русских казаков скорее всего не было. Об этом говорит тот факт, что, когда в конце 50-х годов XIV столетия, Казимир IV, Папа Климент VI и император Карл IV, предложили великому князю Литовскому Ольгерду принять католическую веру. Тот согласился но, выдвинул встречное

Реклама
Обсуждение
     14:22 06.09.2024 (1)
были поставлены монгольские чиновники баскаки

История про монголов меня умиляет!
Теперь это не татаро-монгольские,  а монгольские. А куда татары делись?
Может теперь надо писать не "монгольские чиновники", а "монгольские менеджеры"
     14:22 09.09.2024
Только для Вас. По большому секрету. Татары взяли отпуск и уехали отдыхать в Крым. Они там и по сей день отдыхают.
     12:24 05.09.2024 (1)
Геннадий, прочитайтн мою статью! Может что-то прояснит:
https://fabulae.ru/note.php?id=64178
     11:37 06.09.2024 (1)
Александр я не стану комментировать чтоб Вас не обидеть. Но за-то дам вам наколочку где искать историю хазар и казахов Можно конечно читать специалистов историков таких например как Гумилёв или Новосельцев но лучше искать самому Это долго но верно. Ищите здесь https://vostlit.info/
     11:41 06.09.2024 (1)
Извините, Геннадий! Но теперь мне уже не хочется с вами разговаривать. Подло вы поступаете!
     14:13 06.09.2024 (1)
Почему подло. Сказать правду разве подлость. Ладно казаки но история хазар или казахов она ведь сегодня почти вся известна. Зачем выдумывать?
     14:22 06.09.2024
Вы разве, что-то сказали по моей статье? Вы просто заминусовал. Я ведь так подло не поступал.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама