Скандинавы и Русь.
История древней Руси, - как много в ней загадок, как много противоречий и домыслов. Почему же так произошло? Возможно потому что первые русские летописи, описывающие дела давно минувших дней, относящиеся, скажем к IX – X столетиям, писались лишь в XII веке, спустя более чем 2 сотни лет от описываемых событий? Наверняка многое успело забыться, дойти в искажённом виде, обрасти эрративами...
Но только ведь народ рос (рус) не появился вдруг, словно снег среди лета. И жил он не где-то в пустыне или на необитаемом острове, а среди множества соседних народов, которые знали и сохранили память о первых русичах, зафиксировав её в своих письменных трудах на много раньше русских летописей. И эти работы древних авторов казалось бы должны помочь нам, не только узнать о более ранней истории Руси, но и очистить её от ошибок, домыслов и легенд, которых в наших летописях столько, что хоть соли. Но сделать это всё же не так уж и просто.
Ранее, в статье «Куда пропал Рюрик» я, как мне кажется, довольно убедительно показал, что никакого варяга Рюрика и его братьев в нашей истории не существовало. И сегодня далеко не я один так считаю. Но вопреки фактам и логике этот миф продолжает благополучно жить.
Историки конечно делают какие-то открытия, пишут научные труды, и хоть медленно но всё же начинают постепенно приходить к истинной истории Древней Руси. Но только и по сей день некоторые из них, видимо опасаясь критики от уже признанных авторитетов прошлых лет, стесняются, или возможно даже боятся, выйти за рамки установленные ещё в XVIII – XIX веках Байером, Миллером, Шлёцером и прочими пришлыми «знатоками» русской истории. И хотя верить нашим летописям можно с осторожностью и то, пожалуй лишь начиная с времён правления князя Владимира Святославича или даже Ярослава Мудрого, но всё же уже в «Повести временных лет» ясно сказано, что когда чудь, словене, кривичи и весь: пошли за море к варягам, князя себе искать, то: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы». То есть русь это не шведы, не норманы и не прочие голландцы с англичанами, открытым текстом сообщает нам летописец. Но и всё равно многие верят в то, что первыми русичами были скандинавские викинги (норманы) и, что именно скандинавы стали основателями государственности на Руси.
Следуя этому постулату и многие археологи везде старательно ищут скандинавский след тщательно изучая и просеивая тонны русской земли. Но пока что из раскопок, к примеру Гнёздова, через который проходил древний путь «из варяг в греки», можно отметить, что самые ранние из погребений о которых можно говорить, что они скорее всего принадлежат скандинавам следует относить лишь несколько погребений датируемые не ранее как срединой X столетия. И их сравнительно не так уж много. К примеру, когда в V в. бритты подобно славянам новгородцам призвали англосаксов помочь им отбиваться от пиктов, то за время этой «помощи» с V по VI вв., когда англосаксы с подачи самих же кельтов Британии заселяли и завоевывали Англию, археологами обнаружено более 1500 могильников с 50000 захоронений англосаксов. Ими же обнаружены, относящиеся к этому же времени, и множество разорённых и преданных огню поселений кельтов. Вот тут действительно видны следы «образования государственности» пришлыми «варягами».
В землях Руси IX - X вв. (в то время это по сути узкая полоска земли от Новгорода до Киева вдоль берегов Днепра) вы не найдёте ни значительных следов пожаров и разорений, ни крупных дружинных захоронений варягов. А ведь из летописи следует, что Олег очень долго и упорно воевал и не только со славянами Поднепровья. А Русь, как известно, ещё до прихода варягов Олега уже сложилась, как некое государственное объединение. И Ал Истархи ещё в первой половине X века писал: «Рус, Хазар, Сарир – имя для государства, не города и не людей». Возможно, становление раннего русского княжества произошло действительно не без помощи скандинавских пришельцев, но уж точно без их организаторских способностей в этой части.
Косвенным подтверждением тому что скандинавские викинги в первой половине X столетия были хорошо известны только в Западной и Северной Европе, но не на юге, служит трактат Константина Багрянородного, где он подробно описывает «росию», славян и другие народы и страны мира, но совсем ничего не знает о норманах Скандинавии и её обитателях. Ведь если Русь это скандинавы, то за годы знакомства с Византией они что-нибудь там о себе и своей родине наверняка сообщили бы. И Константин обязательно описал бы Скандинавию, кто в ней проживает - как и на кого они нападают. Как примерно он это писал о печенегах. Да и сами росы (русы) почему-то не спешили сообщать грекам о создавшем их княжество северном соседе. А ведь в погребениях Бирки, которая как и Гнёздово почти до конца X века была главным торговым и культурным центром на Скандинавском полуострове найденные археологами восточноевропейские дружинные наборные пояса, сумки-ташки, восточного покроя шаровары, (Ибн Фадлан видел такие у русов) меховые русские шапки, свидетельствуют о довольно плотном общении Руси со скандинавами на самом полуострове. Но почему-то сегодня этот факт ни кого не побуждает доказывать, что славяне или русы стояли у основания государства, скажем, в той же Швеции. А вот найденный археологом на территории Руси артефакт из Скандинавии это уже — доказательство того что скандинавы создали русское государство.
Взять к примеру мечи... Мечи найденные в погребальных курганах Гнёздово, которые идентифицируются как скандинавские, - называть их таковыми можно с большой натяжкой. Археологические исследования свидетельствуют, что даже среди мечей, обнаруженных на территории Скандинавии и Ютландии преобладало импортное оружие, разными путями попавшее на север. Основная масса «скандинавских» (по сути каролингских) мечей создавались в рейнских мастерских, активно импортировалась и потом воспроизводились в Скандинавии, на Руси и во многих других регионах Европы.
Фибулы... По подсчётам шведского археолога Ингмара Янссона в музеях Европы ещё в 1986 году хранилось 3600 только лишь одних овальных фибул обнаруженных в Скандинавских странах. В Гнёздово к нынешнему времени обнаружено всего 155 скандинавских фибул, разного вида. И чем южнее по Днепру тем подобных находок меньше
При этом «скандинавские» мечи, фибулы и прочие артефакты скандинавов находят, например, и на территории бывшей Великой Моравии, но опять же, ни кому и в голову не приходит, что основу государственности этого средневекового славянского княжества тоже заложили скандинавы.
Ни кто даже не думает и о том, что славяне могут являться основателями государственности в самой Скандинавии. Хотя археологи находят множество доказательств тому, что славяне с давних времён жили как на скандинавских островах, так и на самом полуострове. Даже в далёкой Исландии археологи из Института Археологии и Этнологии Польской Академии Наук под руководством профессора Пшемыслава Урбанчика недавно нашли очередное славянское жилище.
«С самого начала в наших исследованиях в Исландии был обнаружен славянский след. Мы открыли уже третье в этом регионе славянское жилище – квадратную полуземлянку. Такие жилища в 9-10 веке были характерны для территорий по рекам Эльбе, Одеру и Висле, а также для Руси. Они не имеют никаких аналогий со скандинавскими постройками. Точно такие же славянские жилища, отличные от скандинавских, я обнаружил ранее в Норвегии», - сообщает профессор Урбанчик.
Но и это ещё не всё. До того как стать славянами (славенами) и Русью венеды (о том что Русь вышла из народа венедов я подробно писал ещё в 90-ых в книге «Дела давно минувших дней») уже имели свои поселения в Скандинавии и даже, скорее всего какое-то время являлись гегемонами тех мест. Во всяком случае Саксон Грамматик сообщает, что до захвата Швеции знаменитым викингом Рогнаром Кожаные Штаны, она принадлежала «гелеспонтикам», и вожди шведов зависели от «рутенских и скифских королей». Отчасти это подтверждают и множественные топонимы с корнем «вен», указывающие на присутствие венедов в Скандинавии. Так на севере Ютландии, в Дании имеется район называемый Вендиссель, на юге Швеции находится озеро Венерен. Эпоха Вендель, которая длилась в Центральной и Южной Скандинавии с конца VI до VIII века и названа так в честь своеобразных, не характерных для прочих археологических находок Скандинавии того времени, впервые обнаруженных у селения Вендель, находящегося на берегу реки с аналогичным названием, тоже указывает на присутствие в этих местах пришельцев из Европы, скорее всего, отличных мореходов (о чём писал ещё Гай Юлий Цезарь) венедов.
Ссылаясь на выше приведённые факты, широко известное сообщение из Бертинских аналов о том, что, когда в 839 году с послами из Византии к франкскому императору Людовику I прибыли некие люди «утверждавшие, что они, то есть народ их, называются рос и что король их, именуемый хаканом (каганом)», на самом деле оказались шведами, так как «тщательно расследовав [цель] их прибытия, император (Людовик.) узнал, что они из народа свеев (Sueones)», серьёзной аргументацией первого задокументированного сообщения о русах, и о том, что русь это именно шведы, скорее всего не стоит. И даже не только из-за выше указанных причин.
[justify]Ведь послами от властвующих особ (королей, царей, хаканов...) довольно часто в средние века выступали иностранцы. Так в 1489 году Иван III посылал к германскому императору послом грека Юрия Траханиота который ранее был придворным

Прочитайте, если найдется лишних 5-10 минут.