Произведение «Возможно ли освоение космоса путем пилотируемых перелетов?» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 42 +2
Дата:
Предисловие:

В связи с подготовкой сразу в нескольких странах пилотируемых полетов на Марс, на что уже истрачены миллиарды долларов, имеет смысл задаться вопросом: возможно ли освоение космоса, а также пилотируемые космические перелеты в настоящее время к планетам нашей звездной системы и, предположительно, обитаемым планетам иных систем?

 

Ключевые слова: человек, космос, планеты, звезды, перелеты, цивилизация, риски.

Возможно ли освоение космоса путем пилотируемых перелетов?


Любое пространственное перемещение представляет собой поиск пропитания и иных ресурсов для существования, а также может быть и стремлением к новым впечатлениям, знаниям, и основой для достижения этих целей являются новые контакты, а вслед за этим - отношения.

Поэтому при пространственных перемещениях человек ищет возможности для лучшей жизни и себе подобных прежде всего, а все омертвленное для него, в сущности, значения не имеет.

Первоначальная идея о тотальном освоении космоса, которую пытаются реализовать в настоящее время, исходит из теории русского мыслителя Н. Ф. Фёдорова, основой которой является всеобщее воскрешение мертвецов ради гармонизации сущего.

Фёдоров так подчеркивает главное в своем преставлении гармонизации сущего: «Задача человеческого рода состоит в обращении всего бессознательного, само собою делающегося рождающегося в сознательное, светлое, действительное, всеобщее, личное воскрешение» [1, часть 2, п. 13].

Это благостное утверждение Фёдорова наивно полагающего, что всё сущее можно поставить под контроль человеческого разума, по-видимому, и привело его к столь заманчивому выбору всеобщего воскрешения, которое, как ему виделось, решает все проблемы бытия и обеспечивает всеобщее счастье и бессмертие, поскольку живое умерщвляют «война, полемика, конкуренция и вообще борьба» [2. Вопрос 8].

На самом деле, во-первых, человеческий разум имеет естественные ограничения по восприятию информации даже в совокупности всех бессмертных людей и поэтому не способен охватить всё и вся, тем более если это всё бесконечно и во многом не зависит от людей, поскольку не они всё это материальное полностью формируют; во-вторых, адаптивность, присущая всем живым существам, необходимо служит им для согласования своих действий с многими независимыми от них предметами и явлениями, которые невозможно сделать полностью зависимыми даже от сознательных людей, хотя бы и бессмертных, вследствие чего «обратить всё бессознательное… в сознательное» так же невозможно, в-третьих, человека, который по происхождению - примат, невозможно отделить полностью от природы, не уничтожив полностью его биологическую сущность, то есть  его самого, в-четвертых, отказ от борьбы, конкуренции есть отказ от развития не только человека, но его сознания, а не приход счастливой, спокойной и творческой жизни, но деградация и распад.

Фёдоров, полагая бытие единственной реальностью, равноценной мирозданию, а потустороннее – идеальным, считает возможным приблизиться к этому идеальному за счет усилий всех разумных существ (людей) и научных достижений воскрешением этих разумных и введением их в состояние бессмертия, что, по видимости, вполне резонно, поскольку тем самым достигается полная гармония в бесконечном творческом существовании.

Однако, сам же Фёдоров отмечает, что мы находимся в настоящем, но он же представляет, что его можно обратить в вечность, в которой содержится всё, что есть, было и может быть, не понимая, что при этом преобразовании произойдет потеря времени, как такового, с получением ничто (небытия), в котором невозможны никакие события и всё в этом небытии находится не более чем в потенции, которая раскрывается как раз в текущем времени настоящего. То есть Фёдоров стремится, как оказывается, от времени в безвременье из-за всех несчастий, бед и горестей, которые испытывает человечество в настоящем, тогда как именно в этих испытаниях и смертях происходит не только развитие человечества, а происходит самое главное в мироздании – развитие самосознания человека, которое создает максимум возможных изменений в совокупном (едином) сознании благодаря как раз всем неисчислимым коллизиям в сознании человека и совокупного человечества, всё время обновляющегося вследствие смертности составляющих его членов.

Таким образом, бессмертие для человека не только невозможно, но и бессмысленно, поскольку мыслящим и деятельным в понимаемой им собственной индивидуальности и личности его делает сознание, а тело человека – лишь орудие сознания. Потеря тела для индивидуального сознания означает отнюдь не катастрофу, но - переход того же сознания к новой жизни в ином теле, затем – к следующей жизни и так далее. То есть человеческое сознание в своей особости тем самым обретает не только бессмертие, но и бесчисленные новые жизни [3, разделы 2.1; 2.2].

Итак, в своей основе, идея Фёдорова о всеобщем воскрешении сводится к возвращению прошедшего времени к настоящему времени, и объединению человечества переводом этого настоящего времени в вечность: «В детском чувстве всеобщего братства скрывалось, заключалось то, что каждый человек есть сын, внук, правнук, праправнук… потомок отца, дедов, прадедов, предков, общего, наконец, праотца, следовательно в этом чувстве заключалось не только теснейшее соединение настоящего, живущего (сынов), но такое же или даже еще и большее соединение как настоящего с прошедшим (отцами), в противоположность учениям древних и новых философов, ошибка которых и состоит именно в разрыве настоящего с прошедшим [1, часть 2].

Судя по высказываниям Фёдорова, он, в сущности, соединяя прошлое с настоящим, уничтожает будущее время, которое как бы предшествует прошлому и без него проявиться в настоящем не способно, ради, как ему кажется, обеспечения бессмертия и счастья каждого человека в вечности. То есть он забывает о том, что жизни в вечности, содержащей всё, что было, есть и будет, попросту быть не может, поскольку в этой отдельной вечности, в частности, не происходит обновления, характерного для настоящего времени, которое формируется человеком, как, впрочем, и любым другим живым существом, посредством его органов чувств и сознания автоматически, тогда как прошлое содержится в его памяти, проявляясь, опять же, в настоящем, а будущее человек способен представить только в своем воображении снова в настоящем.

В сущности, Фёдоров сделал очередную попытку осчастливить людей подобно Платону, Марксу, анархисту Кропоткину и прочим радетелям справедливости, но, в отличие от них, - во вселенском масштабе, да еще и сделав их бессмертными.

Он решил оживить всех умерших и сделать их, а также всех живущих бессмертными, которые выйдут в безграничный, но бездушный космос и оживят его собой, сделав регулируемым, то есть станут управлять им.

Конечно, в подобном мечтании заложены и позитив, и негатив, потому что, с одной стороны, Фёдоров искренне желает всем выбраться из паутины жалких страстей, ненависти и злобы, соединив собственные плодотворные идеи с делом преодоления слепой силы природы.

«Несмотря на все трудности, всеобщее воскрешение есть только возвращение к нормальному состоянию, когда человечество в полном обладании природой, как своею силою, может осуществлять не по нужде, а по избытку душевной мощи бесконечную мысль в неограниченных средствах материи, имея образец в доступном созерцанию человеческого рода Божестве» [1, часть 2, п. 24].

«…сам человек делается орудием спасения; паралогизм бессмертия теоретического разума разрешается действительным всеобщим воскрешением, как делом практического разума. При этом психология из общей обращается в коллективную, делается психократиею, т. е. объединяет род человеческий и внутренне, и внешне в труде познания и управления бездушной силой космоса, и таким образом психология не отделяется от космологии, а воскрешенные поколения становятся разумом и душою всех миров Вселенной» [2. Вопрос XII].

С другой стороны, его гигантский замах со всей очевидностью не способен иметь никакого практического результата не только в силу невозможности молекулярной сборки, обеспечивающей бессмертия человека, но и вследствие неискоренимой животной природы человека, которая создает в противоборстве с его самосознанием тот конкурентный тренд развития, который обеспечивает ускоренное развитие самосознания человека, в отличие от животных, предоставляя человеку в его сообществах возможность вырабатывать как культурные ценности, так и достигать всё больших успехов в развитии технологий и приобретении всё большего жизненного комфорта.

Правда, всё это дается в непрерывных конфликтах, соперничестве, борьбе и противоречиях, но без них, то есть в безоблачной и спокойной жизни ничего не происходит, на что не обратил внимание Н. Ф. Фёдоров, но обратил внимание задолго до него И. Кант, указав в своей работе «Учение об обществе». Раздел «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»», что идиллическое существование без борьбы означает полный застой и остановку в развитии общества: «Средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, - это антагонизм их в обществе, поскольку он в конце концов становится причиной их законосообразного порядка… Без этих самих по себе непривлекательный свойств необщительности, порождающих сопротивление, на которое каждый неизбежно должен натолкнуться в своих корыстолюбивых притязаниях, все таланты в условиях жизни аркадских пастухов, то есть в условиях полного единодушия, умеренности и взаимной любви навсегда остались бы  скрытыми в зародыше; люди, столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали свое существование более достойным, чем существование домашних животных…» [4, с. 5].

[justify]Фёдоров же не приемлет столь противоречивое развитие человечества в условиях цивилизации, считая, что для человечества будет предпочтительнее не таковой унизительный для человека прогресс, а дело воскрешения, которое, в конечном итоге, приведет всех живущих и воскрешенных к всеобщему благополучию, счастью и творческому развитию в освоенном ими космосе: «Хотя застой есть смерть и регресс не рай, но прогресс есть истинный ад, и истинно божественное,

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама