Произведение «Детям необходимо чтение художественной литературы?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 55 +1
Дата:

Детям необходимо чтение художественной литературы?

 Мы, люди старшего поколения, выросли на чтении книг. Те, кто постарше, помнят до телевизионную эпоху. Радио и книги, вот всего два  способа получения информации.
Библиотеки были переполнены. Получить  для чтения дома в библиотеке "Три мушкетера" было так же нереально, как мечтать о космосе.
Выручали читальные залы.

Нужно отметить, что большевики понимали опасность свободного получения информации, и потому писатели, поэты и прочие авторы проходили отбор идеологического отдела КПСС. Мы читали то, что было полезно для нас,  с точки зрения опекающей нас партии.

У растущего организма огромная потребность в информации, поэтому многие из нас, нынешних собеседников, читали запоем. Навык.

Что читали? Все, что имелось дома и то, что выдавали в библиотеке. Мне повезло, у родителей была приличная библиотека и выписывались толстые журналы, роскошь того времени: "Новый мир", "Роман-Газета, "Иностранная литература"... не перечисляю все.
Всё это проглатывалось, а потом перечитывалось второй раз уже более осмысленно.


Кстати, хочу напомнить,  когда в жизни советских граждан телевизор стал массовым предметом, а это с  конца 60-х -начала 70-х, хотя в западном мире в  1939 году в США  начались массовое производство телевизионных приемников с девятидюймовым экраном, а  1948 году в Соединенных Штатах уже был 1 млн. телевизоров и 60 работающих телестанций.

  С началом эры телевидения умники забили тревогу, что дети просиживают перед телевизором, мало читают, а потому им будет нанесен непоправимый вред.

Следуя законам казармы,  знаменитые педагоги рекомендовали ограничивать детям время просмотра телевизионных программ и контролировать, что они смотрят. Хотя мне не приходит в голову, что опасного было в советском телевизоре? Уму не постижимо!

Итак, первую волну причитаний, что дети стали читать меньше  мы зафиксировали в телевизионную эпоху.
Могу сказать из личного опыта: у моих одноклассников  личные библиотеки были, дай бог, у 10%.  В библиотеку были записаны все, потому, что были обязательные книги для внеклассного чтения, но  кто бы их читал из большей  половины класса?
"Тройки" по русскому языку и литературе - норма в аттестате зрелости половины класса.

То есть фиксируем: минимум половине учеников чтение не интересно, как  таковое.
Зато эти ребята сидели вечерами на лавочках во дворе, всегда находился среди них один-два героя, которые знали три аккорда на гитаре, и в вечерней тишине неслись унылые завывания  ныне называемого "шансона", а проще репертуар дворовых и тюремных песен. 

Другая часть, более продвинутая в наше время, это уже были читающие ребята,  была помешана на роке, джазе.  Они знали наизусть все группы, ансамбли, за любые деньги доставали записи западных музыкантов, у них была своя насыщенная жизнь, мне не понятная.
  Среди этих ребят я  слыла чудаковатым ботаником. Меня пытались втянуть в  их интересы, но мне  было неинтересно  и я  исчезала.
Книги - это мое божество, это моя страсть, это постоянное занятие,  кроме учебы и сна. И классическая музыка, я не виновата, так сложилась моя жизнь.

  Когда росли наши дети, учились уже в спецшколах, я видела, что среди этих продвинутых детей, читают литературу  многие. А один, очень талантливый мальчик, друг сына, заявил мне, что тупо терять время на татьян лариных и прочих муму, если есть возможность заниматься, параллельно с математикой, иностранными языками и  каким-то заумными для меня проблемами кибернетики и физики.

Ах, как горячо я убеждала умного мальчика, что литература формирует мировоззрение, нравственность, воспитывает гармонично развитую личность. Последнее я  позаимствовала из советской риторики.

Не читающий литературу мальчик уехал  в США, закончил университет и сделал карьеру, подробностей не знаю, но доносились вести о его  прекрасном профессиональном и материальном  благополучии.

Стало подрастать поколение внуков, а это уже компьютерная эпоха.
  С  двух лет наши научились находить свои игры,  оттаскивали их от компьютера за шиворот, а они  вопили от обиды.

Ушли безвозвратно вечерние семейные чтения. Актер прочтет лучше вас да еще и картинку поставят, и музыку добавят, куда как интересней!
Дети проводят огромное время за компьютером.  Наказание теперь одно: отлучение от гаджетов. Страшней не придумать.

  Таким образом отмечаем: добавился еще один мощный канал информации, компьютер.

В чем проигрывает чтение? В скорости. Если ребенок не умеет быстро читать, то ему не интересно тратить много времени на чтение описаний пейзажей Тургенева.

Два клика на компьютере и ты увидишь любой пейзаж на Земле.

Наслушавшись эпатажного и запрещенного ныне в России умника, отрицающего художественную литературу, как обязательную часть знаний современного человека, я задумалась.

А в самом деле, чего это мы обожествили классическую литературу?
 
Вот что такое "Евгений Онегин"? Бытовой роман в стихах.
   
 Мы видим несколько тем. Одна из них тема любви  Онегина и Татьяны и Ольги и  Ленского.  Интересна ли эта тема современным детям, да нет конечно! Это анахронизм полнейший.

Бытовая тема: жизнь барского дома, дворянского общества 19 века. Ну, и для кого это знание является насущным в наше время?
 
 Стихи Пушкина?  Современность ценит информативность, а не эмоции, размазанные в неспешных словах.
  Это плохо? Для кого? Нет времени у нынешних детей смаковать строки лирики 19-20 веков.

Вы скажете: но дети же теряют представление о своем прошлом, о своих корнях!
 
Возражаю: а мы, читающее поколение, что знаем о своих корнях за пределами 18 века? Мы и 18-й век, практически, не знаем. И  ничего! Не чувствуем себя обделенными. Прожили свой век, некоторые сделали много полезного в своей деятельности.

 Это я еще не вспоминаю ужас российской интеллигенции, когда большевики реформировали классическое образование и убрали изучение латыни, древнегреческого и других языков, оставив куцое изучение одного иностранного языка.

 Кто-то из вас, господа, чувствует ущербность от незнания латыни?

Так и наши внуки, в своей  массе, отбросят подробности 19 века. Что-то будут знать о 20-м, он им ближе, их родители из этого века.

Что теряет человек, не читавший Достоевского, Толстого, Чехова, авторов Серебряного века?

Страшно произнести: ничего не теряет. Потому, что и  в наше время, параллельно с нами,  росла и существовала масса не читающих людей. Им хватает телевизора. Современные дети находят массу информации в интернете.

Качество информации волнует вас? Зависит от семьи.  Какие  ценности исповедует семья, то, скорее всего, вложится в детей.
Хотя не стопроцентный факт. Иначе бы шел неизменный повтор ценностей.

Появились прекрасные мысли, что для ознакомления с шедеврами мировой литературы достаточно сделать краткие обзоры. Это уже существует в западном мире.

А еще лучше приспособить комиксы по основным произведениям. Кого заинтересует оригинал произведения - тот найдет и прочтет. Такие люди будут всегда и обязательно. Но их  малое количество.

Встает  вопрос образования: а что мы хотим передать  детям?
 
Образование должно быть всеобщим и доступным,  это гуманитарная норма нашего времени.

Но всем ли нужна одинаковая  программа, как это было в СССР, хвастающимся своим лучшим образованием?
Не было лучшего в мире образования в СССР, ибо образование - важнейшая  ступень к экономическим успехам страны.  Про СССР молчим, о покойниках плохо  не говорим.

Значит, исходя из узкой темы чтения классической литературы, мы переходим к обобщенной теме НЕРАВЕНСТВА людей.

Оставляем все виды неравенства, уважительно пишем о неравенстве интересов самих людей.

Ну, не хочет  современный ребенок в  подавляющем большинстве  читать книги классической литературы, даже  в электронном виде! Значит и не следует заставлять и печалиться, предрекая, что вырастут невежи.

Ничего подобного! Современные дети в разы информированнее нас! Они получают знания с самого детства хотя и не структурированные, но разнообразные. И в состоянии выбрать то, что им интересно.

А уж упорядочит их интеллект университет, если они  продолжат образование после школы.

И школа должна учитывать разнообразие потребностей учеников. Не нужно впихивать насильно основы высшей математики тому, кто станет поваром,  дизайнером, продавцом или водителем.

  Должен быть выбор программ и ученик должен ИМЕТЬ право выбирать для изучения того, что ему интересно и возможно.

 Университеты должны предъявлять требования к поступающим, а школа должна дать то, что ученик  хочет получить. Если он понял, что ему не хватает знаний, значит должна быть система, где выпускник школы может  догнать упущенное.
 

Изменился темп жизни,  изменилось количество информации, которой должен владеть современный человек. А потому должны быть изменения в образовании прежде всего.

Я могу сказать, что во всех затруднениях с гаджетами я, многоумная и начитанная под завязку классической литературой, иду к внукам, и они мгновенно решают то, что для мне непостижимо.

 Сиди  и думай, что в жизни важней? Страдания литературных героев или реальные знания современности, без которых уже не прожить.
 
Вот куда меня увело от  страданий нашего поколения, что дети не хотят читать книги.
 
А что ценно и  важно для вас?

  Было бы неплохо ставить тот же заголовок, что и у меня, и давать мне ссылку на ваши произведения. А я скоординирую  вниман
Реклама
Обсуждение
     00:09 16.09.2024 (1)
Галина, зацепила меня Ваша статья. Со многим согласен, но не меньше в ней спорных тем затронуто.
Школу я закончил в шестидесятых, поэтому знаю то, о чём Вы писали. Были списки книг для чтения на каникулах, которые я "регулярно не читал". Зато читал то, что мне нравилось: приключения, фантастику, исторические книги, журналы Знания - сила, Наука и жизнь, Изобретатель и рационализатор...
Причём в таких количествах, что было в ущерб учёбе. Но, Достоевского и Толстого так и не осилил. Конечно, здесь, на литсайте за это могут бросить в меня камень или символически плюнуть, но, увы... Раза три Войну и мир начинал читать, но эти сноски на переводы с французского...
Уверен, что произведения эти замечательные, просто я до такого не дорос, но ущербным себя не ощущаю. Просто читаю другое, и отнюдь не развлекательное.
А современная молодёжь (в основном) читать разучилась. Да, информации у них - хоть завались, но информация - это не знание! Закон Архимеда не учат, не зубрят, а открывают. ЕГЭ убило у большинства детей интерес к познанию, компьютеры, гаджеты, и современные мультики сформировали у них клиповое мышление, заниженные требования к орфографии и пунктуации обернулись банальной безграмотностью (для большинства).
А тут ещё Вы  свои 5 копеек добавили в "образовательный" процесс: 
Появились прекрасные мысли, что для ознакомления с шедеврами мировой литературы достаточно сделать краткие обзоры.
  А еще лучше приспособить комиксы по основным произведениям.

Я думаю, что с шедеврами мировой литературы нужно знакомиться тем, кто созрел для этого, без обзоров и комиксов.
Да, ускорился темп жизни, и если раньше информацию выискивали, то сейчас она просто заваливает, стоит только спросить что угодно. Вот только количество информации не всегда переходит в качество - знание, потому что некогда эту информацию обрабатывать...
     09:27 16.09.2024 (1)
  Смеюсь и жму руку, у меня точно такое же отношение к Л.Толстому и Достоевскому! Не выношу! ) Вы правы и в том, что современная молодежь не читает так, как мы. и НИКОГДА уже не будет читать  так, как мы! )
 У нас больше ничего в жизни не было, кроме чтения! РадиВо с собой не утащишь!  Телевидение появилось массово в период уже молодости, а не детства. И что там было в программах? Слёзы!  А информация нужна человечку уже с года! Хотя правильней с рождения.

 ЕГЭ - это российская пугалка, на которую удобно свалить страшные прорехи образования. Нужно увеличить бюджет образования раза в два, а не  гонять фашистов по степям Украины, хай они там себя сами перестреляют!  

ЕГЭ существует во всех странах. Это всего-навсего форма последнего экзамена в школе. КАК может такой экзамен испортить всё образование - вопрос к тем, кто так хитро направил народный гнев на этот малозначимый факт.

 ЕГЭ обломал амбиции и воровские лапы многих учителей,  которые зарабатывали на выпускных экзаменах, вот они и раздули пену ненависти к нему. 

В Израиле ЕГЭ  - и прекрасно! Слова никто против даже не думает, не то чтобы говорить.

 Чтение - это один из способов получения информации. Судя по тому, что сейчас изучают в университетах -  молодежь в разы умнее нас! Я вижу это воочию. Не понимаю половины того, что изучала сама по этой же дисциплине триста лет тому назад. )
     00:09 17.09.2024 (1)
А информация нужна человечку уже с года! Хотя правильней с рождения.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Верно, только в зависимости от возраста меняется само понятие информации. С рождения до полутора лет это то, что он впитывает своими рецепторами: вкус, запах, слух, тактильные ощущения... С полутора до трёх лет он систематизирует впитанное и учится связывать это с внешним миром; В три годика у него появляется ощущение своего Я, и до шести лет он учится его отстаивать и защищать. Потом начинается формирование личности, и в 12 происходит генеральное сражение за своё "Я". И всё это происходит благодаря информации, которую он усваивает, но словами её не описать. Конечно, временнЫе отрезки могут быть не такие чёткие, а некоторые даже "непроработанные", что грозит нормальному развитию ребёнка (как и человека). 


У меня трое сыновей, и наблюдая за их развитием, я убедился в примерной градации "переходных возрастов". 


Впрочем, я и сам себя помню в эти "кризисные переходы". Первый раз я умер дома, годика в полтора, приехавший врач зафиксировал смерть, и даже справку о смерти написал для оформления. Но местная знахарка, соседка, уговорила родителей не хоронить меня три дня, и на третий день я ожил. Вероятно, это был летаргический сон.


Второй раз я умер от потери крови в больнице, мне исполнилось в этот день три года. Из операционной меня вывезли в коридор, где через два часа медсестра(?), моющая пол в коридоре услышала  из под простыни плач ребёнка. Но это мама узнала не от врачей, а от нянечек(?).


Третья смерть была в шесть лет, от брюшного тифа. Старшую сестру, заболевшую вместе со мной, выписали, а меня еще две недели держали в больнице, ничего не объясняя родителям. Дяди и тёти в белых халатах показывали мне непонятные картинки, играли со мной в кубики, просили почитать стихи Агнии Барто и журнал Крокодил (я уже умел читать). На мои слёзные просьбы отпустить меня домой придумывали дурные отговорки, что у меня брови слишком чёрные, или губы красные , лечить надо. Я то парень сообразительный, губы зелёнкой мазал, а мокрые брови зубным порошком посыпал, они смеялись, а я плакал... А до родителей позже слухи дошли, что в больнице ребёнок от тифа умер, а потом воскрес. Тут то они и поняли, почему "дяди и тёти" со мной в игрушки играли.


В 12, 24, и 48 лет (- + полгода ) тоже были ступени "перехода", но уже без экстрима, хотя осознание себя ощутимо изменялось.


Впрочем, я увлекся, как говорят, "нашёл свободные уши", хотя вернее будет - глаза.


Насчёт ЕГЭ могу сказать то, что у нас именно он спровоцировал многих учителей на репетиторство, а чтобы на них был спрос, качество обучения в школе резко снизилось. По сути, ЕГЭ - это игра в угадайку. Может в Израиле и не так, а здесь я своими глазами вижу, что происходит, у меня внуки и внучки его сдавали. Да ещё и учебники соровские, дебильные запутывают. Хорошо, что мои учебники по математике шестидесятых годов сохранились! Там всё ясно и понятно, внучкам понравилось.
Я читал, что в Израиле и сейчас ими пользуются.
     08:25 17.09.2024 (1)
 Не совсем поняла зачем Вас держали в больнице в три года, но это неважно.
 Репетиторство было и раньше, но оно было редким явлением, поскольку не было спроса. Родители не могли платить за час занятий 3-5 рублей у очень хороших педагогов. У нас была обеспеченная семья и у сына в  спец.школе был репетитор по математике такой, что сын потом в израильском университете полтора года математику не учил, он ее уже со своим репетитором в 10-м классе прошел!  И английский язык мы давали своим детям с репетиторами настолько профессиональными, что у детей в Израиле был английский акцент, а не русский. )

 ЕГЭ - это не игра. Это исключение из игры личности педагога.  Которые лично мне поставили лишние  четверки, как пообещали, за то, что задавала много лишних вопросов на уроках, и тем лишили золотой медали.  К их чести  меня предупредили: или замолчи, или не получишь медаль! Ну да, Галя замолчит!  )

 Спасибо Вам за тему, я напишу текст про ЕГЭ и систему образования в Израиле, как пример западного образования.
 НИКОГДА в Израиле не пользовались советскими-российскими учебниками!  В Израиле свои  идеологические тараканы,  религиозные! У нас не пишут  знак плюс, как крестик, крест всегда был врагом евреев,  одну палочку из четырех не дописывают! ) Так что какие русские учебники? 
     22:51 17.09.2024 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Не знаю, где Вы прочли, что меня держали в больнице три года? После выписки сестры меня исследовали две недели, видимо в 56 году такие случаи клинической смерти, да ещё без реанимации, были в диковинку. Вероятно, изучали, как это повлияло на мои умственные способности.
Возможно, репетиторство было и раньше, но в моём шахтерском городке тогда и словов-то таких не знали. И дети мои без репетиторов учились, и поступили два сына в ВУЗы честно, без взяток (третий не захотел). И внучки без репетиторов экзамены сдавали, но (!) одна хотела учиться, поэтому закончила школу с медалью и поступила в ВУЗ самостоятельно, а другая хотела сдать ЕГЭ и учила ответы. В итоге - информации много, а знаний - увы.

Про советские учебники в Израиле я  прочёл в интернете примерно в 2012 году, там даже фото было - русские учебники геометрии и алгебры. Тогда я был гораздо доверчивее к публикациям в интернете, вот и решил, что русским там гораздо проще науку постигать на родном языке, то есть обретать знание, которое от языка мало зависит. Ведь действительно, какая разница, что у евреев плюсик ущербно-недоразвитый, главное, чтобы работал правильно. А знак умножения у вас не кастрировали? Всяко ведь может случиться, если религия и политика в нашу жизнь вмешивается!
     23:02 17.09.2024
 Не три года, а В три года ВЫ(!)  писали, что были в больнице.

 В Израиле два государственных языка: иврит и арабский. Школы  работают только на иврите  или на арабском. На русском языке в Израиле не учат. Даже факультативно русский язык мало в каких школах есть.

  Вас действительно интересуют вопросы кастрации? Или только в ивритских учебниках математики? 
 Могу  и эту тему осветить. )
     17:15 15.09.2024 (1)
Галина, Вы немножко меня удивили.
Вопрос Ваш риторический, даже где-то банальный, тем более сами поставили и сам, как могли, ответили.
Наступил новый век. Новые алгоритмы получения информации детьми, молодежью, нами.
Умные  ребята находят новые формы, бездельникам и людям без цели и в наше время ничего не надо было.
Чего чего , а неравенства в получении информации  сейчас нет.
Главное чтобы у них было любопытство и системность получения знаний о мире в котором они живут.
Многие побывали за границей, а это не что им РАССКАЗАЛИ, а то что они сами УВИДЕЛИ.
80 процентов информации мы поучаем не от чтения, а от того что сами ВИДим или видели.
     18:19 15.09.2024 (1)
1
 Вы меня не поняли? 
Я не писала о скудости  информации, получаемой современной молодежью. Я писала о том стОит ли им тратить время на чтение тех художественных книг, которые характеризуют наше(sic!)  понятие о культуре, интеллекте, интеллигентности.
     21:43 15.09.2024 (1)
Это, Галина, на мой взгляд риторический вопрос.
Молодежь в России читает.
Кто-то в печатном формате, кто-то в на компе, в сотовом телефоне, а кто-то просто слушает в наушниках.
Бывая в Москве в больших книжных магазинах вижу море молодежи копошащихся на книжных полках. В Туле тоже много молодежи в больших книжных магазинах.
Появились люди с книгами в руках и в транспорте.
На заводе сохранил профсоюзную библиотеку, которая нигде не числится, но ее пользуются все, особенно нарасхват идет классика.
Люди читают и наверное будут читать, не зависимо от ИИ и новых технологий.
Плохо, что количество книжных  магазинов сильно сокращена и книги стоят от 700 рублей и выше.
Но это другая тема.
     21:48 15.09.2024 (1)
1
 Не все читают, так было всегда. Вопрос что читают?  Мои на английском читают, черт их знает что, я не спрашиваю и плохо понимаю. СтарИнькая я, русский-то забываю, чего уж  в англицкий вникать?

 Исследовали у нас молодых. Книг читают мало, в среднем. Но читают намного больше нас, умников, потому что постоянно торчат в телефонах и компах и ЧИТАЮТ там постоянно! ) 
     21:59 15.09.2024 (1)
Анализа круга чтения среди молодежи и взрослых у меня нет. Но повторюсь, на заводе классика в почете.
Студенческая молодежь читает то что задают. Это априори.
У каждого путь к КНИГЕ свой, а у кого то его нет.
Все естественно и наверное, нормально.
Так было и в наше время.
Тут как то столкнулся с организацией презентации книги-сборника  Голоса войны, где есть и мои работы, увидел изнутри работу некоторых Тульских библиотек.
Молодцы, организовывают вечера, презентации, в читальных залах дети, молодежь, люди.
Было интересно это видеть.
     22:44 15.09.2024
 Я опять не о том, читают или нет. Я  вот о чем: теряет ли молодежь в своем культурном развитии без чтения русской классической литературы! 
 Вот из зе квесчен! )

 Не фиг потчевать молодежь  военными воспоминаниями!   
Молодежь нужно настраивать на мир и принятие этого мира дружески, а не в штыки.
 Это мое мнение!
     18:52 15.09.2024 (1)
1
Не будут они читать. Не могут физически. Ну и фиг с  ним, я забила на это
     19:11 15.09.2024 (1)
1
 Ужасные слова: но НИЧЕГО не потеряет молодежь, если не прочтет Пушкина, Толстого, Тургенева...
 Никто не  берет во внимание, что мы выросли без  Тредиаковского,  Сумарокова, Жуковского, Ломоносова. 
 Уже молчу, что мы ни уха, ни рыла в  произведениях Вергилия, Плутарха,  Адриана!  
И ничего! Не ощущали себя невежами! ))
     19:13 15.09.2024 (1)
1
Мы слушаем краткое содержание, если надо для школы. Или смотрим экранизации. Другого выхода нет
     19:17 15.09.2024 (1)
1
 Разумный выход. 

Ну правда, кто из нынешних детей будет  кайфовать под:
 
"Онегин, добрый мой приятель, 
 Родился на брегах Невы...." ?
Гость      21:34 15.09.2024 (1)
Никто, и это закономерно.
     21:41 15.09.2024
 Именно!  Новое время - новые интересы. И нечего нам, старикам, цепляться к молодым и навязывать свои глупости. 
Нам знание русской литературы ничем не помогло. 
Никак не отразилось на   культуре.  
Сколько дикарей способны  продолжить строчки про Лукоморье? И что, меньше дичают?  )
Гость      21:34 15.09.2024 (1)
Полностью с тобой...    Олег
     21:38 15.09.2024
 Спасибо!  Мира  вам и нам!
Гость      21:34 15.09.2024 (1)
Добавлю ещё...  И мой сын ничего не читал в своё время...
Вырос нормальным человеком - правда, не умеет писать - ну, не дано, ИБО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

но НА ГИТАРЕ ЛАБАЕТ!

Это опять Олег
     21:37 15.09.2024
 Привет, друже! 
 
Як ти там? Здоровий?


 Не все пишут, как не все пляшут или  поют. Каждому свое. Лишь бы был человеком и  обеспечивал себя и свою семью.


 Что творится со шрифтом? Это не я меняла его.

Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама