Появившийся примерно 2,5 миллиона лет назад прообраз человека – гоминид, - начал использовать для облегчения своего существования в условиях дикой природы различные орудия труда, большей частью из камня, а также из растительных волокон, костей, кожи и жил животных.
С течением времени орудия труда совершенствовались, как и организация хозяйствования, но структура ячеек общества не менялась, оставаясь на уровне небольших общин, поскольку добываемых продуктов для пропитания хронически не хватало, и периоды сытости чередовались с длительными периодами недоедания.
В частности, в ряде регионов планеты после завершения ледникового периода – несколько более десятка тысяч лет назад - люди от простой охоты и собирательства стали постепенно переходить к поиску новых форм добывания пропитания, приручая животных и начав применять более эффективные каменные инструменты для обработки почвы, а также приспособления для жатвы и обработки собранных растений.
Рост продовольственных источников способствовал увеличению населения, а возросшие материальные и людские ресурсы постепенно стали разделять общество на иерархии – появились, сословия, различающиеся по предмету деятельности, и стали выделяться элитарные образования в виде жрецов, воинов и организаторов различного рода деятельности.
Таким образом, образовавшийся избыток продуктов труда от разнообразной деятельности около 7000-6000 лет до нашей эры, а также образование элит произвели основание для несправедливого раздела имеющихся ресурсов в виде земельных участков, стад скота, средств производства различных продуктов, которые постепенно перешли во владение наиболее влиятельных, сильных или предприимчивых индивидов.
Создалось первоначальное разделение общества по владению имеющимися ресурсами и соответственно различными интересами, которые, часто различаясь кардинально по отношению к собственному окружению, всегда служат причиной постоянного раздражения и недовольства ситуацией обделенных, что стало основным стимулом для последующего ускоренного развития образовавшейся тем самым цивилизации, которое продолжилось с увеличением ускорения до нашего времени, тогда как развитие человеческих сообществ до образования собственнических отношений заняло около двух с половиной миллионов лет.
Иначе говоря, в течение 2,5 миллионов лет в человеческих сообществах преобладало природное (животное) сознание, а самосознание в силу практического отсутствия культуры пребывало лишь на уровне понимания своих утилитарных потребностей и соответствующих действий со способностью их планирования, то есть вело существование, близкое к стадному, которое отличалось от животного существования, в сущности, только коллективным общением посредством речи для более эффективного добывания пищи охотой и собирательством с элементами проектно-абстрактного мышления, обеспечивающими более высокий уровень организации жизнедеятельности, сознательно меняющей окружающую среду для своих потребностей, в отличие от всего лишь инстинктивно-рефлекторная активности животных.
Причем животное сознание в людях в основном в его коллективной форме настолько преобладало, что после победы одного человеческого сообщества над другим в борьбе за ресурсы вполне естественным явлением было поедание соперников, как бы оправданное хроническим недостатком пищи.
Стало быть, начало цивилизации было положено появлением частной собственности в основном на земельные угодья, поливные земли, стада скота, мелкие производства различных продуктов для обеспечения жизнедеятельности, то есть на те или иные ресурсы различных регионов.
Конечно, частная собственность возникла не сама по себе и не вследствие одного только совершенствования орудий труда. Основой для ее появления являлось дополнение общинного, или коллективистского самосознания, полностью доминировавшего ранее, индивидуалистическим самосознанием, которое, отразив в себе появление новых технологий (металлические орудия труда), смогло подвигнуть часть энергичных или занимающих важные посты индивидов на захват тех или иных ресурсов для подтверждения и утверждения своего положения в новом обществе.
Появившимся хозяевам потребовались работники, что привело к отходу от каннибализма или убийства пленников. Их стали превращать в живые орудия труда – рабов. Кроме того, вследствие объединения хозяйств на основе племенных союзов, более выгодного для выживания в условиях собственнических отношений, образовались новые структурные единицы – государства. То есть они послужили, благодаря разделению людей на сословия более эффективными орудиями для общественного развития, защиты от врагов или для нападения на соперников.
Таким образом, более всего продвинувшиеся в технологическом отношении регионы перешли от охоты и собирательства к эксплуатации земельных наделов, разведению скота и широкому обмену продуктов в основном рабского труда как самого дешевого вида труда.
Собственнические отношения в рамках рабовладельческого типа хозяйствования, приобретшие разные формы в различных регионах, задали совсем иной темп развитию цивилизации, и этот тип хозяйствования занял уже не миллионы лет, а всего несколько тысяч лет вплоть до перехода к феодальному типу хозяйствования.
Рабовладельческий строй, особенно на пике своего существования – в Древней Греции и Риме, оказал значительное влияние не столько на развитие технологий, которое блокировалось дешевизной рабского труда, а на развитие самосознания свободной части населения, что подтверждается высочайшим уровнем культуры этих народов, заложившим основы искусства, науки и политики всех последующих эпох в развитии цивилизации.
Поэтому рабовладельческий строй в его разделении на собственников- хозяев и рабов, поспособствовав высвобождению времени для граждан на иные виды труда, нежели физический, довольно быстро поднял уровень самосознания той их части, которой было просто скучно благоденствовать, воевать с соперниками и сдерживать напор бесправных рабов. И эти свободные граждане, которые ныне зовутся интеллектуалами, достигли значительных успехов в сфере юриспруденции, философии, науки и искусства.
Другими словами, движущей силой образовавшихся новых сообществ, в частности, государств-полисов, определяющей их развитию в рамках рабовладения, был отнюдь не антагонизм рабов и рабовладельцев, не классовая ненависть, поскольку рабы приравнивались лишь к предметам бытия, но только живым, исключаясь тем самым из общественного развития, а этой силой, обеспечивающей общественное развитие, могло быть только противостояние животного сознания индивидов, составляющих свободную часть сообществ, переформатировавшихся в государства, и их же самосознания, которое до того было выражено крайне слабо, но стало активно проявляться лишь при появлении свободных граждан в государствах, а не в условиях первобытнообщинного строя, при котором главенствовали проблемы выживания, и даже не при авторитарном правлении, где нет граждан, а есть униженные подданные, вынужденные следовать установленным правилам и нормам без всяких отклонений в сторону креативности, во избежание наказания.
Результатом взаимодействия обеих форм сознания была по большей части их борьба, поскольку, соображения обеих форм сознания охватывают различные сферы жизнедеятельности – животное сознание направлено на поддержание организма в работоспособном состоянии, стремясь обеспечить его лучшим питанием и созданием для него более выгодных условий для существования и размножения, а самосознание пытается определить роль человека в бытии, увлекая его к познанию нового, интересного и необычного, за счет чего, к тому же, можно существенно улучшить и условия как собственного, так и группового существования, например, благоустроив быт, создав новое оружие для побед над врагами, представив окружающий мир новыми впечатляющими красками в виде произведений искусства и т. д.
Подобное несовпадение задач обеих форм сознания означает их постоянную борьбу за первенство в решении указанных задач, и если ранее, как правило, побеждало животное сознание, добивающегося первоочередного решения своих задач, в сущности, связанных с обеспечением функционирования организма в имеющихся условиях, то рост самосознания, которое смотрит дальше и видит то, что недоступно для инстинктивно-рефлекторной деятельности животного сознания, выраженный в успехах культуры этого типа сообщества, постепенно привел, в частности, к тому, что в Римской империи на пике ее существования появились вольноотпущенники, что отразило определенное изменение отношения свободных граждан к рабам, которое наконец-то стало более «человечным».
Данный факт довольно отчетливо указывает на то, что, хотя собственнические отношения и лежат в основе развития цивилизации, но за ними прячется взаимодействие в виде большей частью противостояния обеих форм человеческого сознания – его животной составляющей и самосознания, а источником их функционирования и противоречивого взаимодействия в свою очередь является неизбывная неудовлетворенность любой формы сознания живых существ, отличающая их от прочих объектов бытия, характерных своей пассивностью, и поэтому способных быть только носителями информации, не обладая свойствами воспринимать, обрабатывать и передавать информацию для удержания себя в существовании, а также стремясь улучшить его.
[justify]Следует также отметить, что уровень самосознания свободной части населения в эпоху рабовладения был хотя и выше самосознания населения во времена первобытнообщинного строя, но всё же настолько низким, что рабы, в большинстве рабовладельческих государств почти до конца срока их существования фактически приравнивались к домашним животным, и, например, ранее владетельные особы разгромленного государства, несмотря на свой прежний статус, тоже становились бесправными и