Произведение «Об основах мыслей и действий человека» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 84 +2
Дата:
Предисловие:

Искусственный интеллект и компьютерные игры составили основу для соображений о том, что нами кто-то управляет. Так ли это или нет? Ниже нами сделана попытка ответить на этот вопрос не так однозначно, как он поставлен.

 

Ключевые слова: информация, сознание, живое, человек, мышление, действие, интеллект.

Об основах мыслей и действий человека


Современной науке человек представляется неким самодеятельным существом, которое владеет миром.

Но ученые не придают значения тому, что человек и его род есть нечто, хоть и мыслящее оригинальным образом, но, тем не менее, конечное.

Что же тогда останется, если вдруг человечества не станет по тем или иным причинам? Кто же тогда будет мыслить и действовать и каким образом человечество возобновится?

Поток мыслей, если под ними понимать то, что явилось в результате процесса мышления, может создаваться только в процессе обработки информации.

Значит, мышление, а за ним действие есть не более чем производное информационного воздействия на человека.

Кроме человека, а также прочих живых существ, подобному воздействия поддается только искусственный интеллект. Однако, он функционирует исключительно в рамках программ, заранее заданных извне, то есть не самостоятельно, и со многими другими ограничениями. Поэтому мышление как процесс самостоятельной обработки информации свойственен исключительно живым существам, в отличие от искусственного интеллекта, обрабатывающего информацию только с подачи стороннего пользователя.

Собственно, сопоставление действий человека с действиями роботов, других агрегатов, руководимых искусственным интеллектом, наталкивает на идею о том, что как для искусственного интеллекта сторонним пользователем, задающим ему всё, что тот имеет, и использующим его в своих целях, и вместе с тем неведомым ему по сути, является человек, так и для человека таковым сторонним пользователем, которого он не может ухватить и постичь, является нечто, что он, соображая самостоятельно, в отличие от искусственного интеллекта, называет сознанием, то есть как бы сопутствующим ему знанием, неизвестно откуда взявшимся.

Поэтому резонно отметить, что в основе действий человека, так же как и всех других живых существ, находится отнюдь не мышление, а информация и сознание. Именно орудием сознания являются все живые существа, включая человека, способные мыслить благодаря своей структуре, которую актуализирует сознание.

Если признать, что в основе всего сущего находится информация, то приходится в свою очередь обратить внимание на то, что информация сама по себе не существует, проявляясь только при ее восприятии.

Однако тут же появляется проблема, состоящая в том, что все объекты материального мира, кроме живых существ, индифферентны к информации. Иначе говоря, они способны реагировать на те или иные влияния, как фотопленка на свет, но не могут эти изменения никоим образом интерпретировать (анализировать, структурировать), превращая их в понятное для себя, что можно так или иначе использовать, то есть в информацию.

Поэтому все объекты, которые могут только нести информацию, не ведая о ней, можно обозначить пассивными, а те объекты, которые способны эту информацию воспринять и использовать - активными.

Отсюда следует, что информацию можно определить как сведения о состоянии материальных объектов, которые каким-то образом воспринимаются и распознаются для последующего использования.

К подобного рода расшифровке и использованию информации способны только живые существа, то есть не предметы, а субъекты реальности, которые имеют средства для выделения информации, то есть понятных для себя сведений из собственного окружения.

А чтобы понимать, нужны тебе какие-то сведения или нет, надо обладать хоть каким-то соображением, то есть отделять нужное от ненужного хотя бы для собственного удержания в имеющемся окружении.

Другими словами, информация возникает только в сознании посредством имеющихся у него, точнее, у носителя сознания органов чувств и центра или центров обработки данных, а также формообразующих способностей, но не иначе, являясь распознаваемой в той или иной мере живым существом вполне материальной копией объекта или объектов, доступных через ощущения для сознания, то есть доступных для их последующей переработки в конкретное окружение живого существа.

Информацию невозможно квалифицировать как нечто нематериальное и независимое, поскольку она является выделенными и расшифрованными сознанием, точнее, носителем сознания, копиями сведений об объектах из окружающей сознание необозримой среды.

Сознанием эти дешифрованные копии материальных объектов посредством соответствующего центра (центров) так же перерабатываются в образы, смыслы, чувства. Они тоже являются вполне материальными составляющими сознания, влекущими последующие действия носителя сознания. На их основе вкупе с памятью он каждое мгновенье своего «настоящего» взаимодействует с окружающими объектами.

Таким образом, все взаимодействия существа, обладающего сознанием, осуществляются в данном сквозном процессе только при условии поступления в его сознание соответствующих порций информации, каждая из которых обрабатывается, укладываясь в определенную длительность, составляя ряд последовательных мгновений от рождения до смерти носителя сознания.

И если все объекты, кроме живых, являются пассивными фиксаторами данных из окружающей среды, взаимодействие с которой  для них сводится к реагированию на нее изменением собственных свойств вплоть до распада и возникновения в новом качестве, правда, не хаотично, а по непонятно кем установленным правилам в известной нам реальности, которые констатируются учеными, то есть, если эти неодушевленные объекты не проявляют никакой собственной инициативы (активности), то живые объекты способны, благодаря соответствующей обработке поступающих сведений сообразить, как полученной информацией можно воспользоваться, внося те или иные изменения для собственной выгоды в свое окружение и соответственно меняя свое поведение.

Естественно, живые существа прежде всего желают удержаться в информационном потоке, который они способны воспринять и уразуметь – каждое на уровне имеющегося у него сознания, - отличая себя от ничего не понимающих вещей тем, что пользуется ими для собственной выгоды и сохранения, конкурируя в этом с прочими живыми существами.

Поэтому все живые существа активны, то есть они используют на инстинктивно-рефлекторном уровне сознания окружающую среду для поддержания себя в действии (питание и метаболизм), стремясь оттеснить от пищи конкурентов (доминирование), в том числе копируя себя так или иначе (размножение) для дальнейшего распространения во времени и пространстве.

Тем самым конечность собственного существования, которое они, кроме человека, не понимают, но ощущают по ухудшению функционирования тех или иных частей организма, живые существа преодолевают продолжением рода (передача собственного генома) всеми возможными способами, вплоть до почкования, что требует особой программы роста и развития как индивидуального, так и общего (родового).

Чтобы удержаться в информационном потоке, создающем для живого существа ощущение присутствия через его органы чувств в текущей реальности, которая непрерывно меняется, каждому живому существу приходится бороться с аналогичными существами за место и пищу.

Любая остановка или промедление в этой борьбе за жизнь (ощущения) в меняющемся окружении означает смерть, что означает исчезновение ощущений, чего ни одно существо лишаться не желает.

Поэтому каждое живое существо вынуждено во избежание застоя, а значит, гибели, пополнять собственную базу данных новой информацией, не удовлетворяясь той, которую имеет.

Отсюда понятно, что базовое свойство активности любого живого существа состоит в неудовлетворенности его сознания и собой, и окружением, трансформирующееся в стремление к лучшей позиции или хотя бы к удержанию имеющегося.

Иначе говоря, сложное белковое образование, сочетающее датчики, способные извлекать из поступающих сигналов именно те, которые после соответствующей обработки  могут обеспечить его существование; центр обработки поступивших данных; и программы, в соответствии с которыми происходит рост и развитие этого образования, актуализируется только тогда, когда оно как бы захватывается сознанием, которое ведет его по ходу текущего времени, создаваемым этими ожившими образованиями срок, отмеченный программами.

В течение заданного примерного срока это появившееся и ожившее образование в группе себе подобных и в среде конкурирующих образований иной формы вынуждено волей-неволей решать проблемы выживания в ходе преобразования поступающих данных в понятную для себя информацию, а именно: как уцелеть, как сохранить появившиеся ощущения пребывания в существовании в рамках текущего времени и как передать свои особенности и возможность получать ощущения своим копиям, в которых эта способность и особенности сохранятся.

То есть меняющаяся информация и сознание, контролирующее эти изменения, вынуждают это уже живое существо применяться к происходящему единственным возможным способом – реагировать на воздействие среды, определяя те ее особенности, которые существо не удовлетворяют, и не автоматически, подобно запрограммированным механизмам, а выбирая то или иное в зависимости от того, что кажется ему по собственным ощущениям удовлетворительным. Этот выбор может быть ошибочным или нет в зависимости от результатов анализа собственных ощущений, то есть соображений, как минимум, как действовать не во вред себе.

Именно эта вынужденная способность организма на основе неудовлетворенности собой и окружением соображать, как лучше приспосабливаться к своему окружению, есть мышление на различных его уровнях развития организмов, наиболее высоким из которых является выбор человеческого сознания не только из того, что есть, но и распространяющийся на то, что человек предполагать создать в качестве нового и полезного для себя своими осознанными целенаправленными действиями, а не только методом проб и ошибок.

Именно эта способность человеческого сознание стремиться менять собственное окружение, изобретая новое, отделила человека от прочих живых существ, способных лишь использовать только то, что имеется в наличии.

[justify]Другими словами, раз есть органы чувств, то все живые существа обладают способностью к ощущениям того или иного рода, передавая полученную этими органами данные в свои управляющие центры, которые обрабатывают эти данные, превращая их в необходимую для управления организмом информацию, и на этом основании с течением времени вырабатываются рецепты, которые в ходе

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама