Произведение « Вам кажется, что вы умеете думать?»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 247
Дата:

Вам кажется, что вы умеете думать?

Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института РАН Людмила Кузьминична Фионова  процитировала Шоу: "Думают  всего 2% населения. Еще 2-3% думают, что они думают.
 А 95% готовы всё отдать, лишь бы не думать."

В своих высказываниях я никогда не была так жестка. Я  полагаю, что думают процентов 20-25.

 Но мне ли спорить с Бернардом Шоу и  российским доктором физико-математических наук?
Обсуждение
22:38 12.01.2025(1)
Елена Саульченко
Я думаю (всё-таки думаю!)), что если рассматривать такое утверждения Бернарда Шоу в контексте человеческой природы и стремлении избегать сложных мыслительных процессов, то это имеет долю правды.
Но я не могу воспринимать подобное как абсолютную истину.
 
22:43 12.01.2025(1)
 Абсолютных истин на свете не существует, скорее всего.

Дело в том, что у всех есть мыслительный процесс. 

ДУМАТЬ умеют немногие. Остальные оперируют вложенной информацией и принимают это за думание. )

 Думать  - это создавать новые мысли. Ловили себя на этом? У меня были такие проблески иногда.  Страшно горжусь ими. Но более 90% "думания" - это оперирование информацией, попавшей в мою голову в готовом виде. Кто-то ее уже придумал!
23:18 12.01.2025(1)
Елена Саульченко
Известно, конечно, что думать — это одно из самых загадочных и удивительных явлений человеческой природы, и этот процесс исследуется уже тысячи лет, начиная от древнегреческих мыслителей. Точного ответа, что из себя представляет этот процесс, ещё никто не знает
 
Я очень люблю слушать лекции профессора Черниговской. Она много говорит на тему работы человеческого мозга, но фразу «Думать  - это создавать новые мысли» встречаю у Вас впервые.
 
Всегда считала, что думание – это своего рода внутренний диалог, который мы ведем сами с собой, пытаясь понять окружающий мир, свои мысли и чувства. Процесс этот осознанный или бессознательный, но он всегда направлен на решение какой-то задачи или проблемы.
 
Над Вашими словами очень даже задумалась (или начала использовать способности мыслительных процессов?). Да, это так. Мы мыслим на основании полученной информации.
 
Тогда выходит, что и в литературе повторяются озвученные мысли, произнесенные кем-то прежде (правда, преподнесенные несколько иначе, но с тем же смыслом)? Что тогда значат «новые мысли» для писателя? Это мысли, которые никто никогда ещё не высказывал? Мысли гения?     

23:40 12.01.2025(1)
 В литературе появляются новые мысли, новые типажи, новые жанры.

 
Фраза Скарлетт О Хара из "Унесенных ветром" : " Я не буду думать   об этом сегодня. Об этом я подумаю завтра" - это новая мысль. Всего одна фраза, но так не писал никто. 
 Вы ведь знаете, что в мировой литературе существует всего 36 сюжетов? 37-го пока никто не придумал! )

 Иногда у самого заурядного автора в книге на пару сотен страниц встречаешь новую мысль, тогда для меня наступает огромная радость: читала не зря! Обычно никчемные книги читаю в дороге, беру с прицелом убить время и оставить на первой же скамейке на улице.

Когда наши авторы начинают на полном серьезе писать серию статей на тему: Волга впадает в  Каспийское море, а  читатели благодарят за это, мне становится дурно: ребята, если вы не знаете даже это, то  ....    Все, умолкаю. 

 Вы правы, мыслительный процесс не изучен.  Когда-то, сравнительно недавно, я тоже умилялась профессору Черниговской: сеет разумное, доброе, вечное.

 Но потом я убедилась в том, что это профанация просвещения. Пояснять не буду, лень стучать по клавишам. Вы тоже разочаруетесь в ней после десятка ее лекций.  Беспардонное повторение одного и того же...

 Это мое сообщение -  винегрет: селедка, ананасы и  табуретка в одной миске! К вечеру мой мыслительный процесс сбоит! )
14:23 13.01.2025(2)
Елена Саульченко
Галина, добрый день! Мне пришлось выключить компьютер, т.к. наутро планировался ранний подъем. Отвечаю спустя время, но это даже хорошо, потому что, прочитав сейчас Ваш комментарий, я тут же бросилась читать о тридцати шести жанрах мировой литературы (ночью бы не смогла). Не знала об этом, как не знаю многого другого, т.к. у меня нет литературного образования. Благодарю Вас за «наводку». С огромным интересом читала новую информацию.

Оказывается, этот список жанров был составлен Жоржем Польти около ста лет назад, хотя «первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго. Этот список неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 никто не пытался». И Вы также написали, что 37-й жанр пока ещё никто не придумал.

Я тоже отмечаю понравившиеся фразы в произведениях, для меня они новые или необычные, хотя кому-то такими не покажутся. Даже выписываю их для себя и порой перечитываю, особенно когда тоскливо на душе, и настроение сразу поднимается из-за испытанного удовольствия от прочитанного.

Не могу сейчас вспомнить точно, в каком произведении написано об авторе, который мучился в поисках одной-единственной фразы, способной заменить  несколько написанных им страниц. Это пример мук творчества. Но испытывал ли подобные муки, например, Пушкин? Такое ощущение, что его строки ложились на бумагу легко и свободно. Предполагают, что его рукой водила сама Вселенная. Его считают гением.

И вот я подхожу к вопросу, который очень хочется задать Вам.

Если автор не считает себя непризнанным гением и при этом понимает, что в своих произведениях не создаёт «новые мысли», о которых сейчас у нас с Вами идёт речь, то стоит ли ему продолжать писать?  

Галина, Вы можете не отвечать на этот вопрос, если не хотите.

Да, ещё о Черниговской. Я уже заметила, что она часто повторяется.
17:27 13.01.2025(1)
Колоколов Антон
Помню, тоже хотелось выписывать высказывания из произведения, когда читал "Обрыв" Гончарова. А потом нашёл в Интернете, кто-то уже за меня всё выписал и опубликовал. Теперь понимаю, что делать этого совсем не нужно. Каждое высказывание понятно лишь, если знаешь конкретную ситуацию, к которой оно относится, но не в общем. В общем высказывание лишается того смысла, какое оно имеет в тексте произведения. Также с любым афоризмом из энциклопедии афоризмов. Читаешь эту книгу, ничего непонятно. Нужно знать конкретную ситуацию, где этот афоризм понятен и полезен.
18:26 13.01.2025(1)
1
Елена Саульченко
Я согласна, Антон, что афоризмы могут требовать знания конкретной ситуации, иначе их смысл не имеет ясности без понимания того, к чему именно они относятся.

Однако есть и другие, не требующие никакого пояснения, выражающие универсальную истину или очевидное наблюдение. Например:

- Действие говорит лучше слов
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
- Мы не можем изменить направление ветра, но можем настроить свои паруса
- Кто ищет, тот всегда найдёт
- Тишина — это иногда самый громкий ответ.


Я немного увлеклась, перечисляя, но уж очень они мне нравятся.
Надеюсь, Вы со мной согласитесь.
04:26 14.01.2025(1)
Колоколов Антон
Иногда. Но взять хотя бы первую. Кому как выгодно, тот будет использовать или не использовать эти слова. Воспользуется другим высказыванием или поговоркой с противоположным смыслом, если ему нужно что-то повернуть в свою сторону: "Слово не обух, а от него люди гибнут" или "Действие слова сильнее раны, нанесенной саблей".
12:39 14.01.2025
Елена Саульченко
Вы по-своему правы, но я рассуждаю таким образом. Обе приведенные Вами поговорки говорят о действиях людей, нанесших словом боль или оскорбление другим. Это не просто сказанное слово, а поступок.
16:18 13.01.2025(1)
1
 Сразу отвечаю на Ваш вопрос: нужно делать то, что ХОЧЕТСЯ, если этим не наносится вред другим. Какую бы глупость я ни писала - вреда другим нет: не читайте меня и вся проблема!

 Чтение, писание - это интеллектуальная работа и она ОЧЕНЬ полезна для людей пожилых. 
   
 Единственно что важно, на мой взгляд: не впадать   в мечты, что  наклацанное тобой гениально. Больше юмора  по отношению к себе.

 Достаточно мыслить на доступном себе уровне, писать, читать что написал, искать логические ошибки. То есть шевелить извилинами.

 Наша цель  прожить свои года  в удовольствие себе и не во вред близким. Нравится мне писать - буду писать!  Надоест - начну  пачкать красками  бумагу, холст.

 Насчет качества мышления.  Природа (или Бог) создали нас мудро.   На миллион "работяг" достаточно одного мыслителя. 

 Вообразите ситуацию:  миллион мыслителей и один работяга?  )
 То, что мы с Вами не мыслители - ну и что?
 Знаете в чем  великая мудрость конфуцианства?  Учение говорит человеку: ты должен понять кем ты пришел в этот мир.  Если правителем - совершенствуй себя, делай все возможное, чтобы твоим  людям жилось лучше.  Если ты пришел в мир крестьянином - значит твоя задача работать усердно, подчиняться начальству без лжи и коварства.   И тогда каждый исполнит волю Провидения, Того, кто послал тебя в этот мир.

 Конечно я примитивизировала учение Конфуция, но в смысле не ошибаюсь.

 То есть, если мы с Вами  простые люди, то и должны прожить свою жизнь теми, кем явились на свет. Самая большая цель - НЕ ВРЕДИТЬ людям.   Сможем принести пользу - дай-то Бог. Но хотя бы не пакостить, понимая, что делаешь гадости.

 Так мне кажется.




16:46 13.01.2025(1)
Елена Саульченко
Благодарю Вас за ответ, Галина! У меня не появилось ни одного возражения к прочитанному или желания ответить типа «Вы правы, но…». Никаких «но», Ваш ответ я назвала бы важным для себя и как бы расставил точки над «и»,  т.е. над собственными сомнениями.

Самое трудное – понять своё предназначение. Но если хорошо прислушиваться к своей душе, то будет проще это сделать.

Мне вспомнилось, как в институте преподаватель философии спросил у нас: «Что такое счастье?». Много было разных ответов, а он сказал так: «Счастье – это когда ты можешь делать то, что тебе очень хочется». А сейчас, прочитав Ваш ответ, я добавлю для себя к его фразе очень значимые слова: «…не во вред другим».
16:59 13.01.2025(1)
17:10 13.01.2025(1)
Елена Саульченко
17:24 13.01.2025(1)
 Благодарю Вас за  анонсирование моего текста. Только сейчас увидела сообщение в почте! 
18:27 13.01.2025
Елена Саульченко
Я анонсирую или забираю в избранное только то, что созвучно моей душе. Спасибо Вам!
15:30 07.11.2024(1)
Pan Kowalski
У меня несколько другие цифры. Думают 10%, но анализировать умеют 5%. Поэтому реклама, пропаганда и религиозная агитация такие примитивные. Думающих просто игнорируют. Зачем тратить на них фантазию, время и деньги? Они всё равно не сделают ни кассы, ни голосов. Слава Богу, что уже не убивают. Видимо посчитали, что это слишком дорого. Эти 10% ни для какой власти реальной угрозы не представляют, поскольку половина из них в этой самой власти находятся. А остальные теоретически могут перехватить управление биомассой, но только, если создадут организацию. А вот за этим любая власть внимательно следит. Так что, спите, жители Багдада! Всё спокойно. Миропорядок стабилен.
15:47 07.11.2024(1)
1
 Ах, пан Ковальски!  Вся беда, что во власти находится 90%,  от численности власти,   вообще не думающие люди!

Если бы политики УМЕЛИ думать, то мир был бы прекрасен!
 Как правило это люди определенного склада. Это отдельная тема.
 Есть стигма:  умные люди в политику не идут. И  в этом очень много правды.
15:54 07.11.2024(1)
Pan Kowalski

А Райкин оказался прав...
Да умеют думать политики. Я не имею в виду шестёрок свиты. Да и среди них настоящих дураков нет. Они выполняют протокол: "Прикидывайся дураком, сколько можешь, пока не созрели обстоятельства". Просто, мораль у них совсем другая. А это уже действительно отдельная тема.
16:17 07.11.2024(1)
1
 Знаете, есть такая истина: хитрость - ум дурака.

 У нас нет определения: умный человек. Кто это?   Где программа обучения политиков и  требование  получить это образование?
  Поэтому спор наш схоластический.

 Умный человек, как правило, морален. Есть исключения, есть. Но мораль по Канту - это внутренняя потребность человека, умеющего думать.
 Политик, вырывающий какие-то коврижки лично для себя в ущерб обществу,  - это НЕ умный человек. Если что, то я про Нетаниягу. Хотя он  один из лучших политиков современности и  считается интеллектуалом. Или считался.
16:25 07.11.2024(1)
Pan Kowalski
Поэтому, прежде чем затевать дискуссию, необходимо оговорить терминологию.
Я полагаю, что умный человек может быть эгоистом, циником и даже негодяем. А вот у мудрого интеллект сочетается с моралью.
17:10 07.11.2024(1)
1
 Думаю над Вашей последней фразой.  Мудрость точно сочетается с моралью. А вот интеллект  - обязательная составляющая или нет?
 Есть  удивительно рассудительные люди в деревнях,  встречала таких среди эвенков. Мораль присуща этим людям и они настоящие мудрецы! Но интеллект, как набор  классических знаний, - совсем не про этих людей.
17:23 07.11.2024
Pan Kowalski
Врождённый ум и образованность - не одно и то же.
Как пишут "британские учёные", вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Кстати, те, которые понимают, что всё, что идёт после текста "Британские учёные установилии..." можно дальше не читать, они умные, или просто усвоили ключевые слова?
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков