Произведение «Анка и пустота» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Сборник: Анка и пустота
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 62
Читатели: 200 +7
Дата:
Произведение «Анка и пустота» самая оцениваемая(27) работа за сутки
15.12.2024
Произведение «Анка и пустота» самая читаемая(35) работа за сутки
15.12.2024
Произведение «Анка и пустота» самая комментируемая(53) работа за сутки
15.12.2024

Анка и пустота

Пустые страницы

Анка появилась в моей жизни, как появляются дожди в Берлине — стремительно, почти бесшумно, оставляя после себя лёгкое чувство прохлады и смятения. В этом городе, где всё кажется одновременно знакомым и чужим, мы встретились в "Анкерплац" ("Якорная стоянка") — клубе для тех, кто искал себя или хотя бы ответы на вопросы, которые задавал миру. 
Берлин, с его привычными контрастами шумных улиц и тихих парков, стал фоном для Анкиных рассказов. В его ритме, где каждый куда-то спешил, Анка особенно выделялась. Её худенькая, почти прозрачная фигурка, увенчанная густыми кудрями с серебристой проседью, была воплощением человеческой уязвимости. Анка тоже спешила, но не знала, куда.
— Этот город — как я, — сказала она однажды, когда мы сидели на скамейке в Тиргартене. — Слишком много противоречий, чтобы быть цельным, но в этом его правда.
Слова звучали странно, но не казались мне лишёнными смысла. Берлин, где я жила уже несколько лет, и вправду был таким. Он напоминал старый дневник: страницы исписаны, многие вырваны, но некоторые пусты и ждут, чтобы их заполнили.
Анка вошла в этот дневник так же, как вошла в мой мир — тихо, но неизгладимо.


Маленькие ритуалы

Анка всегда искала. Искала, даже когда сидела, сложа руки, в тишине комнаты. С первого дня знакомства я видела в ней неутомимого странника. В её глазах читалась борьба: за право жить по-своему, за свободу чувствовать, за возможность быть услышанной.
Она часто говорила о жизни в ГДР — не с ностальгией, как многие, а с горькой усмешкой. 
—  Тогда никто не знал, как помогать людям, — рассуждала она, глядя в окно. — А после объединения все вдруг решили, что знают. Только это не помощь, а фасад.
Слова тонули в тишине, оставляя меня одну в размышлениях о том, что она имеет в виду. Анка редко объясняла свои мысли, предпочитая оставлять их открытыми, как недописанные письма.
— Тоскуешь по временам, которые ушли? — полюбопытствовала я.
— Я тоскую не по временам, а по себе. Той, что умела верить. Я знала, что делаю что-то нужное, и даже если это был самообман, он помогал жить.
Эти слова, как замерший камертон, долго отдавались во мне. Быть нужной — было ли это тем, чего и я когда-то жаждала?
Анка искала смысл в простом. Она верила, что должна каждый день наполнять маленькими ритуалами, чтобы не потеряться в пустоте. Утренний чай, медленное чтение книги, разговор с лошадью на иппотерапии. 
— Эти вещи держат меня на плаву. Без них я утону, — признавалась она.
Я слушала, иногда соглашаясь, иногда недоумевая. Но постепенно её метания в поисках ритуалов и в поисках себя раскрылись мне глубже.
— Пустота — это не отсутствие, — говорила Анка, лёжа на траве у озера. Её худые пальцы перебирали стебли травы, как струны. — Это пространство. Оно может быть страшным, если не знаешь, что туда поместить. А может стать домом, если научишься быть с ним наедине.
— И ты научилась? 
Она не ответила, лишь улыбнулась, как человек, который знает слишком много, чтобы отвечать однозначно.


Страх остановиться

Анка искала возможностей заполнить своё до отказа так, как будто жизнь — это пустой сосуд, который она боялась оставить невостребованным. Её дни были расписаны до мелочей, и в этих расписаниях была странная упорядоченность, рождающаяся из беспокойства.
Анка училась шить и кроить, каждый раз кропотливо создавая выкройки, словно они предназначались не для одежды, а для обустройства её жизни. Анка ходила на занятия театральной терапии, танцевальные мастер-классы, занималась йогой, пела в хоре. Вся эта деятельность была попыткой заполнить пустоту, о которой она говорила так часто.
— А ты не можешь жить просто так? Без цели, без планов? — спросила я как-то раз, наблюдая, как она ищет в календаре место для ещё одного курса — массажа поющими тибетскими чашами.
— Просто так — это не жить, а ждать, — отрезала она, не отрывая глаз от страницы.
За фасадом Анкиной активности я видела тревогу. Анка словно боялась, что, остановившись, услышит в себе гул пустоты.
Однажды она пригласила меня провести выходные в коммуне, где жила несколько недель. Коммуна располагалась в большом старом доме под Гамбургом. Там пахло деревом и землёй, в кухне плескались звуки тарелок и шагов.
— Здесь все равны, — сказала Анка, ведя меня к столу, вокруг которого уже собрались люди. 
Их было человек десять, разных возрастов и национальностей. Кто-то вязал, кто-то чистил картошку, кто-то играл на гитаре.
— Тебе здесь хорошо? — поинтересовалась я.
Она пожала плечами:
— Хорошо — слишком громко сказано. Скорее спокойно.
Эти слова удивили меня. Анка всегда казалась мне человеком, жаждущим не спокойствия, а движения, перемен, новых людей. И всё же её поиски всегда заканчивались в таких местах, где всё просто, тихо, без глянца, с ощущением человеческого тепла.
Анка призналась, что мечтает о доме, где всё общее: кухня, гостиная, заботы и радости. Но чтобы при этом у неё была своя комната — только её.
— Это идеал, — Анка оторвала лепесток от розы, которую сорвала по дороге, и положила его в рот. — Но я знаю, что реальность всегда сложнее.
Я засмеялась:
—Представь, что кто-то дарит тебе букет роз, а ты начинаешь их поедать!

Кочевница в большом городе

Отношения для Анки были загадкой, равной самой жизни. Она хотела быть рядом с людьми, но её стремление часто оборачивалось разочарованием. Искала близости, но не той, что проникает в душу без спроса, а той, которая оставляет пространство для дышащей свободы.
— Я всегда завидовала кочевникам, — сказала она однажды. — Они живут в общине и связаны друг с другом. И каждый знает своё место, никто не претендует на чужое.
В общении с людьми Анка была настороженной, словно опасалась, что её обидят. Но при этом её привлекала сама возможность делиться, говорить, слушать. Рассказывала, что в юности у неё были подруги, которые могли ночевать у неё неделями, и это казалось естественным. Теперь же она боялась позвать кого-либо даже на чашку чая.
— Это из-за моей неохоты? — спросила я, помня, как несколько раз отказывалась от приглашений провести у неё выходные с ночёвкой.
— Нет, я говорю о моих страхах. Близость требует доверия, а я чересчур недоверчива.
Слова звучали, как упрёк самой себе.
Один из её редких друзей, как-то рассказала Анка, переехал из Берлина в Гамбург из-за подруги. Но та бросила его, и теперь он страдал от одиночества. 
— Он искал любовь, а нашёл пустоту, — задумчиво проговорила Анка, словно размышляя о своей судьбе.
Её собственные отношения с мужчинами были сложными и даже печальными. Анка рассказывала о нескольких коротких романах, начинавшихся с надежд, а заканчивавшихся вопросами: "Почему я ему не подхожу?"
— Может, я слишком странная для них? Или потому, что я ищу что-то другое?
Я спросила, что же она ищет. После недолгого молчания Анка ответила:
— Простоты. Но не простой жизни. Простых людей. Тех, кто не усложняет. Кто не играет. Кто просто есть.
Попытки найти таких людей приводили её в сообщества, коммуны, терапевтические группы. Там она училась не только быть среди людей, но и принимать их такими, какие они есть, даже если это не совпадало с её ожиданиями.
Но не всегда удавалось находить тех, кто понимал её так, как она о том мечтала. И тогда она возвращалась к своим книгам, занятиям и тихому одиночеству.
— Люди сложнее, чем пустота, — объясняла она мне, почему ушла из очередной коммуны. — Пустота честна. Она не делает вид, что может стать чем-то другим.


Тени дружбы

Анка умела видеть в людях то, что другие упускали. Она замечала мелочи: как человек поправляет шарф, как смотрит в окно, как поднимает чашку чая. 
— В этих жестах — правда, — говорила она. 
Острый взгляд на детали иногда превращался в излишнюю придирчивость, а проницательность могла отпугивать, ведь люди не любят, когда их "читают".
Анка вспоминала о своей дружбе с женщиной, страдавшей от депрессий. 
— Мы с ней были как две чаши. Она держала меня, чтобы я не разбилась, а я — её. Но такие отношения редко выдерживают проверку временем.
На мой вопрос, что случилось с этой дружбой, Анка ответила:
— Мы мешали друг другу быть собой. Она хотела, чтобы я спасала её, а я хотела, чтобы она спасала меня. А это ведь никогда не работает.
Она не могла забыть Мелани, с которой познакомилась в одной из коммун. Мелани осталась для неё символом идеальной дружбы, хотя Анка признавалась, что никогда не знала её по-настоящему. 
— Иногда неважно, знаешь ли человека. Важно то, что чувствуешь, когда ты с ним, — рассуждала она.
Анка звонила мне после каждого нового знакомства, чтобы поделиться впечатлениями. Она была как исследователь, документировавший каждый шаг своего пути.
— Недавно я встретила женщину, — рассказывала Анка. — Она психотерапевт, у неё двое сыновей и два дома. Она утверждает, что нашла себя. Но, знаешь, я ей не поверила.
— Почему? — удивилась я.
— Она слишком самоуверенная. Люди, которые нашли себя, не говорят об этом так громко.
Анка искала искренности, но боялась разочарований. 
Когда она была совсем молодой, один парень предложил ей честность в отношениях — говорить друг другу о недостатках. 
— Я не поняла его, — призналась Анка. — Я верю, что мы должны видеть в других хорошее. Тогда и они захотят стать лучше.
Вера в людей иногда оборачивалась болью. Анка вспоминала мужчину, критиковавшего её за отсутствие денег, за невозможность платить самой за путешествия. 
— Он говорил, что ему нужна спутница, а не груз. И это было больно. Но я поняла: это не обо мне. Это о нём.
Отношения Анки с людьми были зеркалом её собственных метаний. Она искала близости, но строила вокруг себя стены. Искала тех, кто бы принял её странности, но боялась открыться.
— Ты боишься пустоты, — заметила я однажды.
 — Нет, — возразила Анка. — Я боюсь заполнить её чем-то ненастоящим.


Одинокая честность

Диалоги с Анкой напоминали игру в шахматы. Она делала неожиданный ход, заставляла думать, а потом наблюдала за реакцией с улыбкой — не злорадной, но какой-то испытующей.
Она задавала вопросы:
— Ты когда-нибудь задумывалась, почему люди стремятся к отношениям, даже если знают, что те принесут боль?
— Потому что боятся одиночества? — предположила я.
— Нет, — покачала она головой. — Одиночество — это только часть. Думаю, они боятся, что, оставшись одни, узнают, кто они на самом деле.
Её слова задели меня, но я промолчала. Анка умела вскрывать глубины, которые я предпочитала не трогать.
Анка часто возвращалась к своим прошлым знакомствам, словно пыталась разглядеть в них ключ к собственным ошибкам.
— Был один человек, — начала она как-то вечером. 
Мы сидели в маленьком кафе, а за окном медленно темнело. 
— Мы переписывались несколько месяцев, а потом встретились. Он был мягким, внимательным, казалось, что он понимает меня. Но потом сказал, что ему не нравится, как я живу. Что я слишком много думаю и слишком мало делаю. Как будто мысли — это что-то ненастоящее.
— Ты расстроилась? — спросила я.
— Нет, — ответила она. — Это был урок. Я поняла, что люди, которые хотят менять тебя, никогда не будут твоими союзниками.
Анка произнесла это твёрдым тоном,

Реклама
Обсуждение
16:09 16.12.2024(1)
1
Нахожусь под впечатлением, спасибо, Алёна!
Сначала меня привлекло название "Анка и пустота" - напомнило "Чапаев и пустота" Виктора Пелевина, и я уже вознамерилась просто заглянуть, но увлеклась,
и чрезвычайно рада этому.
Произведение многомерное, многоплановое, раскрывающее образ героини с разных ракурсов.
К концу я сделала свой вывод - в своих поисках и страхах Анка не нашла главного - любви.
У неё куча эрзатцев - тех самых ежедневных ритуалов, занятий в клубах по интересам, терапевтических группах. Она - человек со своей собственной философией поведения, манерой жизни в социуме, но она не умеет главного - любить, отдавать тепло своего сердца, она не стремится сделать кого-то счастливым... Все заботы только о себе, о своей Intimterritorium, чтобы никто её не нарушил... Мне очень знаком такой тип людей. Немцы по натуре своей - Einzelgängerы, это основная их черта. Общение с ними легко, и даже интересно, но в итоге ты понимаешь, что ты сам-то им совсем не интересен. Просто посредством общения с тобой они познают себя.

Специально не стала читать комменты, чтобы не сбить своё послевкусие, а оно есть и это главное!
12:34 17.12.2024(1)
Наталья, огромное спасибо за прочтение и за такой вдумчивый, развёрнутый комментарий - настоящую рецензию.
Мне особенно приятно, что вы увидели в образе Анки типичное и узнаваемое.
Прототипа моей Анки зовут в самом деле Anke, и когда я думала о том, как назвать уже готовую повесть, то тоже вспомнила о книге Пелевина "Чапаев и Пустота" и подумала, что в анекдотах о Чапаеве часто фигурирует также Анка, и название "Анка и пустота" показалось мне остроумным.
13:49 17.12.2024
1
18:02 15.12.2024(2)
2
Дочитал и пребываю в большом восторге, Алëна! 
Это глобальное произведение, это програмная твоя работа! 
Главная героиня - интереснейшая личность, но она могла бы оказаться более плоской и одномерной, если бы ограниченно (а не органично) была понята. 
У Лермонтова о поисках Печорина самого себя рассказывают три разных рассказчика и каждый видит его со своей стороны, в определëнном ракурсе. 
А в нашем случае не нужно более одного рассказчика, потому что он, наш рассказчик, даëт нам полную картину. 

А какие мысли! Какая философия! 
Помню, в юности, выписывал в отдельную тетрадку умозаключения Ремарка, настолько мне всё это было близко! 
Алëна, нужно чесно признать, что твой стиль и твои находки, ничуть не отстают от Эриха Марии! 
Даже гендерная составляющая никак не влияет. По той причине, что, как я уже говорил, исследование души героини всеобъëмно. 

Пару слов о самом персонаже. Я об Анне. Да, она очень интересна, но она, наверное, всегда будет одна. По одной единственной причине - она самодостаточна. 

Алëна, спасибо огромное за литературный пир! 
Как здорово, что ты ЭТО создала! 

20:23 16.12.2024(2)
1
Комментарий такой же, как и работа Алёны
Лёша, подписываюсь под каждым словом, и ещё добавлю от себя: всё-таки Анка ещё и эгоистична.
Я перечитала!
22:38 16.12.2024(1)
Да, о ком было сказано, об Онегине или о Печорине, что он, мол, страдающий эгоист? 
Фантазия моя разыгралась, и я уже вообразила, что Анку можно назвать героем нашего времени, по меньшей мере, героем нашего времени в Германии. )))
23:26 16.12.2024
Героиня нашего времени в Германии 🤗🤓
22:13 16.12.2024(2)
1

Спасибо Вам, Лилия. 
И да, согласен: Анна зациклена только на себе. 
В любом случае она эгоцентрична. 
12:46 17.12.2024
Лёша, твои комментарии - по сути рецензии - навели на меня на мысль о параллелях между Анкой и самим Печориным. ))) 
Я Белинского не читала, но знаю, что ему приписывают высказывание: Печорин - страдающий эгоист.
Прототипа моей Анки, кстати, зовут в самом деле Anke. 
Есть много немецких имён, производных от Анна:  Anne, Anna, Anke, Anja, Annika, Annette, Anneli... И немцы, по моему мнению, - буквоеды. Попробуй только Anne назвать Anna - тебя сразу же поправят.
23:25 16.12.2024
Эгоцентрична, да! Это более точно🤗
19:00 15.12.2024(1)
Лёша, у меня нет слов. Такое впечатление произвёл на меня комментарий! Огромное спасибо тебе.
20:06 15.12.2024
1
15:45 16.12.2024(1)
2
Вы - настоящий писатель, Алёна. Если бы меня спросили, кого я читаю с интересом из современных авторов, я бы назвала вас :)
Такие глубокие мысли, я поражаюсь, как вы передаете все до мелочей, как раскрываете характеры, мотивы, мысли... Пока читала, увидела себя в некоторых словах и мыслях героини. И увидела моего человека, с которым у меня сложные отношения. Даже больно было читать некоторые диалоги, правда в них такая острая. Вообще, сегодня я нахожу ответы на свои вопросы, словно в ответ на молитвы. 
22:39 16.12.2024
Спасибо, Севиль! 
21:09 15.12.2024(1)
1
Я тоже прониклась жизнью Анки. И рада, что она нашла себя. Алена, Вы выступили в роли психолога, давая ей самой разобраться в своих чувствах... Достойная работа!
22:28 15.12.2024
Спасибо, Элина!
18:13 15.12.2024
1

Забрал в "Избранное". Буду время от времени перечитывать. 
Потому что это не столько прозаическое произведение, сколько философское. 
МЫСЛИ! МЫСЛИ! МЫСЛИ! 
17:22 15.12.2024(1)
Чудесный стиль, читаешь и не замечаешь времени, погружаясь в историю!👏👍🌹🌹🌹♥️


17:54 15.12.2024
1
Спасибо, Тиа! ❤️
22:18 14.12.2024(1)
1
Рада за Героиню! 
Она не просто живëт, а ищет смысл жизни. 
Очень ярко и интересно написано, Алëна! 
Интересная и многогранная личность эта Анка! 
23:16 14.12.2024
Надежда, спасибо!
22:03 14.12.2024(1)
1
Серьезная работа. Пустота требует заполнения. Героиня к этому стремится.
23:16 14.12.2024
Спасибо, Мария!
19:46 14.12.2024(1)
1
Интересно написано!
19:49 14.12.2024
Спасибо, Элина!
19:44 14.12.2024(1)
1
Алёна, потрясающий рассказ! Как понимаю, история реальная. Мастерски написана. Психология человека, тайна человеческой души, мне кажется, - вечные и самые главные темы настоящей литературы…

Очень интересный человек, эта Анка. Иногда такие ищущие люди, которые боятся пустоты, не могут найти себе места, плохо в жизни кончают. Я очень рада, что Анка нашла в себе силы быть честной с Томасом, со своей матерью, а самое главное с самой собой.

Рассказ прочитала на одном дыхании!!! 
19:48 14.12.2024
1
Спасибо, Асия!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама