Её жизнь - молния! (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Культура дневниковедения
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 717
Внесено на сайт:
Действия:

Предисловие:
Мария Башкирцева

«Когда я умру, прочтут мою жизнь, которую я нахожу очень замечательной»

Её жизнь - молния!

Говорят, жизнь сверхновой звезды коротка.
Она вспыхивает ярким, ослепительным светом, лишь на мгновение вечности озарив чёрную мглу Вселенной, раскрашивая всем спектром своего излучения серую, повседневную сущность человеческого бытия, но быстро гаснет, растратив энергию и исчерпав внутренние ресурсы.

11 ноября 1860 года над миром зажглась такая звезда – в лице нашей соотечественницы Марии Константиновны Башкирцевой, русской аристократки, посвятившей, всю без остатка, свою более чем короткую жизнь служению искусству и… ведению дневника.

Её жизнь – молния!
В которой было заключено столько энергии, столько испепеляющего желания жить, что с лихвой хватило бы на сотню незаурядных жизней…

Это была натура с сильным характером, богатая по своему внутреннему содержанию и прекрасная в своём женском облике. Тонкий художественный вкус и блистательный ум, целеустремлённость и жажда знаний, неисчерпаемая потребность в самовыражении, любовь к искусствам, всесильная тяга к Прекрасному, врождённая внешняя и внутренняя красота, неописуемый темперамент, талант…

Не слишком ли много для одной, чтобы быть недвусмысленно понятой и любимой всеми?..

«Мне часто говорят, что я – хорошенькая, но я считаю себя всего лишь миловидной… мне хотелось бы стать Личностью. Такой, чтобы после моей смерти мой дневник был интересен всем».
(30 декабря 1873 г., 13 лет)

Каково?..
Но в этом по-детски наивном и смелом признании показателен не сам факт постановки перед собой столь грандиозной задачи – стать Личностью, - что вообще-то характерно для этого возраста (самоутверждение), а то, с каким упорством и последовательностью она осуществляла задуманное, ни на секунду не сомневаясь в себе, какую жертву принесла на алтарь однажды избранных ценностей…

Богатство, блеск и признание в свете, гламур, как сейчас говорят… Но у неё уже всё это было! Неужели же этого было мало? О чём ещё может мечтать девушка из высшего общества, когда жизнь только начинается?

«Этот бедный дневник, содержащий в себе все эти порывы к свету – порывы, к которым отнесутся с уважением, как к порывам гения, если конец будет увенчан успехом, и которые назовут тщеславным бредом заурядного существа, если я буду вечно коснеть.
Выйти замуж и иметь детей? Но это может сделать каждая прачка! Но чего же я хочу? О! Вы отлично знаете. Я хочу славы!».

(3 июля 1876 г.)

«Уже два часа. Новый год уже наступил, и ровно в полночь, с часами в руках, я произношу своё пожелание, заключённое в одном единственном слове – слове прекрасном, звучном, великолепном, опьянительном: Славы!»
(31 декабря 1883 г.)

Личность Марии Башкирцевой – явление феноменальное, из ряда вон выходящее, неподдающееся объяснению с помощью простой логики. Какие предпосылки социального или наследственного характера заложили основу этого Феномена? Какие научно обоснованные концепции могли бы дать ответ на этот вопрос?

Кто она, интеллектуальный вундеркинд из благородного семейства, несостоявшаяся богиня, или никчемный уродец с наполеоновскими амбициями? Мы можем частично объяснить лишь эволюцию, развитие тех редких дарований, которые были отпущены ей, вероятно, свыше. Эта эволюция в немалой степени обязана её личному дневнику, где зарождался и бурно кипел процесс духовного и умственного развития. Элитные семена гениальности попали в плодородную, активно культивируемую почву. Причём очевидно, что эта почва культивировалась не столько извне, сколько изнутри. И это лишний раз подтверждает, что человек не является пассивным носителем каких бы то ни было качеств, доставшихся ему по наследству или по воле Божьей, а способен их изменять, улучшать, развивать или утрачивать.

«Мне тринадцать лет; если я буду терять время, что же из меня выйдет!»
(6 мая 1873 г.)

Что это, если не установка, решительная и безапелляционная, на Культ Личности, в хорошем, правильном смысле этого слова? Что это, если не самопрограммирование?

«Я презираю людей, которые не представляют из себя ничего»
(20 августа 1879 г.)

Безусловно, личность М. Башкирцевой глубоко противоречива и неоднозначна с нравственной точки зрения, обывательской психологии и социального восприятия. На бытовом уровне более чем легко показать, насколько она была горда, честолюбива, тщеславна, высокомерна. Характерно, что она сама прямым текстом говорит об этом, не пытаясь ни смягчить, ни оправдать свои недостатки. И это только располагает к доверию, добавляет уверенности в её искренности, правдивости, достоверности дневника.

«Я буду наказана за мою гордость и за мою глупую надменность. Читайте, добрые люди, и поучайтесь! Этот дневник – самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано! Тут вся женщина, со всеми своими мыслями и надеждами, разочарованиями, со всеми своими скверными и хорошими сторонами, с горестями и радостями. Я ещё не вполне женщина, но я буду ею. Можно будет проследить за мной с детства до самой смерти. А жизнь человека, вся жизнь, как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, - всегда великая и интересная вещь».
(14 июля 1874 г., 14 лет)

И если мы не нуждаемся в большем, чем покопаться в грязном белье, то нет ничего проще: в дневнике Маши достаточно много такого, что может затронуть самолюбие или обидеть до глубины души критиканствующего простолюдина, ревнивого за свою честь и достоинство, равно как и всякого пламенного борца за всеобщее равенство и социальную справедливость.

Богатство, слава, сильные мира сего – были предметом её трепетного поклонения и восторга. Далеко не все её интеллектуальные изыскания и психологические выкладки бесспорны, и, «не мудрствуя лукаво», вырванные из контекста данной конкретной жизни, легко могут стать предметом ханжеского осуждения и порицания, дескать, вот, какая сволочь – то, чего все мы, ведущие дневники, боимся пуще огня, предпочитая подчас предать свои творения забвению, чем сделать их достоянием многоликой общественности.

«Никогда не понравится мне человек ниже меня по положению; все банальные люди мне противны, раздражают меня. Человек бедный теряет половину своего достоинства; он кажется маленьким, жалким, имеет вид какой-то пешки. Тогда как человек богатый, независимый полон гордого покоя. Уверенность всегда имеет в себе нечто победоносное…»
(28 октября 1873 г., 13 лет)

Или вот ещё, полюбуйтесь:

«Стендаль имел по крайней мере двух-трёх людей, способных понимать его, а у меня… это просто ужасно: все так плоски, и даже люди, которых прежде находила умными, кажутся мне теперь просто глупыми. Уж не выйдет ли из меня в конце концов так называемая непонятая личность?»
(28 ноября 1883 г.)

А может, вам больше понравится это:

«Может ли быть что-нибудь более плоское, более подлое, более презренное, чем род людской? Ничего! Ничего! Род человеческий был создан к погибели… ну, да, я хотела сказать – к погибели рода человеческого».
(27 декабря 1875 г.)

Узнаём ли мы при этом себя, любимых, в прошлом жестокосердных недорослей, озлоблённых на всех и вся в своём несовершенстве и неотесанности, в извечном конфликте отцов и детей? Или ханжески забываем, что в своём самоутверждении, бескомпромиссно низвергая в хлам любые авторитеты, и даже своих близких - сами были такими?

«…мама всегда говорит о Боге: если Бог захочет, с Божьей помощью. Бога призывают так часто только для того, чтобы избавиться от разных мелких обязанностей. Это не вера, даже не набожность: это какая-то мания, слабость, подлость ленивых, неспособных, беспечных! Что может быть грубее, как прикрывать все свои слабости именем Бога? Это грубо; это даже более – это преступно, если действительно веришь в Бога. Если чему-либо суждено быть, то это будет, - говорит она, чтобы избежать труда двинуться с места и упрёков совести».
(22 августа 1880 г.)

Но ведь это не крик души и отчаяния бьющейся в сетях нищего рыбака золотой рыбки, не исполненная ненависти агония умирающей злой Горгоны – это всего лишь эмоции живого, чувствующего существа, с его детской категоричностью, наивностью и целомудрием, в стремительном, взрывоподобном росте своём не успевающего раздвигать границы жизненного пространства и времени. Этот юношеский максимализм, свойственный всем и каждому, простителен, если только он преходящ и со временем переходит в терпимость, благоразумие и любовь. Вся разница лишь в темпераменте, да ещё в том, насколько тот или иной формирующийся характер способен управлять своими эмоциями. Здесь же мы видим сильный, ярко выраженный характер, не дающий пощады в своём эмоциональном всплеске никому, и, прежде всего, себе:

«Глубокое отвращение к самой себе. Я ненавижу всё, что я делаю, говорю и пишу. Я ненавижу себя, потому что не оправдала ни одной из своих надежд. Я обманулась. Я глупа, у меня нет такта, и никогда не было. Укажите мне хоть на одно моё умное слово или разумный поступок. Ничего, кроме глупостей! Я считала себя умной, а я нелепа. Я считала себя смелой, а я боязлива. Я думала, что у меня талант, и не знаю, куда я его дела. И при всём этом претензия писать прелестные вещи! Вы, может быть, сочтёте умным то, что я только что высказала; это только так кажется, но на самом деле не умно. У меня не достаёт ловкости судить о себе верно, что заставляет предполагать скромность и массу других качеств. Я ненавижу себя!»
(20/21 сентября 1877 г.)

Бескомпромиссность в самооценке, умение видеть себя таким, какой есть на самом деле или свои отрицательные качества – достоинство далеко не каждого мужчины, не говоря уже о женщинах.

«Я представляю из себя характер в высшей степени сложный…»
(3 мая 1878 г.)

Сложный, и столь же ранимый…

«Найду ли я когда-нибудь какую-нибудь собачонку на улице, голодную и избитую уличными мальчишками, какую-нибудь лошадь, которая с утра до вечера возит невероятные тяжести, какого-нибудь осла на мельнице, какую-нибудь церковную крысу, учителя математики без уроков, расстриженного священника, какого-нибудь дьявола, достаточно раздавленного, жадного, грустного, униженного, забитого, - чтобы сравнить его с собой?
Что ужасно во мне, так это то, что пережитые унижения не скользят по моему сердцу, но оставляют в нём свой мерзкий след!»

(28 декабря 1875 г.)

И я хочу повториться, что столь эмоциональное изложение своих мыслей и чувств лишь признак правдивости и неподдельной искренности автора дневника, с его необузданным темпераментом и самобытным духовным миром. Где ты ещё видел, мой благосклонный читатель, столь же красноречивое, многократно повторяющееся, как заклинание, Уникальное авторское Уведомление (один из признаков Реального Личного Дневника)? К примеру, вот это:

«Не ищите ничего такого, что не находилось бы в этом дневнике, я добросовестна и никогда не прохожу молчанием ни мысли, ни сомнения. Я воспроизвожу себя так точно, как только позволяет мне мой бедный ум. А если мне не верят, если ищут чего-нибудь сверх того или под тем, что я говорю, тем хуже! Ничего не увидят, потому что ничего и нет».
(1 октября 1875 г.)

Или вот это:

[I]«…я писала и пишу безусловно искренно именно потому, что надеюсь быть изданной и прочитанной. Если бы эта книга не представляла точной,


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     23:29 29.09.2014 (1)
1
11 ноября 1860 года над миром зажглась такая звезда

Очень спорный вопрос. Возможно, Мария Константиновна родилась на 2 года раньше в 1858 году.
Богатство, блеск и признание в свете, гламур, как сейчас говорят… Но у неё уже всё это было! Неужели же этого было мало? О чём ещё может мечтать девушка из высшего общества, когда жизнь только начинается?

О да. Но пойдемте методом "от противного", как в геометрии. Ну или примерно так. Во время жизни Башкирцевой было не принято для дам то или это. Прекрасно понимаю возмущение внутреннее тех женщин, кто родился не в то время - в наше бы родиться.
А сейчас подумаем о том, что вот идет человек любого пола по улице с красными/зелеными/фиолетовыми etc. волосами в очень необычной для обывателя одежде. Как вы реагируете? Это то же самое, как почти все, большинство реагировали на Башкирцеву с ее "странными" взглядами на жизнь. Она была впереди времени своего. Ок. А ребята с проколотыми губами/бровями/языками с разноцветными яркими волосами и причудливыми одеждами сегодня - не то же самое? Если это то же самое для вас, Вячеслав, если вы искренне радуетесь при встрече с такими ребятами их неординарности - тогда да, Мария Башкирцева действительно для вас человек, выбивающийся из толпы. И кстати - все эти внешние проявления личности никогда не зависели от количества средств к существованию. Я просто общаюсь с такими людьми, знаю их. И, если и почти все смотрят таакими глазами и нет средств жить хорошо материально - все равно эти люди так выглядят. Они действительно особенные. Были бы у них средства Марии Константиновны - они бы точно прославились и дали миру новую моду) Но они борются с жизнью и враждебно настроенной средой без роскошного содержания родственниками. И даже работают черти кем, как посчитала бы Мария.
Этот дневник – самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано!

Сильно поспорю, что самое поучительное, ибо это смешно. Если у девушки ничего не было в жизни и всё ещё впереди и в первый раз – это не значит, что её «новое» не является пройденным миллионы и миллионы раз другими людьми, кто чуть старше.
Никогда не понравится мне человек ниже меня по положению; все банальные люди мне противны, раздражают меня. Человек бедный теряет половину своего достоинства; он кажется маленьким, жалким, имеет вид какой-то пешки.

Говорит само за себя, не? Возьмем ну хоть кого, на первый взгляд – Михайло Ломоносова, Сергея Есенина. Не богаты были совсем – но велики. Обожаю строки Некрасова: Скоро сам узнаешь в школе, как Архангельский мужик по своей и Божьей воле стал огромен и велик».
Чем же отличалась Мария от всех людей её круга в этом вопросе? Не мечтала ли, как и они, просто так стать ещё более богатой? На каком основании? Чем она лучше Ломоносова и Есенина? Чем она не только более выдающаяся, чем они, но и чем она хоть немного может подпрыгнуть до них?
Я и революционер и не революционер. Я отлично понимаю и тех, и других. Одни говорят в истории в 1917 году: Набежало стадо тупых и некультурных. А как бы эти тупые некультурные получили образование? Если оно давалось только аристократам, вроде Башкирцевой. Не была ли бы Мария такой же темной и тупой, в серых и коричневых платках на голову и тело, если бы ей не открыли знания родители и гувернеры? Можете себе представить озвученное желание крестьянской дочки «рисовать» или «петь»? Чем хуже эти крестьянские девочки, чем лучше  их Башкирцева? Всего лишь повезло родиться в семье, которой по средствам образование. Недаром – Sciencia potencia est.
Разве вам никогда не случалось остаться вечером одному в деревне, под совершенно ясным небом.

Случалось всем, наверное, в мире. Красивая поэтика описаний не всем дана, оттого и не пишут, но чувствовать – люди чувствуют. И грёзы испытывали. И талантливы были не один человек за поколение человеков в отдельно взятой какой-то стране. Просто Мария наивно считает, что если для неё в первый раз – то и для всех в первый раз. Ан нет. Где мудрость? Нет её. Чего тогда приписывать?
Когда я умру, прочтут мою жизнь, которую я нахожу очень замечательной.

Ну кто бы так не находил о своей жизни) Было множество, даже не публично известных, жизней – много интереснее. Отчего Мария не читала про таких людей? Взять хоть Анну Болейн навскидку первое, что пришло.
     23:26 08.10.2014
Спасибо за Ваше мнение, Ирма. Ваша аргументация для меня многое объясняет, кто и почему столь критически воспринимают феномен Башкирцевой, и это помогает понять суть разногласий. Как я уже говорил, оппонировать Вам в этом не вижу смысла, ибо всё уже сказано в двух эссе. Целью их написания было не желание кого-то в чём-то переубедить, а выразить своё собственное мнение и отношение к Личности Марии Башкирцевой, а также дать пищу для размышления тем, кого, так или иначе, заинтересовала эта тема.
     00:49 26.10.2012 (1)
Ух ты! За Башкирцеву - спасибо! "Дневник" её, вышедший в перестройку в "Молодой Гвардии" есть у меня. Напомнили - перечту.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Только "Золотой фонд интеллектуального чтива ()" что-то не очень понял.
     01:39 26.10.2012 (1)
И Вам спасибо - за внимание к моей работе.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
"Золотой Фонд интеллектуального чтива" - авторское... ну, может и переборщил. Как бы для интеллектуалов, читателей духовных и умственных запросов, что называется, выше среднего уровня (имеется ввиду дневник Башкирцевой, а не мой опус).
     01:43 26.10.2012 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Чтиво - я вот о чём. Я не понял иронию-то
     01:45 26.10.2012
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
А что, слово "чтиво" выражает иронию? Хорошо, проверю. Но думаю, что нет.
За оценку признателен, Александр.
Реклама