[justify]На фотографии Алина Кабаева. Азиатке очень удалась эта фотосессия в мехах. Когда создавался фильм "Кочегар", весь мир обсуждал Кабаеву и Путина. Балабанов Mастер кино. Сделал всё как надо. Магазин "Меха Якутии" кинорежиссёр завесил не знаменитыми якутскими соболями. А цветными шкурами с фотосессии Кабаевой. Один в один. Символика фильма "Кочегар" одна из самых сложных. По философским смыслам. Но Кабаеву я разглядела сразу. Благодаря азиатской внешности актрисы. И этим оранжево-жёлтым пятнистым шкурам. А сцены секса "верхом" на "царе" под песню на стихи персидского философа Омара Хайяма просто не оставляли сомнений. За образом Александры скрывается предполагаемая любовница-жена Путина. И она оседлала "государя". Балабанов сжигает азиатскую Красавицу в печи Истории. На обсуждение фильма "Кочегар" Балабанов не пришёл. Побоялся себя выдать. Ведь средства на этот фильм выделило Министерствo культуры Российской Федерации. Я конечно смеялась. Как великий Мастер кино их всех сделал.
Есть фильмы хорошие и плохие. И есть фильмы Алексея Балабанова. С русской душой. Со смыслом. Все фильмы Балабанова филосовские. Они не собирают много денег в прокате. Их редко показывают по телевизору. Но они заставляют кинозрителя думать. Мотивы фильма „Кочегар" кроются в многолетнем творчестве режиссера. "Кочегар" это своего рода собрание киносочинений Алексея Балабанова. Я увидела связь со многими фильмами, вышедшими раннее. "Замок". "Брат". "Про уродов и людей". "Река". "Брат-2". "Груз 200". "Морфий".
Фильм "Кочегар" соткан из понимания Балабановым философии Добра и Зла. Чтобы фильм стал понятнее. Нужно прочитать хотя бы краткое содержание философской драмы Гётте "Фауст". И пьесу Бертольта Брехта "Добрый человек из Сычуань". "Фауст" считается главным трудом немецкого писателя, мыслителя и философа. Гёте работал над "Фаустом" на протяжении 60 лет своей жизни. "Фауст" удивительно современен. Вот строки из философской драмы. "Больное царство мечется в бреду. И порождает за бедой беду. Лишь выглянь из дворцового окна. Тяжелым сном представится страна. Все, что ты сможешь в ней окинуть оком. Находится в падении глубоком. Предавшись беззаконьям и порокам." Разве в Ельцинско-Путинской России не так...
Гётте рассуждает о дуализме-двойственности души. Балабанов рассуждает о Плохих и Хороших людях. Я сразу вспомнила стихотворение из детства. "Крошка сын пришёл к отцу и спросила Кроха. Что такое хорошо. И что такое плохо." Владимир Маяковский тоже задавал вопросы о Добре и Зле. Может поэтому и "застрелился". Плохими то получались Чекисты. Гётте приходит к выводу, что Добро и Зло две стороны вечно обновляющейся жизни. "У меня в груди две души живут, между себой не похожие - и вражеские…", говорит Фауст. Без борьбы противоположностей нет развития. Жизнь без этой борьбы прекращается. Гётте утверждает, что именно Зло позволяет человеку сохраняться. Зло само вызывает человека на противостояние, на борьбу с ним. Человек без борьбы "расчеловечивается", а с помощью борьбы как бы "держит форму".
Но всем известно, чем выше прыгнешь, тем больнее падать. В фильме "Кочегар" люди борются за власть и деньги, падая лицом в грязь. Потому возможно, прав Мефистофель. "Человек более зверь, чем все звери". Об этом фильм Балабанова. Все герои у него по парам. Две девочки, приходящие смотреть на огонь. Два лидера преступной ОПГ. Два олигарха. Две Женщины-России. Азиатская и русская. Двойственность символизирует Двойные двери квартир. Двухцветная чёрно-белая шапка на голове Девочки-Символа. Печей Истории тоже Две.
Ключ к пониманию Балабанова это всегда только вечные ценности. Якут-Кочегар, а это сам Балабанов, настоящий герой Кафки. Бертольт Брехт, как и Балабанов обожавший Кафку, заметил, что из мира Кафки есть выход. В ярость. В штурмовые отряды. В месть всем обидчикам. Вот у Балабанова и происходит такой выход. Бертольт Брехт смотрит на дуализм-двойственность души по своему. Ведь прошло сто лет. Полыхает огонь Второй мировой. Мир стоит на грани катастрофы. Именно в это время заканчивает Брехт своё самое яркое произведение "Добрый человек из Сычуань". Брехт задаёт вопрос. Могут ли быть хорошие люди в условиях капитализма. Его Боги ищут на Земле по-настоящему доброго человека. И находят. Приютить Богов как ни странно, соглашается Проститутка. Искать колокольню Счастья в последнем фильме Балабанова тоже будет Проститутка.
Брехт доказывает, что при капитализме истинные ценности, такие как доброта, бесполезны для людей. Важен только капитал. В условиях капитализма хороший человек не может существовать, если у него одновременно нет плохой стороны. Которую Гётте называет жизнеспособной. Но каждый человек решает для себя сам. Каким ему быть. Какие поступки совершать. Кочегар-Балабанов тоже решает. САМ. Он убивает преступную власть. САМ.
В 1963-ем году пьесу Брехта поставил Юрий Любимов со студентами Щукинского училища. С этого спектакля началась история Театра на Таганке. Роль лётчика сыграл Владимир Высоцкий. У Брехта он отрицательный Герой. И именно лётчик приходит в кочегарку к Балабанову. Полковник немного похож на Гитлера. Это Балабанов продолжает тему военных. Как и в фильме "Брат 2" для кинорежиссёра военные это фашисты. Не боевые командиры. А тыловое руководство. Лётчик конечно символ. Как и две девочки. Появляется ниоткуда. В дымке. И уходит в никуда. Его "летная" форма это отсылка к самому Балабанову, который служил в авиации. И в качестве военного переводчика сопровождал поставки оружия в другие страны. Сегодня оружие продают "врагам", говорит Балабанов словами своего героя. То есть русских пацанов продолжает убивать российское оружие.
Почему Балабанов, будучи по природе добрым человеком, не снимал радужные фильмы. Потому что считал, что живёт в мрачные времена. Мастер кино чувствовал личную ответственность за судьбу России. В своих фильмах кинорежиссёр постоянно показывал зрителю больное Ельцинско-Путинское "царство". Которое, говоря словами Гётте, мечется в бреду. Порождает за бедой беду. Находится в падении глубоком. Предаётся беззаконьям и порокам. Фильм Балабанова "Кочегар" подводит кинозрителя к мысли о губительности бандитско-капиталистического устройства Ельцинско-Путинской России. Балабанов рассматривает дикий уродливый капитализм Ельцинско-Путинской России как путь в Пропасть. Как и Бертольт Брехт, Балабанов доказывает что мир капитализма губителен для лучших человеческих качеств. Возникших задолго до капитализма.
В главном городе провинции Сычуань, у Брехта обобщены время и место действия. То есть это может быть любое место на земном шаре. И любое время. В которое человек эксплуатирует человека. Балабанов выбрал Кочегарку. Гениально выбрал. Драматург Брехт призывает построить разумный мир. Мир свободы. Мир без эксплуатации. Фильмы Балабанова не призывают. Они бьют. Бьют по преступному чекистскому режиму. Бьют Hаотмашь.
***
Где снимался фильм "Кочегар"? Основные съемки прошли в Кронштадте. Кронштадт это история революционной России. И история Петровской России. Потому мы сразу переносимся в фильм "Про уродов и людей". Балабанов снова рисует зрителю образы уродливо сросшиxcя Персонажей. Их только нужно суметь рассмотреть. Фильм снимался на территории бывшего высшего мореходного училища. Дата постройки охватывает период с 1826-го по 1829-ые годы. Мореходная школа военно-морского флота СССР располагалась во 2-ой западной оборонительной казарме. Входила в состав легендарной крепости Кронштадт.
Крупным планом в самом начале фильма Балабанов показывает Якорь. Это всё что осталось от былой славы и мощи военно-морских сил России. Россия на Якоре. Где была морская слава. Сегодня Казино. И лежбище преступников. В этих исторических зданиях мореходная школа ВМФ находилась до 2009-го года. Символично, что у мореходки была кличка. Её называли "Шмонька". На жаргоне этим словом называют женский половой орган. Говоря Могучим Русским образно. "Кочегар" снимался в Пи.......зде. В интернете можно найти множество фотографий этой школы. После закрытия. Волосы дыбом конечно. Какой разор. И именно здесь решает Балабанов снимать свой фильм.
Фильмы Балабанова понять сразу невозможно. Надо запасаться временем и терпением. Я например не сразу поняла значение картинок за спиной Кочегара. А они ключевые и главные. Каждая из картин живёт самостоятельной жизнью. Это своего рода небольшие экраны. На протяжении фильма на них появляются нужные Балабанову очертания того или иного Символа. С памятником Петру было более менее ясно. Я не понимала вторую картинку. Пришлось сидеть и разбираться. Балабанов ещё тот мудрец и хитрец. Он поставил неприметную, но очень редкую фотографию главной достопримечательности Кронштадта, Петровского дока. Вернее одной его части. Каналы Петровского дока впадают в море. Как реки. Балабанов связывает фильмы "Река" и "Кочегар" сюжетными линиями. На последних кадрах недоснятого фильма река Жизни впадает в море. И уносит на своих водах берестянную лодку с только что народившейся Новой Жизнью.
Доковая система, получившая имя Петра Великого, действует до сих пор. Со временем совершенствовались только средства перекачки воды. В начале 18-го века в Европе уже существовали доки для ремонта кораблей. Но чтобы осушить док и приступить к ремонту требовалось три-четыре недели. Петровский док осушался за сутки. Всё гениальное очень просто. Ниже уровня дна дока сделали сливной резервуар. Доковый бассейн. В него вода сливалась самотёком благодаря наклонной поверхности. Вот и всё. Думаю что придумали этот спуск мастеровые русские люди. Но идею конечно приписали царю.
Старинные петровские сооружения отличают прекрасные пропорции, идеальная гранитная кладка, красивые чугунные решётки. Кто всё это строил? Подневольные люди. Kрепостные крестьяне. Солдаты. Каторжники. Согнанные из всех губерний России. Как в годы ГУЛАГов и НКВД. Можно себе представить сколько русского люду здесь ЗАГИБЛО. Все работы велись ручным способом. Лопатами, кирками и ломами. Представляете себе обработку гранита триста лет назад. Bручную... Петровские сооружения Кронштадта имеют форму Креста. Крестов в фильме мы увидим много. И икон. Символично, что Пётр Первый так и не увидел результата своей технической мысли.
Я просмотрела сотни фотографий Петровского дока. Но нигде не могла увидеть порог, проступающий из воды. А вот Балабанов нашёл такую фотографию. И как всегда всех запутал. Местные жители прозвали это место "Ниагарой". Во время спуска воды из доковой системы здесь действительно
| Помогли сайту Праздники |