[justify]"Кругом возможно Бог. Что, если Бог-возможно мысль?"
/ Александр Введенский /
Фильм "Я тоже хочу" это фильм-эпопея. КЛЮЧ к пониманию всего творчества Балабанова. Рассказывая о последнем фильме Балабанова, необходимо знать o чём его первый фильм "Счастливые дни". Потому что этот фильм фундамент всех его будущих работ. Первую картину Балабанов снял ещё на советском Ленфильме. Фильм необходимо посмотреть. Сразу станет понятным. Почему у Балабановa такое кино.
В киноленте "Я тоже хочу" присутствуют все мотивы первого фильма Балабанова "Счастливые дни". Человек и Время. Произвол Власти и крах империй. Трагическая судьба талантливых писателей. Библейские мифы в образах Отца и Сына. Люди без памяти. Психиатрические больницы. Кладбища. Кресты. Казематы-подвалы. Бесконечные лестницы. Cетчатые клетки лифтов. Открывающиеся и закрывающиеся двери. Проходящие мимо трамваи с числами-знаками. И даже деревянные реечные ящики, на которых вокруг костра сидят герои фильма "Я тоже хочу". В кадре очень много асфальта. И камня. За четверть века петербургский камень высосет из Балабанова жизнь. Огромная колокольня тоже есть. Но она пока не разрушена.
Абсурд называют оборотной стороной смысла. Изнанкой. Театр абсурда это особый мир. Одновременно комического, грустного и парадоксального. И этот мир всегда существует автономно. В театр ходят не все. А кино доступно каждому. Балабанов показал отечественному зрителю новейшие формы кинодраматургии. И русские люди его поняли. Потому что русский человек, он в душе философ.
Балабанов не мог критиковать Власть напрямую. Его бы давно убили. Театр абсурда помог ему. Ты можешь понимать фильм как хочешь.
Балабанов пришёл в мир кино со своими Правилами. И никогда им не изменял. В фильме за короткое время нельзя выстроить полный портрет героя. Мир кино Балабанова позволяет это сделать. Средством общения со зрителем у Балабанова является Слово. И это слово всегда пародирует Cмысл. Разрушает логические общепринятые нормы.
В фильмах Балабанова диалоги и монологи трудно понять. Развивающаяся на экране цепь событий тоже лишена смысла. Мы видим мелькание эпизодов. Все персонажи условные. В классическом понимании сюжет и реальность разрушены. Это и есть новая модель кинодраматургии Балабанова. В ней возможно всё. Перевоплощать. Менять сознание. Менять Время.
Фильм "Я тоже хочу" о Времени. Балабанов как и Александр Введенский выстроил модель театра Абсурда. И делал со Временем что хотел. Он переплетал эпохи так. Как ему было нужно.
За что я ценю творчество Балабанова. Он не подражает Западу. Ни в чём. Рождает своё. В кинодраматургии Балабанова возможно всё. Перевоплощение. Смена сознания. Но одно остаётся неизменным. Достоверные исторические факты. Во всех своих фильмах Балабанов исследует одну и ту же тему. Смену исторических эпох. Исследует как поворот Истории проходит по судьбе Человека.
Балабанов связывает вместе Несоединимое. С одной стороны, перед нами история героя. С другой стороны, его память. А память у Балабанова всегда историческая. Меня поражает, как мыслит Балабанов. Целыми эпохами мыслит.
О чём последний фильм Балабанова. О самом Главном. О православной Вере. О русской Душе. О деспотизме Царей и Чекистов. Герои фильма хотят Счастья. А Балабанов показывает Похороны. Нo не самого Балабанова. Как поспешили отрапортовать проплаченные кинокритики. Умирать Мастер кино не собирался. Он работал над новыми сценариями. Балабанов хоронит Царскую и советскую Империи. И бандитскую Власть Ельцинско-Путинской России. Одновременно хоронит. У него это мастерски получилось.
Сначала кинорежиссёр качает нас на волнах Истории. На питерском асфальте качает. Потом везёт на Похороны. Балабанов снимает свой фильм нa развалинax православного храма. Это Развалины ДУШИ русской. Это Развалины России русской. Балабанов считал, что Дух русский был разрушен Октябрьской еврейской революцией. Итоги Перестройки наглядное тому доказательство. Именно поэтому Главным символом фильма он выбирает разрушенную Колокольню. Именно поэтому так много трупов. Ведь в Ельцинско-Путинской России "Bоспета Смерть. Воспета Мерзость".
Эти строчки из "Элегии" Александра Введенского актуальны и сегодня. Песни на стихи питерского поэта звучат на протяжении всего фильма. Балабанов выбрал ярчайшего представителя поэтического авангарда. Погибшего при маловыясненных обстоятельствах в специализированной психиатрической больнице НКВД татарской столицы. Татары всегда при Деле.
Я поразилась. Александр Введенский петербуржец. Памятника ему понятно никакого нет. А вот малоизвестному "татарскому Пушкину" Габдулле, никогда не жившему в Петербурге, есть. Символично, что место татарскому памятнику нашли на Зверинской улице Петербурга.
Александр Введенский прославился своим пониманием смыслов и логики. Авангардист шифровал свою поэзию. Как Балабанов фильмы. Поэт тоже считал, что вот как поймёт читатель его стихи, так и хорошо. Фильм "Я тоже хочу" это нерукотворный Памятник питерскому Поэту-Cимволисту. От Балабанова.
Сам фильм Светлый. Духовный. Глубокий. И немного грустный. Балабанов грустит. А грусть у русских всегда Светлая. Все похороны в фильме символические. Кресты и траурная драпировка питерских зданий лишь отсылают нас к творчеству дореволюционных и послереволюционных художников-авангардистов. В частности к Казимиру Малевичу. Комиссар-авангардист наносил мощные Удары по русскому Православию. В общем это не кинолента, а модель ДНК. Всё закодировано. Закручено в спираль Истории. От символики фильма голова кругом.
Кто хочет понять глубинные смыслы фильма до конца. Должен немного знать что собой представляет Священное Писание. И особенно Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Четыре книги жизнеописаний Иисуса Христа являются самыми важными для христиан. Сын профессора думаю читал и анализировал ВСЁ. Ветхий Завет. Новый Завет. И уж конечно Библейскую и Древнюю Истории. Поэтому Герои фильма философствуют о Сотворении Мира.
За тысячелетия Мифы Священного Писания превращены в Законы. Что бы удерживать Власть над людьми. "Я сегодня ночью Четырёх завалил. Потом в церковь сходил. Исповедался. Причастился. Теперь вот в бане сижу. Пиво пью". Говорит главный герой словами Балабанова. Церковь Ельцинско-Путинской России допускает к Святому причастию Убийц. Вот о чём фильм.
В последнем фильме Балабанов высмеял библейские мифы о сотворении мира. Из разрушенной коммунистами колокольни он сделал Космодром. Стартовую площадку для взлётов во Вселенную. И мощную Сатиру на космодром "Восточный" в Амурской области.
Балабанов хорошо знал те края. Он изъездил Дальний Восток вдоль и поперёк. Видимо понимал что создаётся очередной Долгострой для разворовывания бюджетных денег. Десять миллиардов уже украли. Но главная стрела Сатиры предназначeнa не казнокрадам, а Патриарху Кириллу. Известно что Святой Владыка ЛЕТАЛ. В прямом смысле. Патриарх Кирилл выполнил 19 тренировок на самолёте "МиГ" и осуществлял все фигуры высшего пилотажа. Видел ли Гундяев на небесах Бога или хотя бы ангелов, пресс-служба РПЦ не сообщила. Балабанов развил тему.
Съёмки в разрушенном православном храме это приговор Чекистам и Коммунистам. Храм разрушили 100 лет назад. А он стоит. Сохранились даже фрески и росписи на стенах. Задумчивые лики святых смотрят на всё что творится вокруг. Я была прямо в оцепенении. Вот это картина. Балабанов успел сделать такой мощный фильм. Успел показать что в русскую православную церквь пробрался Сатана.
Жёсткие на первый взгляд фильмы Балабанова всегда о духовном. Фильм Балабанова очень русский по духу. Православный в высшем понимании этого слова. И протестный по отношению к религиозному маразму и церковному беспределу. Балабанов подводит зрителя к осмыслению философской души России. Страдающей, грешной, ошибающейся. Но не бездушной. Hе покинутой. Мы понимаем что это ещё не конец Истории. И не конец России. Потому фильм заканчивается светло. В лучах восходящего солнца. Балабанов выворачивает пласты Истории. Реконструирует исторические факты. Без сомнения он обдумывал сюжет киноленты много лет. Философствовал Балабанов всегда. Но больше обличал.
Особенно в фильме "Груз 200". А вот "Кочегаре" уже философствовал. "Словно ветер в степи. Словно в речке вода. День прошел. И назад не придет никогда...". Стихи персидского философа, астронома и поэта Омара Хайяма у него там не просто так. Понятно что Балабанов уже знал, о чём будет его новый фильм. "Я хочу" прозвучало у него ещё в 2007-ом году. В финале фильма "Груз 200". В песне Виктора Цоя.
Самый сложный образ в фильме это образ самого Балабанова. "Вяжите меня... Казните меня..." строки Введенского звучат как приговор. На мой взгляд Мастер кино отправился на свою Голгофу. Колокольня Счастья это фактически Голгофа. Балабанова Голгофа.
К этому я пришла не сразу. Мне потребовалось время. Через весь фильм Балабанов несёт свой Крест. Его фактически распяли. Все. Власть. СМИ. Кинокритики. Духовные художники-наставники. Даже семья „помогaла“. Его последняя дорога Светлая. И прямая. Русский Человек идёт по жизни прямо. И всегда по Главной дороге. Зигзагами ходят Гниды. ИУДЫ. Гнидам и Иудам нужны кривые тропки. А они всегда по обочинам Дороги жизни.
Известно что в евангельские времена на западе горы Голгофа были разбиты красивейшие сады. К горе примыкала смотровая площадка. Народ собирался смотреть на казни. Под Голгофой находилась глубокая лощина. В эту яму сбрасывались тела мертвых. И кресты. На которых они были распяты.
Атмосферу этих казней передают потрясающие картины русского художника Фёдора Бронникова. Бронников родом из Шадринска что в Пермской губернии. Я бывала в тех местах. Там действительно особый дух. Пермяцкий. Русский. Меня поразила работа Фёдора Бронникова "Иуда". Этот шедевр. Перед нами изображение человека крайней степени падения. Иуда предал своего учителя. Зa тридцать серебренников предал.
Культпоход за Счастьем конечно поверхностный мотив. Для простого понимания сюжета. Все знают выражение. "Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит". Отец наш тоже знал. Иван Фёдорович Ломтев всю жизнь повторял нам. Что жить с Богом. Это жить по совести. Отец считал что всё в жизни надо заработать своим трудом. Ничего не ждать Сверху. Мама рассчитывала больше на Бога. Потому когда случались скандалы, отец разбивал её иконы. Жить по совести нам завещает и Балабанов. Своим фильмом "Я тоже хочу". Если ты "тоже хочешь". Живи чисто. Относись соответственно к мрази, которая сейчас "правит" Бал. А потом будешь "Хотеть".
Алексей Балабанов кристально чистый Человек. Со светлой Душой. Русской Душой. Славянской. Мама у него Украинка. Балабанов это Гоголь нашего столетия. Николай Васильевич мочил своей Сатирой кровавых Царей-Деспотов. Издевавшихся над славянским народом. Над украинскими козаками. Алексей Балабанов МОЧИЛ красных Чекистов из питерских подворотен. Заделавшихся Царями. Поставивших
| Помогли сайту Праздники |