Произведение «"Икона для Павлика"» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 50
Дата:
Предисловие:
Памяти моей крестной матери Надежды и моей бабушки, Феодоры (Федосии) посвящаю

"Икона для Павлика"





Королева  Мария Румынская в образе Марии Магдалены в домашнем спектакле.

***
Крестная скончалась недавно, и Ирэна с трудом согласилась на уговоры мужа поехать навестить ее опустевший дом в тихом пригороде.
 Мчались на мягкой, бесшумно комфортной машине, с открытым верхним люком, и Павел как то умело лавировал в потоке машин и пробок.Ирэна, ушедшая полностью в себя, в  молчание, ничего не замечала, но Павел ловил ее лицо, выражение глаз, печаль в них - в зеркале обзора.....
 Подойдя  к калитке, она  немного замешкалась, потом прижала руку к горлу, закашлялась, глухо, нервно.
 -Ну, чего ты! Успокойся - Павел подойдя, тронул ее за плечо, приобнял: - Все  хорошо, успокойся, все прошло.
  У крыльца он поднял руку и привычным движением достал ключ из щели над дверью. Замок чуть скрипнул при повороте, но дверь отворилась привычно: мягко, легко. Пахнуло в лицо "ароматом"  корвалола, карамели и вишневых пряников, увядшими цветами.
 Картины висели на привычных местах,  на сером ковре с вишневым узором по краям , бархатно, по мышиному, светлел густой слой пыли.
 - Чтобы убрать, надо ночевать! -  мгновенно оценил обстановку Павел. И
 Ирэна отрицательно покачала головой. Ей ночевать не хотелось, но она послушно пошла за Павлом  и в ванную, и под лестницу, в каморку, за щетками и шваброй.
 
...Чай решили после уборки пить на террасе, где стоял круглый стол и старый кожаный диван, с брошенной возле, вытертой медвежьей шкурой...
 Приятно ныли и руки, и ноги,  попахивал дымком и смородиновым листом чай, вернее, кипяток настоянный на травах из неухоженного за несколько месяцев запустения, сада. 
В нем властвовали раскидистые яблони, колючий крыжовник и  чубушник..... Кусты пионов и чайных роз еще не распускались и чуть привяли. 

Павел, по хозяйски, надел перчатки и открыл кран большого бака, что стоял в конце сада, бросив шланг в клумбу.
 - Останемся здесь на лето?  - Подмигнул он Ирэне. - Завтра я  подстригу траву.
 Она едва успела пожать плечами.  Но знала, что внутренне - согласна и рада предложению мужа.  Хотела было  кивнуть и обнять Павла.
 Но тут их внимание  отвлек настойчивый стук в калитку. 
 В надвигающихся  летних сумерках был еще вполне различим  худощавый  силуэт  монашенки в  светлом апостольнике, что чуть - чуть смутило Ирэну, но она открыла калитку, жестом пригласила гостью  войти в сад. 

-Вечер  добрый,  - тотчас оживленно защебетала  помощница настоятельницы, как  это поняла Ирэна, по одежде и большому кресту из агата на платье гостьи.   
- Я от матушки Феодоры. Ксения Николаевна икону писать окончила? Она ведь  обещала.....
- Ксения Николаевна умерла три месяца назад, а мы -  только приехали -  Ирэна  развала руками и снова  закашлялась нервно. Тотчас подошел  Павел.
  -Сестра, чего вам, на вечер глядя? Мы гостям рады вообще то, но уже поздно для визитов...
Монахиня, светлея  апостольником и  непривычно  нарядным одеянием, крестилась, не переставая, истово, мелко:
 - Простите, Христа ради, мы ведь не знали. Матушке скажу, панихиду отслужим... Ксения Николаевна часто у нас бывала, помогала храм украшать цветами, службы стояла. Икону мученицы Феодоры написать обещала... Сказала через три месяца за нею  можно уже прийти, вот я и пришла. Что же случилось то? Ведь Ксения Николаевна вроде  же не болела. 
Несчастный случай. Она оступилась, упала, в себя не пришла. Черепно  -  мозговая травма .  -твердо и  сдержанно проговорил Павел,  по прежнему, обнимая жену за плечи одной рукой, а  другой   - распахивая калитку настежь и словно приглашая гостью  выйти.
 Та поняла невысказанный  жест и, оборвав неслышное почти что  лепетание, проворно  попятилась в калитку, кланяясь в пояс:
  - Господи помилуй нас, грешных, Царствие небесное Ксении Николаевне.. Жаль, жаль то как.. И образ не дописала, ах, жаль!   шептала "апостольница", идя прочь вдоль ограды, и все крестясь и бормоча молитвы, среди которых можно было разобрать  еще и это:
 -Хорошо, что деньги заплатить не  успели - то... Немалая сумма, полста тысяч, как ни крути, для монастыря...
 -Что она там про деньги бормотала? -  вспомнил Павел уже вечером, помогая жене перестилать  постель на ночь -  ты не знаешь?
 Ирэна  повела плечом, встряхнула одеяло, поправила наволочку, тщательно разглаживая ее. В гостевой маленькой спальне было немного прохладно и она поежилась.
 -Не знаю я ничего... Может быть, калорифер включить?  Замерзнем тут.
 Я обниму и согреешься - Ласково улыбнулся Павел, но подошел к стенному шкафу с антресолью, где хранился калорифер...

***
...Она вошла в сон как, в  явь, чувствуя и осязая в нем все: звуки, запахи, цвета. Крестная Ксения была в нем жива и  стояла у окна, с повязанными  легкой косыночкой волосами, и тщательно размешивала, растирала краски на палитре, иногда  бросая, меняя кисточку и пачкая пальцы. Она увлеченно писала что то, небольшое по объему. Похоже, икону.
На лице  Ксении властно  играло солнце, она прищуривалась и оглянувшись, светло улыбнулась Ирэне.
 Да так, что улыбка эта властно затопила  Ирэну, всю, и согрела ее, так, что она проснулась от жара и  отбросила одеяло прочь. Она пыталась вспомнить,   какой образ или житие какого именно святого рисовала крестная... Но в этом месте в памяти был мощный провал.
Навести порядок в четырех комнатах маленькой дачи было намного проще, чем в мастерской  -  мансарде  крестной. 
Картины, подрамники, холсты, сами рамы, мольберты, палитры и часть  неоконченных  заказов: акварелей, икон, пейзажей и карандашных портретов, разбирали и раскладывали по полкам  деревянных стеллажей, пахнувших канифолью, лаками, скипидаром и акрилом, целую неделю, то смеясь,  то чертыхаясь... 
Часть из разобранного Павел аккуратно уложил в  багажник "вольво"  и отвез в  художественный салон - магазинчик приятеля, где отдал на продажу, "чисто символически"...
-  Вот и все наше наследство от тетушки! - развел руками и вздохнул Павел. протирая вечером в мансарде опустевшие стеллажи и составляя на них картины и свернутые холсты.

Иконы же, о которой говорила  гостья монахиня,( Чем то напоминала  она великую княгиню Елизавету Федоровну своим, почти светским, платьем и агатовым нательным крестом) так  они и не нашли!
-Хотелось бы отдать.. Даже пусть и неоконченное.. Это же для монастыря - объясняла то ли самой себе, то ли Павлу ...
Ирэна, подавая за завтраком к столу оладьи с хрустящей корочкой и ревеневым вареньем, что нашла в подполе, на кухне.
 - Вкусно - хрустел оладьями муж и  и решительно кивал:
- Конечно, найти надо... Мы денег брать не станем, пусть бы душу поминали...
  -Что ты, какие деньги! - отмахивалась Ирэна и спешила скорее домыть посуду, чтобы вернуться к разбору старых книг, открыток и фото из коллекции Ксении Николаевны.
*** 

Павел все дни проводил в саду, и в хлопотах по домашнему хозяйству: менял   бочку для душа, следил за уровнем воды в баке, рубил в щепу поленья для небольшого камина.
 Вечерами он дремал в шезлонге. под раскидистой яблоней, за автомобильным журналом или -  роняя из ладони мобильный телефон. Тот соскальзывал в траву, обидно жужжал, сверкал пару минут, и  затихал так надолго, что Ирэна с трудом его отыскивала.
 У них с мужем будто бы    началась  интересная и спокойная   дачная жизнь, отдельная друг от друга. Ирэна властно овладела домом: обвязывала крючком  края старых портьер, чинила полотенца и скатерти, мыла до блеска  в глицерине костяной фарфор из старой горки, перетряхивала покрывала и подушки на диванах и в креслах. 


Мебель была уютная, светлая, из орехового дерева, и как то обволакивала тебя. Поневоле хотелось присесть, расслабиться, подумать, полистать какой нибудь альбом с репродукциями и старыми фотографиями Парижа, Флоренции, Вены. У тетушки были и такие, как художник  с выставками и именем, она много где на свете бывала.
 Во Флоренции, и вовсе, провела она  около года, вскружив голову какому то итальянскому  граверу и графику.
 На память о романе  тетушке осталась серия портретов на одну   грифельную линию  и взмах, и  грусть в глазах Ксении Николаевны.. О причинах грусти никто не доискивался, хотя у каждого в семье были свои представления о такте.
 Икона святой Феодоры  все таки нашлась на дальней полке, завернутая в простую, светлую ткань, похожую на старую штору, и едва Ирэна ее развернула, как лицо ее обожгли глаза императрицы: темные провалы, омуты - озера, обжигающие уголья!  
***
В одной руке императрица  - святая зажала двумя пальцами державную сферу,  другой -  ласкала голубя, а еще один сидел у нее на плече. У ног властительницы Рима лежал, как домашний котенок, лев, лениво разинувший пасть.
 Хитон императрицы был написан необычно, броско и влекуще: багряно -  вишневый, как густая кровь, он завораживал глаз и согревал душу. И внутри от него будто что то пламенело и стыло .
 - Но ведь по канонам Феодору надо писать в золотисто зеленом? - чуть растерявшись, обвороженно прошептала Ирэна, вопросительно глядя на мужа, И вдруг прижала недописанный образ к груди:  
- Жаль отдавать. Красота.
- Чего ты?! - Удивленно крякнул Павел - Это весчь не про нашу честь -  он  нарочито смешно произнес одно из слов, пытаясь сбавить высоту настроя Ирэны. - Ей только в храме и  висеть.
 
***
...На следующий день Ирэна пошла в поселковый храм, простой, но с позолоченную  луковкой - главою и резным иконостасом... Храм при монастыре славился своим хором, певчими. И сейчас, перед службой, монашенки  тихо суетились: шелестели одеждами  и нотами, почти беззвучно  о чем то переговаривались между собою, кивали, качали головами.
 Все они словно плыли по воздуху, ходили легко. Ирэна обратила внимание, что в резном иконостасе все  иконы были "новодельными", нарочито простыми - из светлых красок, не было богатства позолоты, рисунка, самой перспективы в нем.
 На ее  смущенный вопрос, как найти матушку Феодору, одна из послушниц  -  певчих неслышно спустилась с  клироса и, светясь полнозубой улыбкой и разными глазами, одним - карим, а другим  - зеленым, словно  ягода крыжовника, молча взяла ее за руку и повела в боковой придел. 

Оттуда, по прохладному коридору - галерее, они прошли к ступеням лестницы, спустились вниз и очутились в прохладе комнаты, похожей одновременно на кладовую, кабинет и молельню.
 Густобровая, невысокая женщина в тонких очках  в золотой оправе поднялась им навстречу с молитвенной скамеечки:
 - Татьяна, ты чего же не стучишь? - недовольно пробормотала она  сочным, красивым голосом, вибрации которого тотчас тонко ударили по нервам Ирэны - С тобой кто, просительница?
 - Матушка, это от Ксении Николаевны .. Икону принесли - тихо прошелестела  "проводительница" Ирэны и  тотчас растворилась за дверью.
 



Маркиза Луиза Казатти в роли императрицы Феодоры на костюмированном представлении.

Настоятельница взмахнула рукой в широком крестном знамении и поклонилась Ирэне в 

Обсуждение
15:58 18.09.2025(1)
Елена Саульченко
Прочитала я Вашу повесть, Светлана, и думаю, что она будет интересна тем, кто интересуется духовной литературой и ищет смысл жизни.
За неторопливым повествованием кроется истина о том, что каждый человек имеет своё предназначение и что счастье не обязательно должно быть ярким, ведь ощущение счастья не для публики, а для собственной души.  
16:56 18.09.2025(1)
 Я Вас благодарю..
Для правки использовала - ворд.  Что то выправила, что то еще осталось. Спасибо вам за отзыв. Мне приятно читать.
23:12 18.09.2025(1)
Елена Саульченко
Светлана, у меня есть статья "Нейросети на службе писателей: как исправить ошибки в тексте за считанные секунды". 

Я предлагаю Вам прочитать её и для исправления ошибок пользоваться не вордом, а бесплатной нейросетью, о которой я рассказала. Это очень просто, быстро и гораздо эффективнее. 

10:30 19.09.2025(1)
 Спасибо. Я Вашу статью прочту и если уместно, приемлемо, обязательно воспользуюсь...
16:21 19.09.2025
Елена Саульченко
Светлана, благодарю Вас за то, что Вы оценили мою статью. Рада была поделться полезной информацией.