Произведение «Однажды в поезде »
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Сборник: Медицинские истории
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.5
Баллы: 48 +2
Читатели: 138 +1
Дата:
«Однажды в поезде »
Предисловие:
Юрист для врача Ангелина Романовская

📹 В выходные Телеграм-каналы облетела новость: Михаил Мурашко спас россиянина от гипертонического криза, который случился у того в самолете по пути во Вьетнам.

Это не первый случай, когда министр здравоохранения оказывает помощь пассажиру – предшественница нынешнего министра Вероника Скворцова в 2019 году также вызвалась помочь женщине на борту самолета, летевшего в Узбекистан, а в 2016-м оказала помощь пассажирке, летевшей в Нью-Йорк. Все истории закончились благополучно.

🔺А давайте поговорим сегодня про врачей, которые по стечению обстоятельств оказались в поезде или самолете, где кому-то из пассажиров стало плохо. Или на улице, или в торговом центре. Отзываться ли медику на просьбу о помощи? Ведь сам врач в таком случае может столкнуться с серьезными правовыми последствиями. Знали об этом?

Вообще, оказание помощи на улице, в транспорте и так далее – это право, а не обязанность врача. И когда бортпроводник или проводник на железной дороге (которых, кстати, обучают оказанию первой помощи) спрашивает, есть ли среди пассажиров врач, решение остается за самим медиком – откликнуться или нет. По статистике, на такие просьбы обычно отзывается 40-50% врачей.

❗️Между тем, помощь на улице или в транспорте ограничена в силу закона: фактически недопустимо оказание медицинской помощи даже врачом соответствующей специальности, поскольку согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 323-ФЗ такая помощь оказывается исключительно лицензированными медорганизациями. За пределами помощь может оказывать только СМП.

То есть, врач вне медицинской организации может оказать только первую помощь, но никак не медицинскую.

📌Допустимые действия медработника по отношению к пострадавшему прописаны Приказом Минздрава 220Н от 03.05.2024, и они совпадают с теми же действиями, которые обязаны оказывать лица, прошедшие соответствующую подготовку (ДПС, пилоты, пожарные, МЧС и тд). В том же приказе, кстати, прописан и перечень состояний, при которых необходимо оказать первую помощь.

❓А могут ли медработника обвинить в неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ)?

Это все же относится к врачам, находящимся на рабочем месте. Ведь во время отдыха работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (ст. 106 ТК РФ), к тому же, труд свободен, принудительный труд запрещен, каждому работнику гарантируется право на отдых (ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, 4, 21, 106 ТК РФ).

📍Но как только вы отзываетесь помочь пострадавшему на улице или в транспорте, здесь уже появляются риски: профессиональная медпомощь может квалифицироваться ст. 235 УК РФ (незаконное осуществление медицинской деятельности).

Поэтому золотое правило «не уверен – не подходи, вызови СМП», возможно, лучшая помощь для пострадавшего и лучшая защита для врача.

А вам приходилось оказывать помощь пассажирам в поезде или самолете? Или в других местах вне клиники? Поделитесь своими историями в комментариях.

Однажды в поезде

Много лет назад, будучи студентом 5 курса Смоленского мединститута, ехал в поезде в 16 вагоне, когда по селектору прозвучало: "Товарищи пассажиры, если среди вас есть медработники, просьба пройти в 4 вагон." Немного поколебавшись (всё-таки я ещё не был врачом), решил пойти. Переход через 12 вагонов занял время и, когда я добрался до 4 вагона, там уже была молодая женщина-врач. Оказалось, что у одной из пассажирок в поезде начались роды. Доктор спросила, кто я, и сказала, что она – стоматолог. Я ответил, что мы на 5 курсе только что прошли кафедру акушерства и гинекологии. Она предложила мне принимать роды, а самой быть "на подхвате". До Смоленска оставалось ехать ещё минут 40, дополнительной помощи не предвиделось, поэтому пришлось действовать самим. Отдал необходимые распоряжения проводнице вагона: освободить купе, принести чистые простыни и полотенца, теплую воду, мыло, бинты и ножницы, а также передать по рации, чтобы вызвали бригаду СМП прямо на перрон к нашему вагону. Успели всё подготовить до начала потуг. К счастью роды оказались неосложненными, в головном предлежании (прямо, как по учебнику). Мальчик родился здоровым, Апгар – 9 баллов. В Смоленске на перроне уже ждала бригада СМП, которой мы и передали маму с ребёнком. До отъезда Скорой мама успела спросить моё имя и сказала, что назовёт так ребёнка. Так что живёт где-то мой уже взрослый тёзка.))
Не знаю, действовали ли тогда (1981год) столь жёсткие правила по оказанию ПМП вне мед. учреждений, но в тот момент об этом не думалось. Был рад, что сумел помочь женщине в нестандартной ситуации. Вот имел ли я право на это, не знаю до сих пор. Хотелось бы знать мнение юристов, врачей и простых читателей на эту тему. Думаю, что студентам-медикам старших курсов да и действующим врачам такая информация могла бы пригодиться.


                                                                                                                                                   20.09.2025

P. S.: Из отзывов коллег:

Дмитрий Николаевич:
- Запишем это как первая помощь, а не первая медицинская)
Всё таки нормальные роды не болезнь, травма или операция ☺️

Анна Карпова:
- Имели.
Обсуждение
09:30 29.09.2025
Нурия Шагапова
А я всегда говорю: Спасибо, людям в белых халатах.
15:51 21.09.2025(1)
2
Магдалина Гросс
Мне кажется, Вы все правильно сделали, Михаил.
А те, кто выдумал эти глупые отмазки об ответственности, пусть сами один раз что-нибудь себе сломают и ждут, когда СМП (перегруженая вызовами) до них наконец доберется. Или пусть их жены родят один раз на лавочке во дворе - вся эта дурь быстренько из их голов повыветривается.
17:34 21.09.2025(1)
2
Михаил Шубин
Спасибо, Лина! Привет коллеге-хирургу!
21:18 21.09.2025
1
Магдалина Гросс
В отпуске хирург. (Наконец-то!)
01:07 21.09.2025(1)
1
Александр Гризодубов
Миша, редчайший случай с тобой произошёл, интереснейший! А ты так скупо его набросал и свёл к юридическим вопросам. Лучше бы написал полнокровный рассказ в стиле авто-фикшен – мы бы все зачитались.)) 🤝
03:53 21.09.2025(1)
Михаил Шубин
Привет, Саша! А что там было ещё описывать? Как простынями обвешали купе? Как роды происходили? Что ребёнок сначала был синий, а после хлопка по попе запищал и покраснел или как пуповину перерезал и перевязывал? Так это всё стандартные процедуры, которым нас как раз и обучили. Страха или особого волнения я не испытывал, так что и вправду не знаю, что ещё писать. Ну, разве что добавить, что боялся не успеть забрать свои вещи из 16 вагона до отправления поезда из Смоленска и как бежал к нему сквозь толпу на перроне и мне оттоптали все ноги. Понимаешь, Саша, когда всё прошло штатно, то расписывать особо нечего. Вот следующие роды, которые я принимал уже в роддоме на летней практике были куда необычнее, но по этическим причинам я о них писать не могу.
Кстати, студент на картинке, созданной ИИ по моему промту, похож на меня тогдашнего: молодого и ещё безусого почти доктора. ))
08:06 21.09.2025(1)
1
Александр Гризодубов
Тут всё интересно, всё, что ты ща добавил. Ты первый раз принимал роды? 
Жаль, что для тебя это рутина.😥
10:31 21.09.2025(1)
Михаил Шубин
Самостоятельно и полностью принимал в первый раз, но мы буквально накануне прошли курс акушерства и гинекологии. Так как мы – педиатры, нам сразу сказали на кафедре, что гинекологию нам достаточно знать в том объеме, который позволит отличить гинекологические заболевания от других: хирургия, гастроэнтерология, кишечные инфекции и т.п., и направили больную к гинекологу. А вот акушерству нас учили досконально с соответствующей практикой, чтобы не боялись принимать неосложненные роды в любой ситуации.
19:42 21.09.2025
Александр Гризодубов
Ага, понял. Спасибо.
16:12 21.09.2025(1)
1
Елена Саульченко
Когда человеку требуется медицинская помощь, врача может остановить либо равнодушие, либо страх "как бы чего не вышло". 
А если вопреки всему этому врач в критической ситуации проявляет человечность, помогая больному, то честь ему и хвала! Мне встречались такие врачи, сейчас встречается больше равнодушных или подчеркнуто внимательных за вознаграждение.
17:36 21.09.2025
1
Михаил Шубин
Спасибо за отклик, Елена!
15:30 21.09.2025(1)
Дмитрий Свияжский
17:33 21.09.2025
Михаил Шубин
Гость11:06 21.09.2025(1)
Отлично написано! Привет из Киева.
12:34 21.09.2025
Михаил Шубин
Спасибо, Олег!
09:58 21.09.2025(1)
1
Лидия Журавлева
Для студента это отчаянно смелый поступок.Мужественный. Размышления о законности или противозаконности посещают позднее.
10:41 21.09.2025
1
Михаил Шубин
В те времена мысли о незаконности не посещали вовсе, т.к. юридическим вопросам тогда нас вообще не обучали. Как обстоит с этим дело сейчас, просто не знаю. А решил пойти потому, что не мог не пойти. Как нас учили: знаешь и можешь – делай, не уверен в себе – иди учиться.
Гость09:30 21.09.2025(1)
Сумел помочь женщине в нестандартной ситуации.



А стандартная — это когда в роддоме рожают?
10:19 21.09.2025
Михаил Шубин
Да, конечно.
00:32 21.09.2025(1)
1
Irina Krupenina
Конечно, нужно было роды принимать. Отменить или задержать роды невозможно. И помогать медики должны. Даже простые люди всегда стремятся помочь. Юридические тонкости мне неизвестны. 
03:57 21.09.2025
1
Михаил Шубин
Так я и принял. Просто тот случай мне вспомнился как раз после прочтения вышеупомянутой заметки юриста.