Действующие лица
Филипп Степанович Несвязов — учитель физики
Шутенко
Прохорова — ученики
Лапошин
Вязова
Завхоз
Действие I, сцена 1.
Ученики 9 класса гурьбой заваливаются в кабинет физики, отодвигая стулья, садясь все как хотят. Сам кабинет обставлен скромно, бедно: с потолка сыплется штукатурка, на партах надписи и рисунки ручкой, царапины. Стулья жалобно скрипят. Вид из окна — мрачный, серый. Осень. Сентябрь.
Шутенко, главный комедиант, садится на последнюю парту, сразу доставая телефон. Прохорова — вместе с ним, что-то оживленно шепчет, хихикая, указывает одним из нарощенных ногтей на Вязову. Лапошин — на соседней парте, сидит вполоборота, глядя на Шутенко. Вязова, как подобает отличнице, сидит на первой парте рядом с учительским столом.
Урок начался.
Несвязов: Добрый день, класс,
(обводит взглядом кабинет, замечает, что его не слушают. Пауза.)
Хотя с чего ему быть добрым?
Сегодня тема новая
Хотя её же в классе седьмом вы проходили…
Тетрадь открыли
Записываем число…
Тема: «Закон всемирного тяготения»…
Несколько минут слышны лишь шурканья ручек о тетрадные листы.
Несвязов (стоя у доски, выводит формулу мелом, скрипящим по доске, говорит воодушевленно):
Закон всемирного тяготения
Открыл великий гений
В веку семнадцатом, году 67…
Имя ему — Исаак Ньютон.
Остр его ум
Познаниями испещренный…
Таких людей в наше-то время
Уж не родится никогда!
И ни за что…
Закон заключен в том,
Что любых тела по два
Притягиваются друг к другу с силой
Зависящей от их масс и расстоянья меж ними…
Записывайте! В темпе, давайте!
Несвязов продолжает писать на доске. Объясняет, как решать задачи, сам решает одну-две такие. Затем замечает усталые и скучающие лица поверх своих толстолинзовых очков. В кабинете гробовая тишина. Скука.
Несвязов:
Ребята, понимаю все: Восьмой урок, дела, голова кругом,
Но будьте вы пособранней!
Шутенко (громко, с пафосом): Слушаюсь,
Май дир тиче!
Класс смеется.
Несвязов (холодным, ровным тоном):
Шутенко,
Марш к доске.
Шутенко (неохотным и медленным шагом, что вызывает смешки у класса, подходит к доске): Че делать-то надо?
Несвязов: Решай задачу.
Формула написана.
Давай, шустрей пиши,
Мел — на.
(Отдает кусок мела, а сам отходит в сторонку.)
Шутенко берет кусок мела в ладонь, вертит его, смотрит на класс с непонятливой ухмылкой. Затем поворачивается к доске и пытается решить задачу. Понимает, что ни черта не знает, смущенно глядит в сторону, на учителя, надеясь, что тот поможет. Несвязов же абсолютно серьезен, руки скрещены на груди, глядит оценивающе.
Несвязов (злясь сильнее с каждой фразой): И что это?
Что ты вообще пишешь?
Какие «тэ», какие «ро жэ аш»?
Совсем ты глупый?
Не дурачься!
Ты знать не знаешь
Как задачу оформлять?
Не верю, Не можешь ведь ты быть
Совсем тупым
Да с пустой головой
Из кабинета в кабинет гулять!
Шутенко (с пафосом, шутя):
Да то под силу
Лишь таким, как Вязова
Познать…
Класс снова заходится приступом хохота. Вязова, сидя на первой парте, смущенно отворачивается к окну, вздыхая.
Несвязов (защищая Вязову, театрально):
Отставить! Она, по крайней мере,
Хоть что-то знает
По моему предмету!
Быть может, она — гуманитарий,
Но то не повод ее обижать!
В классе вновь воцаряется полная тишина. Пауза. Шутенко смотрит то куда-то в пол, то на класс. Затем произносит с ухмылкой:
Шутенко (негромко, однако достаточно, чтобы было слышно в классе):
Можно подумать
Мне нужен повод…
Несвязов (сдаваясь):
Всё, садись.
(Пауза. Глубоко вдыхает и выдыхает, пытается собраться с духом продолжить урок).
Итак. Вам тема неясна?
Тишина. Кто-то неуверенно и тихо отвечает «да» с задней парты среднего ряда.
Сейчас вам поясню… Всё поясню…
Распаляясь, берет мел, начинает сильно на него давить при письме. Нервничает. Пишет еще одну задачу.
Смотрите же,
Умнейшие из умных.
Точнее слушайте…
(секундное замешательство из-за ошибки)
Неважно.
Задача: У поверхности Луны на космонавта
Сила тяготенья действует В 144 Ньютона.
Вопрос: Какая сила тяготенья
Со стороны Луны
Действует на того же космонавта
В космическом корабле,
Что движется по круговой орбите
Вокруг Луны
На расстояньи трех лунных радиусов
От центра ейного?
Итак…
Лапошин (поднимая руку, громко):
Извините,
Можно выйти?
Несвязов (язвительно и устало): Можно, Лапошин,
Если хочешь выйти ты
К доске.
(Уступает место, указывая перед собой.)
Прошу.Лапошин (насмешливо, пренебрежительно):
Ой, не,
У меня от ваших физик
Походу несваренье
В голове…
Пойду пройдусь по школе.
Выходит из класса.
В кабинете гомон, смех и гвалт. Кто-то, сидя на задних партах, листает ТикТок на полной громкости. Кто-то спорит о политике на последнем ряду. Прохорова делает селфи и исподтишка, пока Филипп Степанович не видит, фотографирует и его. Шум постепенно нарастает. Учитель что-то бессвязно шепчет сам себе, дорешивая задачу.
Несвязов (едва слышно, сам с собой): Так, ага…
По закону тяготенья всемирового
Сила космонавтского притяженья
Со стороны Луны
Обратно пропорциональна квадрату
Расстоянья между ним и центром Луны…
М…
Тяготенья сила
Со стороны Луны…
144 поделить на 9…
16 Ньютонов — ответ…
Класс пуляется друг в друга смятыми в комок листками бумаги. Всем весело и шумно. В класс возвращается Лапошин, демонстративно громко захлопнув дверь, да так, что кому-то на последнем ряду центральных парт на голову упал небольшой кусок шпаклевки и немного известковой пыли.
Лапошин (насмехаясь и над учеником, и над учителем, театрально и пафосно):
Ну что поделать,
Бывает в жизни ведь и так…
Ототри ты от пыли затылок…
Да…
(Обрывает сам себя.)
Чет сегодня всё не так…
(Садится на свое место.)
Несвязов (в сторону):
Чему учитьтех, чьи головы пылью извести полны?..
И вправду, ведь нет нужды…
Совсем…
Нет нужды…
(Заметно потускнел, сел за учительский стол, тяжелым взглядом окидывая поверх очков кабинет.)
Все сидят и гогочут, смеясь над рожицами Прохоровой, которая ведет себя так же, как и Шутенко с Лапошиным. Вязова скучающе подперла щеку, чиркаясь на полях тетради. Силится решить хотя б одну задачу из учебника, но у неё ничего не выходит, так что она закрывает учебник, откладывает его на край парты и совсем отвлечена от урока, что её натуре совсем уж несвойственно. Затем Филипп Степанович снова встает, будто хочет что-то сказать, но всё никак не может подобрать нужных слов.
Несвязов (в сторону):
Что сказать им?
Как сказать?
Да за что ж…
В мои-то годы-то седые!..
За что ж
Мне это всё…
(Пауза.)
Эгей, вы, люди молодые
Что взрощены на почве благородной
Соцсетей и шуток: вам ответ!
Тема: сила притяженья,
Однако ж вы
Полны лишь отторжения
К учебе,
К знаниям,
К уму,
К познанью
Истины науки!
О, черви раболепны!
Вы загибаетесь от скуки
Не находя, чем занять руки,
Во что пустейший взгляд вперить!
Всё-то вам скучно,
Всё — нуднейше!
Быть может и не пригодится
Вам в жизни изученье физики
Однако!
В себе должны ж вы воспитать
Малейшие движения ума
Малейшее желание стремиться!
Желание учиться
От рождения и до смерти!
Вперить глаза
Не в меркнущий экран,
Не в мельтешенье фоток,
Но в поток
Сильнейших знаний,
Которые пытаюсь
Вам же из года в год
Втолковать!
Втолковывать и втолковывать…
Да что проку?.. Одна морока у людей: Поесть, поспать,
Посмеяться.
Всё!
Ум очерствел,
Отупели души,
И Ньютон
С Менделеевым
Уж никому не нужен:
Все, сытые, довольные,
Лягут,
Изнежившись,
В мягки покрывала!
И изводить себя,
Других,
Учителей,
Да всё вам мало!
Ненасытны до страданий,
Совсем вы без ума
От новейших втыканий
В бесконечных прокруток экран!
(Вдыхает и выдыхает, грудь гневно вздымается.)
И всё вам мало!..
И родителей
На репетиторов до нитки обобрать,
И одноклассников своих же
Унижать и унижать!
Сами унижены — ведь
Умом совсем обделены!
И не узнаете ведь вы!
И не узнаешь ты, Лапошин,
И ты, Шутенко,
И весь ваш класс…
Шутенко (серьезнея):
Извольте, перебью я вас!
Вот говорите вы:
«Совсем вы без ума»,
А сами-то — на что горазды?
Нас лишь мучить формулами
Физики измызганной, занюханной,
Безмозглой…
Несвязов (перебивая):
Не сметь!
Прекратить!
Физика — предмет священный,
После царицы всея наук
Он — главный!
Не смыслишь ты ни в чем
[center]Так и сиди ты, шут