Из рассказа Ю. (Великий Новгород)
Быличка первая
Дитя водяника
Вся семья моя из деревень, что близ Ильменя. И деды, и бабки. Одна я в Новгород перебралась на городское житье. У нас много историй рассказывают про водяных и русалок. Помните Садко? Где действие происходило? В наших краях. Здесь водяного водяником называют. Морским царем – никогда. Какое море? До моря далеко.
Дед мой в свое время на Ильмене ватаманом был. Кто такой ватаман? Это тот, кого главой промысловой артели назначали. Непросто было ватаманом стать. Для этого особый требовался авторитет, особое умение ладить с людьми. Порядок, дисциплина – само собой. Но главное, что от ватамана ждали – хороший улов. Считалось, что он полностью зависит от умения старшего в артели договариваться с водяным.
Дед мой, конечно, подшучивал над артельщиками, больше верил в удачу, чем в милость водяника. Обряды всяческие проводил, скорее, для вида, чтобы не разочаровывать ловцов. Ловцы – так у нас рыбаков на Ильмене называют, в те времена сплошь были суеверными.
Однажды, как рассказывал дед, водяник сильно рассердился на ловцов. За что? Так только ему, нечистой силе, известно. Может, жертвы не дождался, может, еще чего. Не шла рыба в неводы. Сейчас бы ученые нашли объяснение, почему так происходит, а тогда все истолковали проделками озерного хозяина. К тому же, нашлись те, кто собственными ушами слышал, собственными глазами видел, как стонет, беснуется водяник в озере, поднимая при полном штиле высокие волны.
Вышла артель в озеро рыбу лить, то есть ловить. Нет рыбы, не идет в невод. Раз забросили, два – пусто. А на третий раз тянут – вроде как есть улов. Вытащили невод, а он полон всяческого хлама: старых сетей, ила, гнилушек.
– Ах ты, нечистая сила! – воскликнул дед, – только покажись, попробуешь моей остроги!
Не успел это произнести, как из воды щучья голова показалась. Разинула зубастую пасть, вроде как пытается что-то сказать. Ловцы остолбенели: никогда не видели таких размеров щуку, да еще зеленой слизью покрытую, словно дорогим бархатом. Щука посмотрела на людей, ударила по воде хвостом и вглубь илистую ушла.
– Неужто сам водяник? Не может быть! – загомонили ловцы.– Пантелей, где же твоя острога? Али струхнул?
– Погодите, мужики, не просто так водяник нам показался, что-то здесь не так…
В этот момент, как рассказывал дед, кто-то с силой ударил в днище соймы. У нас рыбу на Ильмене льют с помощью таких нехитрых судов, наподобие больших лодок с двумя косыми парусами. От мощного удара сойма содрогнулась. И снова стало тихо. Забросили невод. На этот раз пришло немного рыбы. И еще нечто, что заставило опытных мужиков содрогнуться от ужаса. Вытащили ловцы своим неводом дитя малое, только личико у него было странное, сморщенное, с выпученными белесыми глазами. Ручки тоненькие, а вместо ног – хвост рыбий, весь в мягких чешуйках.
– Что за диво? На рыбу не похож, неужто дитя водяника?
– Дохлый он какой-то. Не шевелится, только глазами лупает да губы кривит, словно вот-вот заплачет.
– Выбросьте его в воду, иначе накликаем на себя беду.
– Вот что, мужики, – сказал мой дед. – Не просто так водяник нам его отдал. Давайте положим в ведро с водой, вернемся – доктору покажем. Вдруг что с ним не так?
– А помрет?
– Ежели помрет, пускай ученые мужи разбираются, что за диковина к нам в невод попала. Ежели живым останется, выпустим обратно в озеро. Нам ссориться с хозяином ни к чему.
Так и сделали. Доктор посмотрел на дите, подивился, сказал, что надо с Новгорода профессора пригласить – специалиста по рыбам. Мол, сам он ничего дельного сказать не может, впервые такое диво видит. Дед мой попросил доктора внимательно осмотреть находку. Вдруг что не так с выловленным чудом?
Осмотрел его доктор и говорит:
– Рука у него вывихнута, не вы в этом повинны?
– Нет, мы с ним бережно обращались, боялись, что помрет.
– Попробую вправить. За результат не ручаюсь.
Вправил. Дите губы кривить перестало, видимо, до этого боль сильную терпело. Как дед говорил, не хотел доктор находку отдавать, упрашивал отдать для изучения. Только дед – ни в какую. Как можно! Им, ловцам, лишние проблемы с водяником ни к чему. Если тот доверился людям, знать, сильная в том нужда была.
В тот же день вернул дитя в озеро. И что вы думаете? Не было на Ильмене после того случая более удачливого ватамана, чем мой дед. О нем даже в газете писали. Правда, о благодарности водяника умалчивали. Вот такая история.
Быличка вторая
Сын мельника
Родительница моя, царствие ей небесное, помню, рассказывала, что в деревне, где она родилась и выросла, раньше мельница была. Не ветряк, а водяная, стояла на небольшой шустрой речке. Как водится на таких мельницах – запруда, омуты. Жил при ней мельник. Всякое о семье мельника того говорили. Даже такое, что был у них с водяником договор на утопление людей. Три человека сгинули в омутах. То ли сами утопли, то ли помог кто – не ведаю.
Был у мельника сын. Если не ошибаюсь, Василием его звали. Время пришло Василию жениться. Выбрал он девицу из соседнего села. Только накануне свадьбы пропала она. Милиция приезжала, все на мельнице перевернули, даже мешки с мукой не пощадили. Омуты баграми взбаламутили. Ничего не нашли, сгинула девушка бесследно. Отвели подозрения от семьи мельника. Что ему предъявишь, кроме слухов и домыслов?
Прошел год. Мельницу ту советская власть реквизировала, семью мельника раскулачила. Ссылки они избежали, в деревне остались. Проклял мельник власть, пустившую его по миру, и повесился. Василий же ничего – в колхоз вступил, новую любовь завел, женился.
Только стали с тех пор в речке, что близ деревни, люди часто тонуть. Особенно дети. Несколько человек, божась и крестясь, рассказывали, что видели русалку близ омутов на старой мельнице. И русалка эта – точь-в-точь пропавшая некогда невеста Василия. В довершение всех страхов добавился еще один ужас. Стал кто-то по ночам по дворам ходить, настойчиво стучаться в дома. Хозяева откроют дверь, а там нет никого, только мокрые следы босых ног. А уж если раздался стук – жди беды. Непременно кто-нибудь, да утонет.
«То русалкины проделки, мстит утопленница за свою загубленную жизнь», – шептались бабы. Мужики же большей частью молчали, да и что говорить? Время-то было смутное, любым суевериям объявлен беспощадный бой. Церкви закрывались, в школе безбожию учили. А страхи тем временем никуда не девались. Плодились и множились.
Василий, чья семейная жизнь шла наперекосяк, сильно пить начал. Все видели: гнетет мужика что-то. Однажды в изрядном подпитии признался приятелям-собутыльникам, что покойный отец его, мельник, в смерти девушки виноват. Мол, пообещал ее водянику. В омуте утопил. Что милиция тело не нашла – неудивительно. Затащил водяник девушку под корягу, вот и не всплыла. А он все это время молчал – боялся суда. Хоть и не убийца, а получается, что преступление сокрыл.
Повезло Василию, что мужики неместные были, не верили ни в чих, ни в вороний грай. Выслушали они пьяный бред собутыльника, покрутили пальцем у виска – мол, сбрендил мужик, всякая чертовщина мерещится.
Местные же были иного мнения.
– Васька, – говорили Василию деревенские бабы,– хоть ты русалку угомони. Сказывают, она тебе до утопления вроде как невестой была.
– С чего решили?
– Так сказывают.
– Вот пусть те, кто языками чешут, ее и угомонят. А у меня дел и без вашей утопленницы полно.
Незадолго до войны жена Василия сильно захворала и умерла. Остался он вдовый с тремя детьми. Заметили люди, что стал Василий часто на речку ходить. Пастух его неоднократно там видел. Говорил: сидит на берегу и сам с собой беседует. В общем, решили, что сошел Василий с ума. Детей его родственники жены в соседнее село забрали. А накануне Петрова дня вернулся Василий с речки не один. За руку женщину привел. Черноволосая, неприветливая, где только такую нашел? Всем заявил: «Жена моя». Ну, жена так жена, кому какое дело? Через положенное время она ему ребеночка родила. Живи и радуйся!
Один деревенский старик заметил, что с тех пор, как привел Василий в дом новую жену, прекратились утопления. Предположение высказал: уж не женился ли сын мельника на русалке? Бабы в один голос: как так? Разве может человек на нежити жениться? Да и выглядит она обычной женщиной, хоть и странной. Старик напомнил, что нет здесь ничего необычного. Если на русалку крест надеть, становится она человеком.
«Слава Богу! – вздохнули бабы с облегчением. – Можно теперь на речку безбоязненно ходить».
Страшное известие, всколыхнувшее устоявшуюся жизнь страны, пришло через год летним воскресным днем. Война! Получили мужики повестки. Призвали на войну и сына мельника. Ревели бабы в голос, провожая мужей и сыновей на фронт. Только жена Василия, закутавшись в черную шаль, стояла неподвижно, словно статуя в городском саду. Такая же бледная и холодная, ни единой кровиночки в лице. Отплакали, отпричитали бабы, проводили долгим взглядом клубившуюся по дороге пыль. Надо жить дальше…
В сорок четвертом году, после освобождения новгородчины от оккупации, пришла на Василия похоронка. Ни слезинки не проронила его жена. Взяла сына на руки и пошла к старой мельнице. Видел пастух, пасший стадо коров неподалеку, как долго смотрела она в темную спокойную гладь омута. Затем подняла плачущего ребенка над головой и с силой бросила его на землю, прямо головой об камни. Сорвала с шеи крест и бросилась в воду. Хотел, было, пастух кинуться следом, чтобы спасти несчастную, да показалась из омута усатая голова сома. И такой хохот раздался, что упала шапка с головы пастуха от вставших дыбом волос.
В деревне, как родительница моя рассказывала, после этого никто уже не сомневался, кем была жена Василия. Ребеночка жалели. Только у них, у русалок, так заведено: прижитых от людей детей с собой не забирать. Оставлять сиротой его, по всей видимости, не захотела.
А что до дальнейших утоплений, то прекратились они. С тех пор, говорят, ни одного утонувшего. Да и речка обмелела, раньше более полноводная была.
Такая вот история про русалку. Понимаю, что трудно в нее поверить. Только чего в нашей жизни не бывает?
Быличка третья
Водило-водка
У нас на Новгородчине люди в лесах часто теряются. Да и как не теряться? Леса буреломные, болота кругом. В лешего старики до сих пор верят. Как не верить? Только так уж издавна повелось, что лешака, который людей в лесу с дороги сбивает, по кругу водит, у нас водкой называют.
Есть ли способ избежать напасти? Конечно, есть. Считается, что отстает водка от того, кто «Отче наш» или молитву Иисусову
|