Произведение «Цветок неповторимый.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 494 +1
Дата:

Цветок неповторимый.

Сергей Александрович Есенин – великий национальный поэт, без имени которого трудно представить себе Россию. Но его творчество, неразрывно связанное с родной землёй, имеет в то же время всемирное значение, охватывает всё жизненно важное для человека, будь это в Америке, Японии, Иране или Египте: любовь и дружба, вера в Бога и неверие, смысл бытия, жизнь и смерть.  К сожалению, в сердечной исповеди поэта так много горечи и разочарований: « …Пусть изменят лёгкие подруги, пусть оставят лёгкие друзья». И есть лишь одна всегда светлая и ничем не омрачённая тема – родная природа, жизнь во всех её проявлениях, которой он поклонялся как богу. Она путеводной звездой освещала трагический путь поэта, возвышала его над падениями, ошибками и невзгодами.  
Безграничная любовь  ко всему живому звучит в творчестве Есенина до последних дней. В самых ранних, во многом наивных стихах, он пишет:                              
«…Воробышки игривые,
                              Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней».
Сколько неподдельной любви и жалости к малым птахам слышится в этих немудрённых строках!
Сергей Есенин  родился и вырос в крестьянской семье в рязанском селе Константиново, и природа в различных её проявлениях была неотделимой частью его детства. Не надо даже переступать порог дома, живое всегда рядом, - «старый кот к махотке крадётся», а во дворе умные, преданные собаки, кормилица-корова и другая живность. Вокруг села- заливные луга красавицы Оки, поля и леса с многочисленными и такими разными обитателями: это и грозные волки, и черные вороны, таинственные совы, веселые синички, иволги, глухари…
Сергей смотрит на окружающий его мир не обыденным взглядом, он одухотворяет и поэтизирует Природу, видит в ней Храм, у которого купол – «синь небес».
Первое опубликованное стихотворение «Береза»:
                «…И стоит береза
                    В сонной тишине,
                    И горят снежинки
                   В золотом огне».
Обычное, всем известное дерево простыми словами живописуется так, что мы попадаем в мир доброго волшебства.
А незабываемый романтический образ «красногривого  жеребёнка», который безуспешно пытается угнаться за железным поездом? Здесь Есенин гениально предвосхищает проблему гибельного дня живой природы, необдуманного, часто откровенно преступного технического «прогресса», которая с каждым днём становится острее на планете Земля и особенно в нашей обманутой, преданной и проданной России.
«Как в смирительную рубашку, мы природу берём в бетон»,- пишет поэт. Если бы только «смирительная рубашка». Человечество отравило и продолжает отравлять огромные территории химией и радиацией, хищнически истребляет леса и отдельные виды растений и животных, часть которых уже исчезла навсегда, а другие стоят на грани полного вымирания. Почти сто лет назад, когда таких проблем ещё не было, поэт предупреждал о них.
Сам  Есенин счастлив тем, что «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Вот стихотворение «Лисица». Сколько боли в душе поэта за несчастного, смертельно раненого зверя:
  «Как желна, над нею мгла металась,
    Мокрый вечер липок был и ал.
   Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах- как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.
А вот судьба коровы:
«Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
…Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой»
Испытавший много бед, сполна хлебнувший житейской горечи, поэт не ожесточается сердцем, он чувствует боль каждого живого существа. Анатолий Мариенгоф вспоминал, как в голодный 1919 год шли они с Есениным по стылым улицам Москвы. Сергея Есенина поразило количество мёртвых лошадей, встреченных на пути. Люди, развязавшие революцию и братоубийственную войну, оказались крепче лошадей, а безвинные животные гибли сотнями и падали на мостовые, где их трупы рвали вороны. Потрясённый увиденным, поэт написал «Кобыльи корабли»:
       «Если волк на звезду завыл,
         Значит, небо тучами изглодано,
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов».
И дальше: «Звери, звери, прийдите ко мне,
В чаши рук моих злобу выплакать!»
Затравленный ,преданный очень многим людьми(тем же самым Мариенгофом, например),Есенин пишет:
«Средь  людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать свой лучший галстук».
Конечно, не в каком-то галстуке дело, за горькой иронией поэта чувствуется, как  сострадает он животным: «Для зверей приятель я хороший,
                                                      Каждый стих мой душу зверя лечит».
А.М.Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. – Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо…»
К собакам у Сергея Есенина отношение особое, сколько прекрасных строк посвящено им! Это и безвестный пёс, носивший в ошейнике послания юного влюблённого Сергея, и знаменитая собака Качалова: «Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду».
И самое пронзительное, равное которому трудно найти во всей мировой литературе стихотворение «Песнь о собаке» заканчивается как звоном оборванных струн такими строками:
«И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег».
Сергей Есенин по просьбе Горького читал ему « Песнь…» Вот как вспоминал об этом Алексей Максимович: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось…  После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»
За год до своей трагической гибели в декабре 1924 года  Есенин завершил работу над циклом стихотворений «Цветы». Их связывает единая мысль, по существу это небольшая поэма, в которой глубоко личные чувства приобретают мировую значимость. Сам Есенин сказал про «Цветы»: «Это философская вещь» Он писал ,что пред тем, как читать её «нужно подумать о звездах, о том, что ты такое в пространстве, тогда она будет понятна». Кровными узами соединенный с родной землей, поэт в тоже время стремится в небо, к звездам, пытается постичь самую суть мироздания. И в этом космическом размахе человек неповторимый, но открытый и ранимый цветок жизни.
Реклама
Реклама