Произведение «СЕРИЯ - Мои коллекции - 4.»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 582 +2
Дата:

СЕРИЯ - Мои коллекции - 4.

"ОТВЕРЖЕННЫЕ". ВИКТОР ГЮГО.

Том первый.
Части I, II, III.
Перевод с французского.
Москва. "Художественная литература". 1987 г.
Текст печатается по изданию: Виктор Гюго.
Собрание сочинений в 10-ти томах.
М., "Правда", т. 4, 5, 6.
Редактор М. Ваксмахер.
Корректоры Б. Тумян, Т. Филиппова.

    201. Стр. 361. Нечистая совесть влечёт за собой треволнения.

    202. Стр. 361. ... Сверх того Тенардье, человек коварный и хорошо владевший собой, был мошенником из породы осторожных. Этот вид мошенников - наихудший; ему свойственно лицемерие.

    203. Стр. 362. Иные формы уродства имеют право существовать даже в недрах вечной красоты.

    204. Стр. 362. ... Бывали минуты, когда он казался ей зажжённым светильником; в иные она чувствовала лишь его когти.

    205. Стр. 362. ... Матерью она была потому, что относилась к млекопитающим.

    206. Стр. 362. ... Тенардье в Монфермейле разорялся, если только возможно разорение для круглого нуля.

    207. Стр. 363. ... Несмотря на упорную немилость судьбы ...

    208. Стр. 363. ... не заботилась ни о вчерашнем, ни о завтрашнем дне, она жадно жила настоящей минутой.

    209. Стр. 369. Когда перед глазами тьма, затемняется и сознание.

    210. Стр. 369. В ночи, в непроницаемой мгле даже для самого мужественного человека таится что-то жуткое.

    211. Стр. 371. Во всех случаях жизни человек слышит предупреждающий голос инстинкта.

    212. Стр. 371. ... Крайняя нужда соединялась у него с крайней опрятностью - довольно редкое сочетание, внушающее чутким сердцам двойственное уважение к тому, кто так беден и так полон достоинства.

    213. Стр. 383. Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, - в этом всё будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пелёнки, нашивая платьица, лифчики и крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка - в девушку, девушка - в женщину. Первый ребёнок - последняя кукла.

    214. Стр. 383. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей.

    215. Стр. 384. ... её слащавая вежливость была ещё неприятней её грубости ...

    216. Стр. 387. Грубые натуры имеют общую черту с натурами наивными: у них нет постепенных переходов от одного чувства к другому.

    217. Стр. 387. ... Он, видимо, находился на той грани волнения, когда молчат, чтобы не разрыдаться.

    218. Стр. 390. - А это что такое? - спросил незнакомец.
    - Это подвенечный убор моей супруги, - ответил Терандье.
    Незнакомец окинул убор взглядом, который словно говорил: "Значит, даже это чудовище когда-то было невинной девушкой!".

    219. Стр. 395. Но ведь надо что-нибудь делать для Бога.

    220. Стр. 396. ... Он предполагал всё и не знал ничего.

    221. Стр. 398. Кто ищет лучшего, тот может найти худшее.

    222. Стр. 398. Пойманную тайну из рук не выпускают.

    223. Стр. 405. Для собора сто лет - юность, для жилого дома - старость.

    224. Стр. 407. Если можно вообразить себе что-нибудь страшнее ада, где страдают, то это ад, где скучают ...

    225. Стр. 408. Есть явления, на первый взгляд неправдоподобные, и тем не менее они вполне соответствуют действительности.

    226. Стр. 409. Дети быстро и легко осваиваются со счастьем и радостью, ибо они сами по природе своей - радость и счастье.

    227. Стр. 411. ... Судьба внезапно столкнула и с неодолимой силой обручила этих двух лишённых корней человек,столь разных по возрасту, но столь близких по переживаниям.

    228. Стр. 412. У детей, как у птиц, есть своя утренняя песенка.

    229. Стр. 412. У добрых мыслей, как и у дурных, есть свои бездонные глубины.

    230. Стр. 412. Даже лучшим людям свойственны эгоистические мысли.

    231. Стр. 418. Лик нашей отчизны так же дорог нам, как лицо матери.

    232. Стр. 418. ... Он уповал на Бога, как (она) уповала на него.

    233. Стр. 427. Крайним обстоятельствам свойственно озарять всё кругом, словно вспышкой молнии, которая нас то ослепляет, то просветляет.

    234. Стр. 430. Беглец никогда не бывает уверен, что он надёжно укрыт.

    235. Стр. 431. Часы экстаза пролетают как одно мгновение.

    236. Стр. 434. ... Самые мрачные мысли закружились у него в голове. Бывают минуты, когда чудовищные предположения осаждают нас, точно сонмы фурий, и силой проникают во все клеточки нашего мозга. Если вопрос касается тех, кого мы любим, то чувство тревоги за них рисует нам всякие ужасы.

    237. Стр. 437. ... Не старайтесь узнать обо мне больше, чем знаете ...

    238. Стр. 437. Нет чащи, которая надёжней укрыла бы человека, чем толпа.

    239. Стр. 441. В этом мире есть два существа, испытывающие равный по силе глубокий внутренний трепет: мать, нашедшая ребёнка, и тигр, схвативший добычу.

    240. Стр. 443. И на великих стратегов находит затмение.

    241. Стр. 443. Подобно тому, как множество свитых бечёвок образует канат, нередко огромная глупость является всего лишь суммой глупостей мелких.

    242. Стр. 454. Взор праведных не смущает невинных.

    243. Стр. 465. ... Кроме него и кроме садовника, как мы уже говорили, ни один мужчина не имел доступа в монастырь. Впрочем, пансионерки видели ещё двух мужчин; один из них - священник, старый и безобразный аббат Банес, которым они могли любоваться сквозь решётку клироса; другой - учитель рисования, г-н Ансио, упомянутый в вышеприведённом письме "как ужасно старый горбун Ансьошка".
    Отсюда явствует, что мужчины были подобраны тщательно.

    244. Стр. 467. Первая ступень опьянения веселит, вторая раздражает, третья оглупляет, наконец четвёртая оскотинивает.  

    245. Стр. 471. Сердце человеческое не должно пустовать.

    246. Стр. 474. А факты между тем нелегко сбить с толку, они упорны.

    247. Стр. 475. Навязывать прошлое настоящему - всё это кажется странным. Однако находятся теоретики, развивающие подобные теории.

    248. Стр. 475. Мы в иных случаях почитаем прошлое и щадим его всюду, лишь бы оно соглашалось мирно покоиться в могиле. Если же оно упорно хочет восстать из мёртвых, мы нападаем на него и стараемся убить.

    249. Стр. 475-476. Суеверия, ханжество, пустосвятство, предрассудки - эти признаки, несмотря на всю свою призрачность, цепляются за жизнь: они зубасты и когтисты, хотя и эфимерны; с ними надо вступить в рукопашную и воевать, не давая передышки, ибо одним из роковых предназначений человечества является вечная борьба с приведениями.

    250. Стр. 476. Трудно схватить за горло тень и повергнуть её наземь.

    251. Стр. 476. Свойство истины - никогда не преувеличивать.

    252. Стр. 476. Существует нечто, подлежащее уничтожению, иное же надо только осветить и разобраться в нём.

    253. Стр. 476. Не надо языков пламени там, где достаточно простого луча.

    254. Стр. 478. Что такое сознание? Это компас в неведомом.

    255. Стр. 478-479. У нас есть долг: трудиться над душой человеческой, защищать тайное от чудесного, чтить непостижимое и отвергать нелепое, допускать в области необъяснимого лишь необходимое, оздоровлять верования, освобождать религию от суеверий, уничтожать всё, что паразитирует во имя Бога.

    256. Стр. 479. Всякий способ молиться хорош, лишь бы молитва была от души.

    257. Стр. 479. Мы знаем, что есть прославленные, мудрые атеисты. Приведённые к познанию истины своей мудростью... Но во всяком случае, если они и не верят в Бога, то уже само величие их разума подтверждает существование Бога.

    258. Стр. 479-480. Всякий спор с нигилизмом бесполезен: нигилист, если только он логичен, сомневается в существовании своего собеседника и не совсем уверен в собственном существовании.
    С его точки зрения допустимо, что он сам для себя - "измышление разума".

    259. Стр. 480. Всякий путь для мысли закрыт той философией, которая всё сводит к односложному "нет".

    260. Стр. 480. На "нет" есть лишь один ответ: "да".

    261. Стр. 480. Ничто есть что-то.

    262. Стр. 480. Наслаждаться - какая жалкая цель и какое суетное тщеславие! Наслаждается и скот.

    263. Стр. 480. Мыслить - вот подлинное торжество души.

    264. Стр. 480. Нравственность - это цветение истины.

    265. Стр. 480. Созерцание приводит к действию.

    266. Стр. 480. Абсолютное должно быть целесообразным.

    267. Стр. 480. Нам непонятны ни человек как точка отправления, ни прогресс как цель без двух движущих сил - веры и любви.

    268. Стр. 480. Прогресс есть цель, идеал есть образец.

    269. Стр. 480. Что такое идеал? Это Бог. Идеал, абсолют, совершенство, бесконечность - понятия тождественные.

    270. Стр. 481. Нам понятен гнев, но не злоба.

    271. Стр. 481. Порицать следует с осторожностью.

    272. Стр. 481-482. Быть погружённым в созерцание не значит быть праздным. Есть труд видимый, и есть труд невидимый.
    Созерцать всё равно что трудиться; мыслить - всё равно что действовать.

    273. Стр. 482. Живым никогда не следует забывать о могиле.

    274. Стр. 482. Время, когда существует столько людей с низкими лбами и низменными душонками, когда столько людей возводят наслаждение в нравственный принцип и поглощены скоропреходящими и гнусными материальными благами, всякий, удаляющийся от мира, в наших глазах достоин уважения.

    275. Стр. 482. Жертва, в основе которой лежит ошибка, всё-таки жертва.

    276. Стр. 483. В нашем обществе больше всего страдает женщина.

    277. Стр. 483. Кладбища берут то, что им дают.

    278. Стр. 484. Святых не расспрашивают.

    279. Стр. 487-488. Вообразите себе, что вы выбрались из леса, полного тигров, и вдруг вам дают дружеский совет возвратиться в лес...

    280. Стр. 489. Если тебя не слушают, то это ещё не значит, что ты должен замолчать.

    281. Стр. 490. Невежество, приправленное хитрецой, - сила; его не боятся и потому на эту удочку попадаются.

    282. Стр. 492. Каждый делает то, что в его силах.

    283. Стр. 494. Волю умерших надо исполнять.

    284. Стр. 496. Кто слишком долго молчал, тому годятся любые слушатели.

    285. Стр. 497. То, о чём следует знать, никому не ведомо, а ведомо то, о чём знать не следует.

    286. Стр. 498. Люди забыли свой долг и по отношению к живым и по отношению к мёртвым.

    287. Стр. 498. Погребение стало делом гражданских властей. Это ужасно.

    288. Стр. 499. Хромота - не недостаток, это благодать Господня.

    289. Стр. 502. ... Жан Вальжан улыбнулся одной из своих редких улыбок.

    290. Стр. 504. На что только не решаются, лишь бы выздороветь!

    291. Стр. 504. Кто спасается бегством, тот не кашляет и не чихает.

    292. Стр. 504. Слишком осторожные, при всех их кошачьих свойствах и благодаря им, иногда подвергаются большей опасности, чем смельчаки.

    293. Стр. 506. ... Покоиться на кладбище Пер-Лашез - всё равно что иметь обстановку красного дерева.

    294. Стр. 507. Вмешательство, всегда требует отпора.

    295. Стр. 508. Копая могилу другим, приоткрываешь и свою.

    296. Стр. 508. ... он был не дурак пожить.

    297. Стр. 508. ... Я человек образованный. Я окончил четыре класса ...

    298. Стр. 509. ... - Значит, дядюшка Матьен умер, - пробурчал он.
    - Бесповоротно, - подтвердил могильщик ...

    299. Стр. 509. Раскупоришь бутылочку - раскупоришь и душу.

    300. Стр. 510. Удивительно, до какой степени от спокойной совести зависит спокойствие человека вообще!          
           
Реклама
Реклама