Произведение «Ах, почему ОН не один, или испытание выбором.12,13» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 776 +1
Дата:

Ах, почему ОН не один, или испытание выбором.12,13

   Часть двенадцатая.

   - Ну и погодка…
   - Что?- рассеянно спросила я, не сразу переключившись с размышления на восприятие.
   Марат открыл багажник, бросил туда щетку и быстро снова захлопнул.
   - Бесполезное занятие говорю. Поехали, пока нас самих не занесло.
   - Ехать-то далеко? – поинтересовалась я, усаживаясь рядом с Маратом.
   - Да уж не близко…
   - Неужели обязательно ехать именно сегодня?
   - Не они для нас, а мы для них.
   - Что ты этим хочешь сказать?
   - Богатые люди существуют на белом свете вовсе не для того, чтобы стать нашими клиентами и тем самым обеспечить нам средства для существования. Теперь понятно?
   - В общих чертах. Но ты не просто лучший – ты модный, а это для них все же имеет значение.
   - Детка, господин Демьянов очень легко может придать мое имя забвению.
   - Оскал капитализма…
   - Ты молодая, а я успел застать тот период, когда в институтах существовала такая дисциплина – научный коммунизм, по которому все без исключения перед защитой дипломного проекта сдавали Государственный экзамен.
   - Ну и что?
   - Ничего. Только про оскал капитализма я могу рассказать тебе много интересного. Скажу тебе по секрету, что в девяносто первом году я так и не смог приобщиться к всеобщей эйфории по поводу провозглашения так называемой демократии. Знаешь почему?
   - Почему?
   - Потому что не пролистнул пресловутый  учебник,   как это делали многие, а изучил предмет довольно внимательно.
   - На тебя это произвело такое сильное впечатление?
   - Зря смеешься. Среди словесной шелухи там много неглупых мыслей. В разумности и вменяемости людей, проповедующих идеи коммунизма, вернее социализма, поскольку коммунизм, как не жаль – утопия,  мне суждено было удостовериться, когда сразу после окончания института я попал на стажировку в Англию.
   - Извини.
   - Давно хотел тебе сказать – меньше извиняйся.
   - Но…
   - Глупости все твои но. Извиняться нужно только в крайних случаях. Так об Англии… Прекрасная страна, превосходные люди. Умные, образованные, талантливые. На первых порах я буквально одурел от впечатлений. Но со временем я стал замечать кое-что, что заметно остудило мой пыл.
   - Что же?
   - Опять ты усмехаешься, а я ведь говорю с тобой серьезно.
   - Я и не думала. Тебе показалось.
   Марат посмотрел на меня и удовлетворенно кивнул.
   - Свобода творчества… Не более чем миф.  Творцы на Западе  не намного свободнее, чем в свое время были у нас. Какая разница кто диктует правила игры? Партработники, сидящие в скучных кабинетах или улыбчивые бизнесмены? Заказ он ведь не всегда столь уж прямолинеен. А безденежье художников (в широком смысле этого слова), которые в силу личных убеждений не желают принимать предложенные правила это, отнюдь, не местечковая проблема.
   - Да деньги… Я согласна. Но на Западе свободы все же больше, нет?
   - В чем? Говорить, когда никто тебя не слушает? Создавать то, что никому не нужно?  Все мы обслуга, Агашенька. Чего изволите? Сколько заплатите? Неужели ты всерьез думаешь, что там как-то иначе?  Никто не вложит в тебя ни копейки, если сочтут, что это нельзя будет продать. Скажу больше. Когда деньги были государственными, при хорошем к тебе отношении уговорить чиновника  «вложиться» было  проще.  Найти охотников рисковать своими деньгами  гораздо труднее. Если такое вообще возможно при теперешнем положении дел.  
   - Может быть дело в цене?
   - В цене или стоимости?
   - Не очень поняла… Я имею в виду оплату труда. Ты никогда не думал уехать из страны?
   - Куда? Зачем? Нас и здесь неплохо кормят, как говаривал один упитанный кот из мультика.   И потом… Я тут думал-рассуждал и додумался… Знаешь до чего?
   - До чего?
   - Мысль, в общем, банальная, но мой личный опыт ее подтверждает. Денег человеку нужно ровно столько, чтобы ему хватало на приличное существование и оставалось еще чуть-чуть. Чтобы непременно оставалось и, чтобы непременно немного.
   -  Ну, знаешь ли… Аппетиты у всех разные.  
   - Аппетиты разные, но дело не в аппетитах. Ибо, что такое аппетит? По существу это легкое чувство голода. Заметь, легкое. Сильно проголодавшийся человек жрет все, что ни попадется. Нельзя доводить человека до такого состояния. Это раз. И нужно воспитывать культуру питания. Это два. Вот и все.
   - Глобальные проблемы так просто решаются?
   - Посуди сама. Практически во всех культурах есть традиция: пришел в дом человек – сначала накорми, а потом расспрашивай. Почему? Да потому, что голодный человек всегда потенциально опасен.
   - И к гостеприимству и радушию это никакого отношения не имеет?
   - Имеет. Но гостеприимство и радушие не  возникло на пустом месте. Колоссальный человеческий опыт, иначе говоря – народная мудрость.
   - Ну, положим. А как же – сколько волка не корми?..
   - Поэтому так и живем.
   - И все решит культура питания?
   - Не будь занудой.
   - И все-таки?
   - Знал бы ответ, так не ехал бы сейчас с тобой к бывшему «отморозку», а ныне респектабельному господину и преуспевающему бизнесмену, а занимался переустройством мира во имя добра и человечности. Кстати, о господине Демьянове. Старайся не вступать с ним в посторонние разговоры. Он может воспринять это, как обещание на необременительные интимные отношения.
   - Не поняла.
   - На одноразовый секс. Так понятнее?
   - Более чем.
   - Михаил Иванович сладострастен без всякой меры. Я, конечно, буду за тобой присматривать, но и ты сама держись ко мне поближе.
   -  Мы куда едем-то?
   - О!.. Это очень, очень далеко. Там пустынно и жутко.
   - И дикие звери бродят по лесным тропинкам, мечтая полакомиться свежей человеченкой?
   - Вполне вероятно, - усмехнулся Марат.
   Я весело рассмеялась, но на душе стало не совсем спокойно. Про Демьянова, в самом деле, ходили довольно странные слухи. Например, про то, что в загородном доме он держал двух волков, которые беспрепятственно передвигались не только по территории его обширного участка, но даже заходили в дом. Говорили, что кормил он своих питомцев живыми кроликами, наслаждаясь, глядя, как хищники раздирали этих несчастных пушистиков у него на глазах. Раньше мне как-то не приходилось особенно задумываться о правдивости этих слухов. Про богатых и знаменитых и не такое рассказывают. А вдруг это правда?
   - Что примолкла? Испугалась?
   - Вот еще! – жизнерадостно соврала я. – А почему, кстати, Тарновский послал с тобой меня?
   - Честно?
   - Хотелось бы, если это, конечно, не противоречит профессиональной этике.
   - Ты неконфликтна, уравновешенна и обладаешь такими редкими в наших рядах качествами как исполнительность и аккуратность.
   - Это мнение Тарновского?
   - Это общее мнение о тебе в коллективе. Могу сказать, что думаю о тебе я сам. Хочешь?
   - Хочу.
   - У тебя заниженная самооценка, что очень удобно, если работаешь в паре. Это я попросил Тарновского, чтобы он дал мне тебя в помощницы.
   - Я реально оцениваю свои возможности. По крайней мере, пытаюсь…
   - Обиделась? Я бы не стал этого говорить, если бы относился к тебе не так хорошо.
   - С чего бы?.. То есть я не это хотела сказать…
   - Давай сначала скажу я, а то, боюсь, опять наш разговор уйдет в сторону. Так вот… Тебе нужно кардинально менять свою жизнь.
   - И что в моей жизни не так?
   - Да все!..
   Хорошенький поворот событий. Сначала тебе говорят, что ты нравишься… Нет, он не так сказал. Он сказал, что хорошо ко мне относится. Значимая оговорка. Затем следует приговор о полной несостоятельности.  Поблагодарить или расплакаться. Плакать, впрочем, нельзя. Я же уравновешенный человек. По крайней мере, все так думают.
   - Не обижайся, а отнесись к этому серьезно. Говорю это из лучших намерений, поверь.
   Ну да. Знаем, читали, куда выстлана дорога из лучших намерений.  «Не обижайся, не обижайся…»  Да не обиделась я!  Только говорить мне с тобой что-то перехотелось.
   - Ты слушаешь?
   Я  кивнула, и отвернулась к окну.  
   - Мне случайно попалось на глаза твое личное дело… Художественная школа, архитектурный институт… Это был твой личный выбор или…
   Говорить по-прежнему не хотелось, и я снова кивнула.
   - Почему?
   Едва сдержавшись, чтобы не ответить по кочану, я пожала плечами.
   - Нет, в самом деле, почему?
   - А ты? – отвернувшись от окна, за которым все равно ничего не было видно, нарушила я свое молчание.
   - Я… Я – это совсем другая история.
   - У тебя, стало быть, другая?.. Похоже,  ты знаешь мою историю? Так?
   - Я лишь предполагаю. Мне интересна твоя версия. Виноват, оговорился. Мне бы хотелось услышать подлинную историю.
   - Раз читал мое дело, значит, знаешь, в какой семье я росла. Красок и кистей в доме было больше, чем чего-либо другого. Я рано начала рисовать, и по утверждению, родственников у меня это неплохо получалось.
   - Поэтому тебя отдали в художественную школу.
   - Меня,  как ты выразился, отдали в художественную школу, потому что я этого сама хотела. Неужели трудно поверить, что ребенку просто нравилось рисовать?
   - А потом?
   - И потом. Я до сих пор люблю рисовать.
   - И занимаешься почему-то совсем другим.
   - Люблю, это не означает,  хорошо умею.
   Я рассмеялась, вспомнив одну свою приятельницу, которая постоянно повторяет, что любит и умеет готовить. В смысле приготовления пищи. Только вот я ни разу в жизни не попробовала в ее доме ничего особенно вкусного. А однажды, наблюдая за процессом варки варенья из черной смородины, который она упростила,  что называется до самого нельзя, была просто шокирована. Моя баба Лина (никогда, кстати, не хваставшаяся кулинарными умениями) превращала вареньеварение в некий ритуал, за которым я обожала наблюдать с самого раннего детства. Поэтому я и сейчас, когда варенье практически никто уже сам не варит, каждое лето непременно покупаю десятками килограммов всевозможные фрукты-ягоды и навариваю прорву варенья, которое потом раздаю друзьям и родственникам. Многие посмеиваются над моим пристрастием, но не было случая, чтобы кто-то отказался. Все-таки домашнее варенье,  сваренное на открытом огне в медном тазу трудно сравнить со всеми этими конфитюрами-джемами промышленного производства. Но для меня даже не это главное. Для меня гораздо важнее сам процесс.
   - И чему ты смеешься?
   - Так, вспомнилось… Но это не то теме.
   - Ты не воспринимаешь мои слова серьезно?
   - Воспринимаю. Но, если не ошибаюсь, ты клонишь к тому, что  на меня давит авторитет отца и деда?
   - Разве я неправ?
   - Прав, конечно. Но что же делать, если все сложилось так, а не иначе?
   - Чего проще попробовать себя в каком-нибудь другом деле?
   - Но я больше ничего не умею.
   - А ты пробовала?
   - Ты так говоришь, потому что считаешь меня абсолютно бесперспективной в том, чем я занимаюсь теперь?
   - Нет.
   - Значит, у меня все-таки есть шанс?
   - Шанс есть у каждого…
   - И у Тани с Аней?
   - Господи, при чем здесь Таня с Аней? В огороде бузина, а в Киеве дядька…
   - Нет, а все-таки?
   - У вас разный потенциал и разные цели.
   - У меня, кажется, вообще нет цели.
   - Я об этом и говорю. Ты работаешь за кусок хлеба…
   - А кто-то работает бесплатно?
   - Работа должна оплачиваться. Я же не об этом. Ты находишься в условиях, когда о хлебе насущном думать не приходится и…
   - Интересная версия. С этого момента, пожалуйста, поподробнее.
   - Не станешь же ты утверждать, что


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:31 18.05.2013 (1)
Свобода творчества не более чем миф. Согласен и не согласен одновременно. Вот Фёдор Михайлович, ведь он же обладал свободой творчества. И при этом умудрялся ещё деньги зарабатывать. Кажется, у него была та самая золотая середина, которая всё-таки должна быть.
Странная у героини работа. Зато, очевидно, не банальная.
очертания деревьев становили неясными
что творитЬся
     15:19 18.05.2013 (1)
За внимание огромное Вам спасибо.
  Про работу героини. В каждой профессии есть мастер и подмастерье... Аглая пока подмастерье... Что в этом странного? Архитекторский проект - это коллективное творение. Хотя, я могла что-то неправильно понять... Может, говоря, о странности, Вы имели в виду что-то другое?
  Про свободу творчества и Федора Михайловича... Безусловно, он был свободен как автор... Но и одновременно так зажат в тиски обстоятельств, как не многие из писателей...
  Может, глупость с моей стороны?.. Вы уж извините... Но я очень часто думаю... Вот, если бы у Достоевского была возможность, как у Толстого или там... Не знаю... Тургенева, который, кстати, зарабатывал куда больше своими писательством, чем Федор Михайлович... Работать, не торопясь, имея возможность править свои романы столько, сколько счел бы нужным? Что бы мы сейчас имели, а? Многие теперь пеняют ему на недостаточную прописанность образов... Вот и Вам не хватает, так сказать, красок в описании Сонечки, чтобы она стала выглядеть как-то реальнее...
  Что же касается фразы Марата в моем, так сказать, опусе... Так ведь он это говорит, как бы в противовес расхожему мнению, а не утверждая, что это истина в последней инстанции.
     21:39 18.05.2013 (1)
Странная работа в том смысле, что надо работать ночью, куда-то "к чёрту на кулички" ехать во время жуткого снегопада. В общем, полный сервис для богачей.
А то, что Ф.М. всегда был "полуголодным" - да, наверное, ему это было на пользу. Говорят, что это вообще всем на пользу.
А про Сонечку я другое подразумевал. Ф. М. экстраполировал на неё свои черты. Он вынес псевдорасстрел, не сломался на каторге - да, на то он и Фёдор Михайлович, другого такого нет и не будет. А вот почему не сломалась Сонечка? Что поддерживало её в ситуации постоянного жесточайшего стресса? Получается, и у неё была такая же сила духа, как и у самого Фёдора Михайловича. Вот этот нюанс вызывает сомнение.
А про Марата я  как раз согласен. Его точка зрения правильная, и говорит он всё обоснованно, как талантливый дизайнер Марат,  обоснованно. Просто иногда появляется какой-нибудь Фёдор Михайлович или Лев Николаевич - и опровергает все правильности.
     23:02 18.05.2013 (1)
Я не совсем поняла в конце... Кто-то может опровергнуть правоту Марата? Или же сам Марат опровергает некую правоту, ставшую расхожим мнением?
  А странность работы?.. Да, с нормальной точки зрения это странно. Но, к сожалению, тот кто платит, тот и заказывает музыку, причем с доставкой на дом. Теперь это практически непреложная истина. "Подгнило что-то в Датском королевстве..."
  И опять немного про Сонечку, хоть и надоела я, наверное, Вам с ней... Не знаю почему, но до сих пор мне как-то не приходилось всерьез задумываться о том, что в этом образе так много от самого Ф.М. И хотя, я абсолютно уверена, что подобная девушка вполне могла бы иметь место в реальной жизни, но теперь, кажется, понимаю почему Вы так настаиваете на надуманности этой героини. Потому что Ф.М. сам не очень-то верил в ее реальность, поскольку был не так однозначен. Он создал ее, как некий "идеальный" образ, да?
  И еще... Вы называете Толстого и Достоевского гениями? Они для Вас равнозначны?  Или кто-то близок, а другому просто отдаете должное? Мне очень любопытно.
     15:34 19.05.2013
Марат прав на 99 процентов.
Да, Сонечка - идеальный образ. Этакая  Соня д' Арк. В принципе, может такая встретиться раз в сто лет одному из миллиарда... Вообще-то Достоевский имел право на такую Соню. Он же не предсоциалистический реалист, который обязан изображать "типичных" людей в "типичных" обстоятельствах. Но тут другое. Мне кажется, что великая русская литература несёт свою долю ответственности за ужас 17-го года. Эти попытки "инженерить" и создали иллюзию, что можно создать "нового человека" и на практике так же само, как создают его литераторы на бумаге.
Достоевский меньше, Лев Толстой больше были склонны отчасти инженерить. Но, с другой стороны, может быть, это просто любовь к людям. И любовь способна приводить к ошибкам. Однако они оба гении. Я бы обоим в ноги поклонился.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама