Октавы Вашей Лены (страница 1)
Тип: Проза
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор: Юрий Тар
Баллы: 2
Читатели: 248
Внесено на сайт: 00:41 08.06.2013
Действия:

Октавы Вашей Лены

Давненько не писал я разборов на стихи. Ленивый стал. Пародию-то написать много ума не надо, полчаса -- и готово дело. А тут думать нужно. Тяжелая работа, как ни крути.  Но вот познакомился я с творчеством поэтессы одной, со стихиры к нам переехавшей, и вдохновился. Уж больно меня направленность творчества её привлекла. Я  ведь и сам, чего греха таить, клонов и троллей недолюбливаю. А тут – идейный, можно сказать, соратник. Вот и решил присмотреться и проанализировать.  Уж больно по душе пришлось.
Встречайте: поэтесса Ваша Лена (http://www.proza.ru/avtor/211996)


Вообще-то, творчество этого автора достойно целого цикла критических (в хорошем смысле этого слова) статей, но человек я занятой, большую часть дня приходится деньги на жизнь в поте лица зарабатывать. Так что решил я пока один стих разобрать, очень мне тема его понравилась.
Ну-с, начнем, перекрестясь.

«Исповедь клономаньяка» (с) Ваша Лена
http://www.proza.ru/2012/12/03/1339

В  первой октаве автор раскрывает нам глубинную суть отвратительного существа, вставшего на путь порока. С восхищением мы узнаем, что ничего в этой жизни не возникает из ничего. Не дал Господь этому уродцу ни грамма от своих божьих милостей от самого рождения:
«Не везло мне еще с рожденья,
Обделил меня Бог удачей.          
Ни ума, ни любви, ни денег.      
От досады я злобно плачу.          
Мне бы злобушку вылить надо
Кулаком да ядреным матом.        
Но  боюсь я в реале гадить,          
Ведь душонка уходит в пятки»    

Октава – бесспорная находка автора. Особенно хочется отметить великолепную образность («от досады я злобно плачу») и ненавязчивую тавтологию на границе первого и второго четверостиший (злобно/злобушку – однокоренные слова, тесно прижавшиеся друг к другу и усиливающие и без того мощную энергетику октавы).
Перед таким портретом глупого неудачника я и сам было чуть от жалости и досады не заплакал. Умеет автор нарисовать образ, черт побери! Нам всем нужно у Вашей Лены учиться, отличный получился художественный троп.
Правда, кое-что мне все же глаз резануло. Помнится, октавы (восьмистишия) пишутся по определенной схеме, а именно, - АБАБАБВВ. Искушенный читатель, конечно же, сразу поймет, что это за абракадабра такая. Для неискушенного поясню: это схема рифмовки. То есть, в восьмистишной строфе рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым. А что мы имеем у Вашей Лены?  Даже если допустить, что рифма «рожденья-денег» изящна, точна и достаточна, а «гадить-пятки» это творческая находка, то получается у нас АБАБААББ. Это меня несколько озадачило. В первом четверостишии перекрестная рифмовка, во втором – параллельная… Непонятно. Подумал, что память подводит, и, на всякий случай, в учебник слазил. А там  -- все как и раньше было: октава она октава и есть. Ну да ладно, чего к хорошему стиху придираться? Пойдем дальше.

«Неказист я, совсем не грозен,
Не хочу получить по морде,
Но зато на просторах Прозы
Я красавцем гарцую гордым.
У меня псевдонимов куча,
Сладко лить "из-под них" помои.
Пусть "сосайтник" инфаркт получит,
Раз повздорил, подлец, со мною»

Здесь с образностью тоже все замечательно. С первой же строки возникает неистребимое чувство отвращения к лирическому герою. Именно так я себе этих бесчисленных сайтовских  клономаньяков и представлял.  Мерзость какая!
А вот выразить так красиво я не мог никогда. Чувство хорошей белой зависти вызвала у меня эта октава. Всё здесь хорошо: рифмы удачные («грозен-Прозы», «морде-гордым», «помои- со мною»), размерчик веселенький выдержан (9-9-9-9-9-9-9-9) .  В профессионализме автору не откажешь, это факт.
Вот только со схемой у нас опять беда. Претерпев незначительные изменения, по сравнению с первой октавой, она превратилась в АБАБАБАБ. То есть, два четверостишия с перекрестной рифмовкой.  А куда же делось АБАБААББ? Видимо, автор по ходу пьесы передумал и решил процесс не усложнять. Что ж, перефразируя слегка Достоевского, автор же не тварь дрожащая, а право имеет.  Я лично с этим правом спорить не буду. Подумаешь, учебник, эка невидаль! Может, у меня учебник какой-то не той системы? Поэтому, лягнув ногой учебник стихосложения и задвинув его подальше под диван, я иду дальше и слегка вздрагиваю. Речь-то вдруг пошла о сурдинке разбора текстов! Уж не меня ли имеет в виду автор??? Но деваться по-любому уже некуда. Две октавы-то разобрал, не пропадать же добру. Переведя дух и уняв легкий приступ страха, читаю третью октаву:

«Под сурдинку разбора текста              
Я унизить стремлюсь конкретно.        
Из квашни выползает тесто -                
Из меня так и хлещет едкость.              
Я топчу "оппонентов" рьяно,
Колочу их и в хвост, и в гриву.
И кайфую, охотой пьяный,
И заврусь, словно мерин сивый»

И снова вижу блестящую и талантливую работу. Все происходит в полном соответствии с законами драматургии: в первой октаве пролог, во второй завязка, а в третьей начинается кульминация. А как еще назовешь выползающее из квашни тесто? Это ж практически чрезвычайная ситуация, впору МЧС вызывать. Так незаметно, уверенной рукой мастера легкий сатирический памфлет превращается в триллер с задатками боевика. Тем более, что лирический герой кого-то в хвост и в гриву колотит. Ну прямо Стивен Сигал какой-то. Но тут же читателю становится ясно, что это все бутафория и мерин в образе Сигала напился и заврался. Не то что на Сигала не тянет, а даже и с Кличко рядом не ржал.
Про удачные авторские находки в рифмах я уже говорил. Но что поделать, если они в каждой октаве бриллиантами голландской огранки сияют? «Конкретно-едкость» -- это нельзя не отметить. И без всяких там «сурдинок».
А что у нас здесь со схемой октавы? Хм… Снова АБАБАБАБ… Что ж, наверное так нужно. Посмотрим, что будет дальше.

В четвертой октаве лирический герой просто таки распоясался. Изощряется в «зловонной брани», «плюет в душу», но, не без трепета, ожидает, что его вот-вот «забанят». И мы, сопереживая автору, с нетерпением ожидаем того же. Наконец-то приближается развязка.  Ужас какой-то…

«Я хамлю из-под маски браво
На страничках своих мгновенных,
Обладаю законным правом
На свободу "инако-мненья",
Оторвусь я на всю катушку,
Изощряясь в зловонной брани
И плевать не устану в души -
Ведь вот-вот...в сотый раз – забанят»

С размером, ритмом, рифмой здесь по-прежнему всё в порядке. Профессионализм автора ощущается в каждой строке. Не очень, правда, понятно, почему слово «инако-мненья» написано через тире и почему «мненья», а не «мыслия», но это видимо, связано с трудностями подбора рифмы для слова «инакомыслие». Простим автору этот маленький грешок. А вот над словосочетанием «мгновенные странички» я призадумался. Попытался найти в словаре и плюнул через сорок минут. Наверное, здесь использован прием эллипса, то есть какое-то слово пропущено, а я такой тупой, что никак не могу это слово отгадать, хотя спинным мозгом чувствую, что это не блондинка. Просматривая напоследок четвертую октаву, я уже, по доброй традиции, мельком оцениваю схему. Все нормально: АБАБАБАБ. Автор наконец-то определился с выбором и стабилизировал его.  Пусть учебник пока под диваном полежит. А мы пойдем дальше, к пятой октаве. И содрогнемся в финале. Вот она, развязка!

«А как только случится это -
Содрогнётся портал от визга:
Эй, стукач расстрелял поэта!
Сталинист...кровопийца...изверг!
Я стою, потупивши очи,
Умирая в душе от смеха.
Нимб страдальца - красивый...очень.
Замечательный путь к успеху»

Ну точно, изящно написанный памфлет плавно перешел в боевик. Тут тебе и стукачи, и расстрелы, и сталинисты (не к ночи будь помянуты), а автор практически умирает. Слава Богу, что от смеха, а не со страху и не от инфаркта. С АБАБАБАБом тут тоже все хорошо (тьфу на тебя, учебник!), размерчик и ритмик выдержаны. Молодец автор!

Как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Наконец-то мы, «под сурдинку разбора текста» ознакомились с одной из больших побед автора Вашей Лены. Причем, с победой во всех смыслах: и стих получился весьма удачным (я даже улыбнулся один раз), и клономаньяка забанили (наконец-то!), и новое слово в построении стихотворных октав сказано. Побольше бы нам на сайте таких произведений. Впрочем, я подозреваю, что у автора Ваша Лена их еще есть, и обязательно к её творчеству вернусь.
А пока просто поздравлю автора с несомненной поэтической удачей и пожелаю ему (то есть ей) новых творческих успехов на радость нам, читателям и критикам.


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Публикация
Издательство «Онтопринт»