Материальные потребности хомо сапиенс стоят в одном ряду других важнейших потребностей. Вместе с потребностями продолжения рода, познания, веры, безопасности, свободы, с потребностью в красоте. Все они взаимосвязаны и служат друг другу. И труд в сфере материального производства оценим как один из первейших видов труда.
Труд – усилие физическое, умственное, нравственное, эстетическое, творческое… Физическое усилие в труде, труд тела, и умственное, труд духа, соперничают практически и теоретически. Грань между ними есть, но весьма тонкая, условная, как между материей и духом, злом и добром, ложью и истиной. Здесь важен факт, что превалирует, что доминирует. Работник переносит тяжести, метет улицу, сторожит объект – этот труд требуется минимум интеллекта. У инженера, изобретателя и ученого – все наоборот. Работник управляет машиной – здесь физическое и интеллектуальное сочетаются в соответствующей пропорции, впрочем, чтобы поворачивать рычаг или нажимать кнопки чрезмерного напряжения мозга не требуется. Марксистское понимание труда исходит от пролетария, работника физического труда – эпохи низкой технической оснащенности, – у которого умственное усилие скрыто за физическим усилием, мало заметно.
Способ производства материальных благ, где ведущая роль принадлежит пролетариату, создает все материальные богатства на земле, выбирает наиболее удобную форму собственности и способ распределения, порождает определенную идеологию, правовую систему, нравственность. Способ производства, прежде всего способ приложения физических усилий, определяет образ жизни. Как люди производят, так и живут. Государство, художественный вкус – продукт способа производства материальных благ. Тот факт, что Маркс берет за основу труд, в котором превалируют физические усилия в ущерб другим компонентам, скрыт за общими понятиями, которые были изобретены для обоснования нового учения. Нет, классик не исключает из труда интеллект и прочее (это и в принципе сделать невозможно), он просто ставит их позади, приуменьшает их значение. Интеллект пролетариата (зачем ему думать?) должен быть помещен в голову вождей! Такая интерпретация труда подошла для обоснования великой роли пролетариата в истории, его революционной диктатуры (его много, он силен), – и ничтожной роли буржуазии, якобы превратившейся в паразитический класс, подлежащий свержению. Такая интерпретация труда обесценила труд как инициативу, как творчество и прошлый труд – ученых и изобретателей, заложенный в орудия и средства производства; роль прошлого труда пассивна, он (заложенный в ГЭС, например), по Марксу, не создает стоимости, но лишь переносится на продукт живым трудом рабочего.
Сопоставим Гегеля. Его труд – это труд духа. Понятие как зерно духа является стимулом развития. Оно движет и движется. (Труд начинается с изготовления орудий, говорит Энгельс. Это верно, но изготовление, естественно, начинается с догадки, с мысли.) Отсюда вывод: инстинкт познания, стремление к познанию, жажда познания ведут развитие, направляют прогресс – создают отношения, производят, строят государство как нравственный элемент. Созидают и разрушают, планируют и реализуют планы, ошибаются и возвышаются. Люди работают, а разум, доминируя в процессе, исправляет ошибки, наказывает заблудших и поощряет успешных, умных, прозорливых. Можно сказать, что Гегель обоготворяет процесс познания, возвеличивает интеллектуальную сторону труда в ущерб физической. Однако положительной стороной его философии является то, что он, основоположник диалектического метода, метода борьбы противоположностей, не выводит на историческую арену специального класса, тем более – революционного класса. Его борьба – это борьба идей, это развитие философии, научных знаний. Основные орудия прогресса, осуществляемого абсолютным духом, субъектом развития, – это мысль, понятие, идея, разум. Всемирная история – прогресс в сознании свободы. Философы – вот его «революционный» класс.
Марксизм является учением об абсолютной и вечной диктатуре. Сначала пролетариата, а потом и других слоев народа из сферы наемного труда. Пролетариат неизбежно должен быть пополнен, ибо количественно он сокращается: роль интеллекта в производстве постоянно растет. К диктатуре придется приобщить учителей, врачей, госчиновников, юристов, милицию, наемных солдат, сержантов и генералов, приобщить народ мыслящий. Из генералов могут прийти и хорошие диктаторы, – стоит лишь их подучить политическим делам и марксизму. А если их марксизм под сомнением? Тогда рисковать не стоит. За социализмом последует коммунизм. Но так как вторая фаза требует единомыслия, как и первая, то диктатуры не избежать. На свободу всегда будет нужна узда. Марксизм – философия трудовой мобилизации и духовного рабства; этот вывод напрашивается из работ Маркса, Ленина и практики строительства социализма и коммунизма в нашей стране.
Сознание пролетариата – тред-юнионистское, то есть: вы нам хорошо заплатите за работу – остальное нас не касается. Ленин это понимал, и потому дал указание внести в сознание пролетариата нужную идею – идею борьбы за власть. И стали советские марксисты кормить пролетариат властью, приучать его к роли исторического гегемона. Он каждый раз «выплевывал» этот продукт, но ему совали его в рот снова и снова. И книги на эту тему сочиняли и песни, наполняли органы власти статистами – представителями из народа, но воз и ныне остался там. Однако безумцы убедили себя, что революционизировать пролетариат им удалось. Какие мысли витают сегодня в их мозгах? Одна из них: в следующий раз (сегодня они за пределами исторического поля), если таковой случится, не позволить бюрократии оттеснить от руля представителей основной исторической силы, но периодически встряхивать власть и наполнять ее духом революции. Именно в русле этой идеи Мао Цзедун провел в свое время культурную революцию. Троцкий и его перманентная революция снова в моде.
Да, в истории действуют вожди, их свита (партии) и трудящаяся масса. Первым нужен мощный интеллект, ибо им предстоит ввести человечество в Новую эру, в период собственно истории. А задача последних – быть ведомыми при названии гегемон. Прочим социальным слоям – всяким там крестьянам, священнослужителям, интеллигентам – предстоит раствориться и стать трудящейся массой. Велись разговоры про некие права и свободы человека? Об этом следует забыть и никогда не вспоминать: человек произошел от обезьяны и место ему в общем зверинце под названием коммунизм. Среда, 31 июля 2013 года
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А вот про нынешних в таком же духе слабо написать?!